Кино

Вечное возвращение: «Берегись автомобиля» – 55 лет

С момента выхода комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» прошло 55 лет. Одно за другим менялись поколения, генеральные секретари и президенты, мода и стандарты, но этот фильм не устарел и не покрылся пылью времени, а стал классикой, которую можно бесконечно изучать, так и не разгадав секрета ее бессмертия.

«К сожалению, юмор стареет и умирает» – так режиссер Эльдар Рязанов начал свои мемуары «Неподведенные итоги». К его фильмам это не относится: стареет и умирает только сиюминутный юмор, тяжелый и злой. Рязановский же, особенно в лентах, созданных вместе с Эмилем Брагинским, не просто легкий, но слегка смущенный, как будто не до конца уверенный, что ему тут рады.

Основа картин Рязанова – Брагинского – трогательная и иногда раздражающая гордость небольших людей, «винтиков», живущих ради чего-то настоящего. Они робко бунтуют против фальши, в их мире царит высшая справедливость. Они немножко дети (как сейчас модно говорить, «кидалты») – и поэтому выглядят так беззащитно, а иногда и инфантильно.

55 лет назад в советской лирической комедии впервые появился «честный вор» Юрий Деточкин, слегка не от мира сего. Немножко юродивый, немножко преступник, немножко святой.

О картине «Берегись автомобиля» тысячи раз рассказывали и авторы, и участники, и милиционеры, и пассажиры троллейбусов. Кажется, уже все знают, как съемки фильма запретили или как Ольга Аросева училась водить троллейбус, а ее коллега по театру решила, что Аросеву уволили, и она теперь вынуждена работать шофером.

Как каскадер Александр Микулин выполнял сложнейшие трюки, посадив в машину самого Рязанова, а режиссер хоть и боялся до ужаса, но пощады не просил. Как большие артисты Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис, Георгий Жженов и Любовь Добржанская работали над «маленькими ролями» (так их персонажи названы в титрах).

Как после премьеры Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актером 1966 года по опросу читателей журнала «Советский экран». Как машина «Волга», одна из героинь фильма, потом появилась в качестве такси в «Трех тополях на Плющихе»… Похоже, об этой ленте известно все. До сих пор непонятно лишь одно: как картина получилась настолько живой и почему она до сих пор не постарела и не изменилась.

Ушли ее создатели – в 1998 году умер Эмиль Брагинский, в конце 2015-го не стало и Эльдара Рязанова. Ушла эпоха. Ушел легкий юмор советских лирических фильмов. Многие рязановские комедии сегодня смотрятся совсем не так, как раньше: в «Иронии судьбы» пьет и дебоширит не смешной интеллигент, а инфантильный маменькин сынок, не способный на серьезные отношения.

«Служебный роман» – не история любви, а рассказ о женском царстве, где все героини делают вид, что сильные, а сами только и мечтают, чтобы кто-нибудь все решил вместо них. «Берегись автомобиля» остался таким, как был: не слепком эпохи, а притчей о вечном возвращении, о герое, вобравшем в себя черты Робин Гуда, Дон Кихота и Иванушки-дурачка.

Картина, которая сначала должна была называться «Угнали машину», – первый совместный сценарий Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Соавторы познакомились в начале 60-х и решили, что «вдвоем сподручнее острить». Им показалась интересной городская легенда о преступнике, который угонял машины, перепродавал их, а деньги переводил в детские дома.

Эту историю рассказывали им в разных городах, но Юрий Никулин считал, что именно он познакомил сценаристов с сюжетом. Правда, в его версии герой был не совсем Робин Гудом, а скорее честным мстителем: воровал автомобили только у тех жуликов, которые упекли его в тюрьму, и когда наконец попался – на 13-й украденной машине! – на суде рассказал все о своих обидчиках. Рязанов и Брагинский написали другую историю, и в главной роли видели именно Никулина. Ему это было не очень интересно, к тому же великий клоун собирался в заграничную командировку и на съемки времени не оставалось.

Рязанов решил пойти в комитет Совета Министров СССР по кинематографии и попросить отменить никулинские гастроли ради съемок в фильме. Прочитав сценарий, министр Алексей Романов вообще «законсервировал» картину.

«Кино обладает большой заразительной силой, – сказал он Рязанову. – Я боюсь, что после вашей картины население начнет повально воровать машины друг у друга».

Отказываться от сюжета соавторам не хотелось, и они написали одноименную повесть. В финале они нежно издевались над тем, как министр воспринял их сценарий: герои собирались в Управлении художественного свиста и выслушивали, какие «пустяковые измененьица» надо внести в историю. Рязанов и Брагинский применили свое главное оружие:

«На недобрых людей не только важно указать пальцем, важно их обезвредить, сделав смешными».

Повесть напечатали в журнале «Молодая гвардия», она имела успех. Теперь можно было предложить ее в производство. К экранизациям в Управлении художественного свиста – то есть, простите, в Комитете по кинематографии – относились гораздо лучше, чем к оригинальным сценариям, и фильм запустили.

