Валерий Петрович – сын прекрасного режиссера, сценариста и композитора Петра Ефимовича Тодоровского, создателя таких чудесных фильмов, как «Фокусник», «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра»…
Однако Валерий Тодоровский – слишком давно самодостаточная фигура, чтобы говорить о нем в контексте родственных связей. Его значение – как режиссера и продюсера – для отечественного кино невозможно переоценить. И это притом что не все заслуги Тодоровского очевидны. Те его достижения, которые не так широко известны, и хочется вспомнить по случаю юбилея.
Роль в дебютной драме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991) не была для Евгения Миронова первой работой в кино: до этого он снялся в «Жене керосинщика» (1988) Александра Кайдановского, «Делай – раз!» (1989) Андрея Малюкова и еще нескольких фильмах. Но «Любовь» имела куда больший резонанс, и именно она заставила говорить о молодом талантливом актере буквально всех. Тем более что роль студента Саши, потерявшего голову от любви к неприступной Маше, принесла Миронову его первую награду – приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» 1992 года.
Еще одна большая кинокарьера началась благодаря Тодоровскому как продюсеру. Его второй работой на этом поприще (первой был «Кикс» Сергея Ливнева в том же 1991-м) стал триллер «Змеиный источник» (1997) – довольно смелый проект по двум причинам. Во-первых, в российском кино всегда было плохо с жанровым кино. А в те годы, когда кинопрокат, по сути, отсутствовал, – и подавно. Отечественных триллеров, заслуживающих упоминания, и на сегодняшний день не так много.
Во-вторых, режиссером и сценаристом на проекте выступал Николай Лебедев, для которого это был первый полнометражный фильм. Но никто не прогадал. Картина до сих пор остается одним из самых ярких представителей жанра, а Лебедев ныне – признанный мэтр, режиссер «Звезды», «Легенды №17» и «Экипажа», президент Гильдии кинорежиссеров.
Миссия сделать «евроремонт» умирающего отечественного кинематографа, как метко пошутил кто-то из киношников, легла на когорту режиссеров, дебютировавших в конце 1980-х: Валерия Тодоровского, Дмитрия Месхиева, Алексея Балабанова, Владимира Хотиненко… В 1997-м тогдашний председатель Союза кинематографистов Сергей Соловьев с грустью сказал: «В следующем году ни одного русского фильма не выйдет. Русское кино умерло. Как факт».
Но, к счастью, он ошибся. Через два месяца после этого заявления Тодоровский и директор Киностудии им. Горького Сергей Ливнев разработали концепцию малобюджетного кино, которая позволила Максиму Пежемскому снять комедию «Мама, не горюй», Николаю Лебедеву – дебютировать со «Змеиным источником», а Тодоровскому – запуститься со «Страной глухих» (1998).
Тем, что режиссеры снимают по собственным сценариям, никого не удивить. Примеров этому тысячи, и это считается совершенно естественным. То ли дело, когда известные постановщики являются авторами сценариев фильмов, которые сняты кем-то другим. Так, например, в 1990-м на телеэкраны вышел мини-сериал «Морской волк» по одноименному роману Джека Лондона. Сценарий к этой добротной работе Игоря Апасяна написал Валерий Тодоровский. И это неудивительно, потому что по образованию он – именно сценарист (окончил ВГИК в 1984 году).
Также Валерий создал сценарии к трем фильмам Дмитрия Месхиева – «Гамбринус» (1990) по мотивам рассказа Александра Куприна, «Циники» (1991) по роману Анатолия Мариенгофа и «Над темной водой» (1992). Последней пока сценарной работой Тодоровского не для своего фильма стала драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» (2013) по роману Алексея Иванова.
Евгений Миронов – далеко не единственный актер, который обрел известность благодаря Валерию Тодоровскому. Его «Подмосковные вечера» (1994) вместе с вышедшей одновременно «Лимитой» Дениса Евстигнеева запустили на орбиту карьеру Владимира Машкова. «Страна глухих» (1998) прославила трио Чулпан Хаматовой, Дины Корзун и Максима Суханова.
В ленте «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) сыграл свою первую главную роль Даниил Спиваковский. «Тиски» (2007) открыли Максима Матвеева, а «Стиляги» (2008) – Антона Шагина и Евгению Брик. Наконец, «Оттепель» (2013) сделала звездой Аню Чиповскую, помогла громко заявить о себе Яне Сексте и Светлане Колпаковой и дала мощнейший толчок карьере Виктории Исаковой.
«Оттепель» вообще стала вехой во многом. Именно этот проект положил начало переосмыслению места сериалов в отечественном кинематографе и изменению отношения к ним и зрителей, и профессионалов. Высокобюджетная работа с киношной картинкой, сумасшедшим кастом и нетривиальным сценарием – то, что сделал Валерий Тодоровский, слишком сильно отличалось даже от лучших российских сериалов, которые снимались до этого. Именно после «Оттепели» в подобные проекты начали вкладывать деньги, за них стали браться знаменитые режиссеры и продюсеры, а актеры перестали относиться к ним как к работе второго сорта.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…