Рецензии

«Вампиры средней полосы 2»: Почему народный хит больше не воспламеняет кровь

В славном городе Смоленске вновь неспокойно. На улицах опять появляются трупы – один из них, вампирский, без головы. Доблестный страж порядка Жалинский (Михаил Гаврилов-Третьяков), по которому его коллега Аннушка (Анастасия Стежко) с ума сходит, при невыясненных обстоятельствах погибает. Вдобавок объявляется неподалеку загадочная белокурая девчушка (Ева Смирнова), которой наверняка всякие страшные тайны известны. Но делиться ими с кем бы то ни было она не спешит. Все, в общем, смешалось в доме деда Славы (Юрий Стоянов), тоскующего по почившему во цвете лет Женьку (Глеб Калюжный).

Женька, если помните, в первом сезоне «Вампиров средней полосы» хранители казнили. Те, кто хрупкое равновесие между людьми и кровососами поддерживает. Пока хранительница Ирина Витальевна в исполнении неподражаемой Татьяны Догилевой со смертельной болезнью сражается, бразды правления принимает ее сын Костик (Дмитрий Лысенков). Неуверенный в себе молодой человек, который держит в клетке беременную вампиршу Ольгу (Ольга Медынич) и повышает свой социальный статус, продавая из-под полы матушкино лекарство карикатурному авторитету с блестящим черепом.

Это – лишь малая толика сюжетных перипетий вторых «Вампиров». Даже беглого их перечисления довольно, чтобы понять, насколько сезон под номером 2 перегружен важными и не очень линиями, персонажами, деталями. Всем, что навязчиво отвлекает от ключевого (вроде бы) конфликта, связанного с той самой девочкой по имени Мила, которая в реальности и не девочка вовсе, а 90-летняя бабулька с острыми зубками, о чем периодически ехидно напоминает дед Слава. Когда-то она была членом вампирской семьи на Урале. А потом решила сбежать. За ней тут же погнались охотники во главе со стилягой Борисом Феликсовичем (Егор Дружинин в хипстерских очках) и воительницей Агатой (Лукерья Ильяшенко в мини-юбке). Отсюда – разборки, оторванные головы и прочие бедствия.

Именно эта история, видимо, должна была находиться в центре внимания. Но тянется она настолько вяло, что судьба Милы волнует на порядок меньше судьбы того же Женька, который тихо-мирно растет в комнатном горшочке в обличье лебеды. Сценаристы так старательно разжевывают каждую мелочь и так неуклюже вворачивают в диалоги массу разъяснительных флешбэков, что пространство для интриг, саспенса, размышлений сужается до размеров упомянутого горшочка. В распоряжении авторов – восемь часовых эпизодов. Будь их воля, они растянули бы «Вампиров» и до 16. Но, вероятно, все так же топтались бы вокруг да около, загромождая сюжетное полотно сериала ненужными отступлениями про наполеоновское золото, тяжелую житуху рядовых хранителей и заплесневевшую лавстори тридцатилетней давности.

«Вампиры» стараются поведать о многом, однако гармонично увязать романтические, детективные, комедийные элементы не получается. Дед Слава по привычке зубоскалит, но любой бородатый анекдот из четвертой серии «Одних из нас» забавнее всех его острот, вместе взятых, – при колоссальном обаянии и харизме Юрия Николаевича Стоянова. Артем Ткаченко с изящной ленцой играет дамского угодника Жана, который, увы, растерял весь французский шарм: герой вышел статичнее некуда. Только об испорченных рубашках и может горевать. Не блещет глубиной характера и Аннушка, хотя в сам образ Анастасия Стежко вписалась удачнее своей предшественницы Екатерины Кузнецовой.

Еще недавно ансамбль чудаковатых персонажей был колоритным и необычным, нелюди совершали потешные промашки и потому выглядели по-настоящему одушевленными. Многие бы не отказались пропустить стаканчик томатного сока в уютном жилище дружелюбных кровососов. А теперь человечность испарилась. Герои по-прежнему дурачатся, или враждуют, или жертвуют чем-то дорогим ради общего блага, но заскочить к ним на огонек больше не тянет. Даже компания близких товарищей может наскучить. Исключительно скуку навевают и поразительно безликие виды Смоленска, который раньше казался чуть ли не полноценным действующим лицом, а сейчас утратил былую индивидуальность и скатился до шаблонных дальних планов с открыточными красотами.

На общем фоне эволюция Костика, который из маменькиного сынка превращается практически в Майкла Корлеоне, выглядит верхом изобретательности – не в последнюю очередь благодаря мастерскому перевоплощению Лысенкова. Рокер Сережа (Дмитрий Чеботарев) так беззаветно любит стервозную Ольгу, что даже горшок с лебедой от столь искренних чувств разрыдается. Зажигательный музыкальный номер с песней «Вверх» отправляется в копилку лучших эпизодов за оба сезона. 10-летняя Ева Смирнова с очаровательной серьезностью играет старушку в теле ребенка, а от коварного Бориса Феликсовича просто глаз не оторвать. Шляпка, рыжий костюмчик, аккуратно подстриженная бороденка – что ж ты так поздно появился, родной? К несчастью, это лишь точечные удачи, которыми не загримировать тотального бардака.

«У меня дежавю», – заявляет Ирина Витальевна, узнав о прибытии в Смоленск нежеланных гостей с Урала. Эта фраза идеально характеризует второй сезон «Вампиров средней полосы», который пытается балансировать между проверенными ходами и потенциально креативными новшествами, но упирается в зашкаливающий трагизм, не первой свежести рассуждения о семейных ценностях и дешевую тоску по старым добрым временам. Никакого тепла и «ламповости», цитируя влюбленного в Смоленск Бориса, здесь не найти. Правит бал тягомотная меланхолия, где, точно в выдохшейся газировке, не осталось ни единой искры жизни.

«Вампиров» благополучно продлили на третий сезон, и окончательно списывать их со счетов мы, конечно, не собираемся. Обаятельная провинциальная мистика – редкая ныне птица. Нечестно и неверно забывать обо всем хорошем и хоронить отличный некогда сериал. Но игнорировать его очевидное увядание тоже нельзя. Поэтому просто скрестим пальцы, чтобы из уважения к деду Славе, Женьку и прочим клыкастым симпатягам в средней полосе опять забил фонтан вдохновения и горячая кровь «Вампиров» вновь забурлила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

37 минут назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

3 часа назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

5 часов назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

19 часов назад

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

23 часа назад

«Почтарь» с Александром Петровым завоевал три награды на кинофестивале в Египте

Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…

1 день назад