Это должен был быть «комедийный автомобильный вестерн», однако вестерн неоднозначный, чтобы герои не делились на безусловно «плохих» и безусловно «хороших». Никулин снова уезжал на гастроли и сниматься не мог, другие актеры не очень подходили. Пробовали Леонида Быкова, но, по словам Рязанова, «получался народный мститель с украинским акцентом».

Леонид Куравлев представал «пролетарским мстителем с Красной Пресни, который ненавидел богатеев и был готов выворачивать булыжники из мостовой». Претендовал на эту роль и Олег Ефремов, в результате сыгравший следователя Подберезовикова. По меткому замечанию художника картины Бориса Немечека, он был похож на «волка в овечьей шкуре».

Рязанов не побоялся заявить, что пока не найдет нужных исполнителей, снимать не начнет. Пробы Иннокентия Смоктуновского оказались не вполне удачными, пришлось ехать в Ленинград, прямо в Смольный, где снимался фильм «На одной планете». Смоктуновский там выступал в роли Ленина и ежедневно тратил только на грим по четыре часа. Но даже ужасные пробы убедили Рязанова, что «благородного жулика» должен играть только он.

История о том, как Рязанов сквозь дождь и бурю добрался до дачи больного Смоктуновского и заставил дать расписку, что тот снимется в картине «про автомобиль», сама могла бы стать фильмом. И режиссер не прогадал: актер не просто стал на экране страховым агентом с острой тягой к справедливости, но и повторил две свои знаковые роли.

«Ты идиот?» – спрашивает Ольга Аросева у Деточкина с лицом смиренного князя Мышкина из знаменитого спектакля БДТ. В самодеятельном же театре угонщик участвует в постановке «Гамлета», за роль которого в экранизации Григория Козинцева Иннокентий Михайлович получил Ленинскую премию за год до съемок у Рязанова.

Кстати, Смоктуновский признавался, что не любит пьесу Шекспира. Принц Датский для него – неживой человек, ходульный, заумный, глупый, чего-то хочет, а чего – непонятно.

«Мой Гамлет унаследовал от Мышкина незначительную часть глобальной человечности… и только поэтому получился хорошо».

Один из секретов «Берегись автомобиля» как раз кроется в этой «глобальной человечности», которую Деточкин унаследовал от персонажа Достоевского.

К высшей справедливости стремится не только сам герой и его антагонист следователь Подберезовиков. Хапуга-священник (один из немногих фильмов, где Баниониса не переозвучили и он говорит с акцентом, как в жизни), бодрый гыгыкающий отставник в исполнении Анатолия Папанова, элегантный делец Семицветов (Андрей Миронов) – калейдоскоп карикатур оправдывал Деточкина, доказывал, что «он, конечно, виноват… но он не виноват!»

На фоне мелких людишек Деточкин и Подберезовиков вдвоем противостояли целому миру жуликов, воров, да и просто лжецов. Безобидный зануда, руководитель народного театра (Евгений Евстигнеев), врет окружающим и самому себе, что способен быть режиссером. В то время как сам обожает футбол и считает, что Ермолова «играла бы лучше вечером, если бы днем работала у шлифовального станка». Покупательница заграничного магнитофона (Галина Волчек) живет в лживом мире, где все делается по звонку «Олега Николаича, приятеля Леонида Осипыча».

И вот против такого мира выступают два героя. Они наизусть знают Шекспира и понимают, что такое настоящая дружба. Они готовы простить ошибки, но не ложь. Они знают, что система несовершенна, а люди прекрасны.

Середина 1960-х – время выхода фильма – самый излет «оттепели», начало долгой брежневской поры. По картинам Брагинского и Рязанова сегодня изучают эпоху застоя. Деточкин же принадлежал другой системе координат. Рыцарь дурацкого образа, он не был символом или примером для подражания, он не выражал время, а жил вне эпох и правил. Именно поэтому «Берегись автомобиля» – такой умный, «не от мира сего» фильм, в котором почти хичкоковские сцены соседствуют с безмятежной советской кинолирикой, а герой одновременно оказывается безумцем и святым.

Брагинского с Рязановым объединяло одинаковое представление о том, что комедия должна «нести людям свет надежды». И она его несла. Один проход Смоктуновского по улице, один крупный план Ефремова, одна фраза, произнесенная Любовью Добржанской, затмевают сотни нынешних актерских работ. В картине звучала трогательная и тревожная музыка Андрея Петрова, ставшая классикой.

Но главное — в ней была притягательная странность, безусловная любовь авторов к своему герою, детективный сюжет, не требующий разгадки, и злодеи, которых не надо было бояться. История любви человека и мира, грустная притча о том, как человек снова и снова стучит в стекло и говорит: «Здравствуй, Люба, я вернулся». А мир его не впускает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад