В славном городе Смоленске вновь неспокойно. На улицах опять появляются трупы – один из них, вампирский, без головы. Доблестный страж порядка Жалинский (Михаил Гаврилов-Третьяков), по которому его коллега Аннушка (Анастасия Стежко) с ума сходит, при невыясненных обстоятельствах погибает. Вдобавок объявляется неподалеку загадочная белокурая девчушка (Ева Смирнова), которой наверняка всякие страшные тайны известны. Но делиться ими с кем бы то ни было она не спешит. Все, в общем, смешалось в доме деда Славы (Юрий Стоянов), тоскующего по почившему во цвете лет Женьку (Глеб Калюжный).
Женька, если помните, в первом сезоне «Вампиров средней полосы» хранители казнили. Те, кто хрупкое равновесие между людьми и кровососами поддерживает. Пока хранительница Ирина Витальевна в исполнении неподражаемой Татьяны Догилевой со смертельной болезнью сражается, бразды правления принимает ее сын Костик (Дмитрий Лысенков). Неуверенный в себе молодой человек, который держит в клетке беременную вампиршу Ольгу (Ольга Медынич) и повышает свой социальный статус, продавая из-под полы матушкино лекарство карикатурному авторитету с блестящим черепом.
Это – лишь малая толика сюжетных перипетий вторых «Вампиров». Даже беглого их перечисления довольно, чтобы понять, насколько сезон под номером 2 перегружен важными и не очень линиями, персонажами, деталями. Всем, что навязчиво отвлекает от ключевого (вроде бы) конфликта, связанного с той самой девочкой по имени Мила, которая в реальности и не девочка вовсе, а 90-летняя бабулька с острыми зубками, о чем периодически ехидно напоминает дед Слава. Когда-то она была членом вампирской семьи на Урале. А потом решила сбежать. За ней тут же погнались охотники во главе со стилягой Борисом Феликсовичем (Егор Дружинин в хипстерских очках) и воительницей Агатой (Лукерья Ильяшенко в мини-юбке). Отсюда – разборки, оторванные головы и прочие бедствия.
Именно эта история, видимо, должна была находиться в центре внимания. Но тянется она настолько вяло, что судьба Милы волнует на порядок меньше судьбы того же Женька, который тихо-мирно растет в комнатном горшочке в обличье лебеды. Сценаристы так старательно разжевывают каждую мелочь и так неуклюже вворачивают в диалоги массу разъяснительных флешбэков, что пространство для интриг, саспенса, размышлений сужается до размеров упомянутого горшочка. В распоряжении авторов – восемь часовых эпизодов. Будь их воля, они растянули бы «Вампиров» и до 16. Но, вероятно, все так же топтались бы вокруг да около, загромождая сюжетное полотно сериала ненужными отступлениями про наполеоновское золото, тяжелую житуху рядовых хранителей и заплесневевшую лавстори тридцатилетней давности.
«Вампиры» стараются поведать о многом, однако гармонично увязать романтические, детективные, комедийные элементы не получается. Дед Слава по привычке зубоскалит, но любой бородатый анекдот из четвертой серии «Одних из нас» забавнее всех его острот, вместе взятых, – при колоссальном обаянии и харизме Юрия Николаевича Стоянова. Артем Ткаченко с изящной ленцой играет дамского угодника Жана, который, увы, растерял весь французский шарм: герой вышел статичнее некуда. Только об испорченных рубашках и может горевать. Не блещет глубиной характера и Аннушка, хотя в сам образ Анастасия Стежко вписалась удачнее своей предшественницы Екатерины Кузнецовой.
Еще недавно ансамбль чудаковатых персонажей был колоритным и необычным, нелюди совершали потешные промашки и потому выглядели по-настоящему одушевленными. Многие бы не отказались пропустить стаканчик томатного сока в уютном жилище дружелюбных кровососов. А теперь человечность испарилась. Герои по-прежнему дурачатся, или враждуют, или жертвуют чем-то дорогим ради общего блага, но заскочить к ним на огонек больше не тянет. Даже компания близких товарищей может наскучить. Исключительно скуку навевают и поразительно безликие виды Смоленска, который раньше казался чуть ли не полноценным действующим лицом, а сейчас утратил былую индивидуальность и скатился до шаблонных дальних планов с открыточными красотами.
На общем фоне эволюция Костика, который из маменькиного сынка превращается практически в Майкла Корлеоне, выглядит верхом изобретательности – не в последнюю очередь благодаря мастерскому перевоплощению Лысенкова. Рокер Сережа (Дмитрий Чеботарев) так беззаветно любит стервозную Ольгу, что даже горшок с лебедой от столь искренних чувств разрыдается. Зажигательный музыкальный номер с песней «Вверх» отправляется в копилку лучших эпизодов за оба сезона. 10-летняя Ева Смирнова с очаровательной серьезностью играет старушку в теле ребенка, а от коварного Бориса Феликсовича просто глаз не оторвать. Шляпка, рыжий костюмчик, аккуратно подстриженная бороденка – что ж ты так поздно появился, родной? К несчастью, это лишь точечные удачи, которыми не загримировать тотального бардака.
«У меня дежавю», – заявляет Ирина Витальевна, узнав о прибытии в Смоленск нежеланных гостей с Урала. Эта фраза идеально характеризует второй сезон «Вампиров средней полосы», который пытается балансировать между проверенными ходами и потенциально креативными новшествами, но упирается в зашкаливающий трагизм, не первой свежести рассуждения о семейных ценностях и дешевую тоску по старым добрым временам. Никакого тепла и «ламповости», цитируя влюбленного в Смоленск Бориса, здесь не найти. Правит бал тягомотная меланхолия, где, точно в выдохшейся газировке, не осталось ни единой искры жизни.
«Вампиров» благополучно продлили на третий сезон, и окончательно списывать их со счетов мы, конечно, не собираемся. Обаятельная провинциальная мистика – редкая ныне птица. Нечестно и неверно забывать обо всем хорошем и хоронить отличный некогда сериал. Но игнорировать его очевидное увядание тоже нельзя. Поэтому просто скрестим пальцы, чтобы из уважения к деду Славе, Женьку и прочим клыкастым симпатягам в средней полосе опять забил фонтан вдохновения и горячая кровь «Вампиров» вновь забурлила.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…