При жизни Винсент Ван Гог познал всевозможные тяготы – от нищеты и неразделенной любви до непризнанного творчества. Зато с экранными воплощениями ему повезло больше других художников. В первых лентах о Ван Гоге авторы просто пересказывали различные эпизоды его биографии. А в последние годы режиссеры пытаются визуальными средствами отразить сам дух вангоговских полотен. Позволить зрителям ощутить в ладони шероховатое дерево кисти. Узреть глубину и богатство мазков. Услышать в голове легкий шепоток вдохновения – или надвигающегося безумия.
15 июля в российский прокат выходит очередная интерпретация судьбы Винсента под названием «Влюбленный Ван Гог», в связи с чем «КиноРепортер» рассказывает о картинах, где образ выдающегося живописца был воссоздан с симпатией и подлинным талантом.
Благодаря этой экранизации романа Ирвинга Стоуна, ставшей первым художественным произведением о Ван Гоге, звезда Кирка Дугласа вспыхнула с ослепительной яркостью. Он растворился в роли и не выходил из образа даже дома, наедине с женой. Актер учился рисовать и шлифовал искусство автопортрета. Задействование в качестве локаций реальных мест, где жил Ван Гог, и мастерский подход режиссера Винсента Миннелли к использованию цветовой палитры превратили картину в эффектное, пусть и чересчур театральное зрелище.
Дуглас здесь эмоционален и монументален, в отличие от более сдержанного Поля Гогена (принесшего Энтони Куинну «Оскара»), и работу над своим героем он неоднократно называл сложным, болезненным опытом. Однажды Марк Шагал под впечатлением от «Жажды жизни» предложил Дугласу сыграть себя в готовящемся фильме-биографии. Кирк приобрел несколько шагаловских рисунков и ответил, что больше никогда не будет исполнять роли художников.
Роберт Олтмен, создатель «Военно-полевого госпиталя» и «Нэшвилла», концентрируется не столько на творческом пути Ван Гога, сколько на его связи с братом Тео, на восприятии каждым из них искусства и жизни в целом. С помощью Тима Рота, играющего Винсента с нервной раскованностью, постановщик прилежно следует по извилистой дороге творца, который от увлеченности и надежд скатывается к изоляции и разочарованию. Невозможно забыть потрясающие этюды в желтых тонах, среди подсолнухов и в пшеничном поле, где ощущения простора и испепеляющего солнечного света обрушиваются на плечи художника и зрителя с невиданной силой.
Спустя четыре года после триумфа в Каннах, когда лента «Под солнцем Сатаны» завоевала «Золотую пальмовую ветвь», французский мэтр Морис Пиала заставил знаменитого рокера Жака Дютрона играть меланхоличного Ван Гога в картине о последних месяцах его жизни. Если фильм Винсента Миннелли грешил мелодраматичностью и не всегда уместной тягой к построению культа личности, то Пиала безжалостно избавился от лишних сантиментов и сосредоточился на психическом состоянии живописца и его отношениях с ближайшим кругом общения, будь то Тео или доктор Гаше. Однако это ни в коем случае не произведение об умирании – скорее о попытках удержать стремительно ускользающую жизнь и напоследок насладиться ее красотой.
Забытый фильм Криса Дурлахера повествует о событиях зимы 1888-го, когда Ван Гог и Поль Гоген поселились в Арле (Прованс) с намерением основать коммуну художников. Джон Симм сыграл довольно беззащитного Винсента, ранимого, скромного, робкого человека не от мира сего, который хочет писать картины и поддерживать теплые отношения с деспотичным товарищем. Подобно своему герою, фильм наивен и слегка неказист, что, однако, не отменяет его художественных достоинств. Главное из них – умение видеть поэзию в окружающем мире и самых простых вещах, будь то согбенные крестьяне в поле или искрящиеся золотом цветы. А за девять недель существования в «желтом доме», омраченного ссорами, пьянством и бедностью, Ван Гог с Гогеном создали более 40 полотен общей стоимостью $1,5 млрд.
Эта лента была поставлена умельцами BBC на основе 902 писем Ван Гога, большинство которых адресовано Тео. Авторы с гордостью заявляют, что каждое слово здесь правдиво, благодаря чему зритель получает возможность наблюдать за творческими поисками художника в исполнении Бенедикта Камбербэтча под аккомпанемент его мыслей. Получился своеобразный моноспектакль, несколько суховатый, начертанный крупными штрихами, зато предельно достоверный. Когда Камбербэтч доверительно смотрит в камеру, произносит какие-то фразы и на его щеках пламенеют абрикосовые отблески прованского солнца, между актером и прототипом возникает невероятное духовное единение, а внутренний голос смятенного творца звучит искренне и пылко.
Без преувеличения гениальная анимационная лента, от первого до последнего кадра нарисованная масляными красками в стиле полотен Ван Гога. Винсент здесь не является главным действующим лицом. Он появляется на экране изредка, во флешбэках, а сюжет и персонажи вдохновлены его творчеством в целом. Спустя год после его гибели почтальон везет Тео неотправленное письмо от брата, выясняет, что и Тео тоже не стало, и едет на поиски его вдовы, а параллельно пытается пролить свет на загадочные обстоятельства смерти художника. Постепенно далекий от искусства персонаж приближается к высочайшему откровению, постигая глубины живописи Ван Гога. Аналогичное откровение подстерегает и зрителя, когда на его глазах оживает бесконечно прекрасный мир, исцеляя израненные души серебром звездного света.
Жанр биографических лент о людях искусства Джулиану Шнабелю не в новинку. В драме «Пока не наступит ночь» Хавьер Бардем воплотил образ кубинского поэта Рейнальдо Аренаса. Джеффри Райт и Дэвид Боуи исполнили роли Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола в режиссерском дебюте Шнабеля «Баския». А три года назад Уиллем Дефо сыграл, пожалуй, лучшего Ван Гога в лучшей картине о его творческих, физических и духовных муках. Импрессионистская манера съемок с нестандартными ракурсами, фильтрами, сверхкрупными планами и трясущейся камерой создает эпилептический портрет гения на грани нервного срыва. Гения, который благодаря изможденному лику Дефо выглядит почти святым.
Последний на данный момент проект о Ван Гоге обволакивает шарм магического реализма, напоминающего о фантазиях Вуди Аллена вроде «Пурпурной розы Каира» и «Полночи в Париже». Винсент внезапно оживает, вылезает за рамку автопортрета и намеревается пожить как обычный человек, с любимой супругой и шумными детьми. Его ожидает конкуренция со стороны другого художника, на сей раз современного, ибо сердца обоих мужчин отданы одной и той же женщине. Превосходная завязка для обаятельной романтической комедии, которую французы, в частности режиссер Жан-Люк Аяш, способны снять изящнее кого бы то ни было.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…