Кино

Валера, верим! Что вы могли не знать о Валерии Тодоровском

Валерий Петрович – сын прекрасного режиссера, сценариста и композитора Петра Ефимовича Тодоровского, создателя таких чудесных фильмов, как «Фокусник», «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра»…

Однако Валерий Тодоровский – слишком давно самодостаточная фигура, чтобы говорить о нем в контексте родственных связей. Его значение – как режиссера и продюсера – для отечественного кино невозможно переоценить. И это притом что не все заслуги Тодоровского очевидны. Те его достижения, которые не так широко известны, и хочется вспомнить по случаю юбилея.

Запустил кинокарьеру Евгения Миронова

Роль в дебютной драме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991) не была для Евгения Миронова первой работой в кино: до этого он снялся в «Жене керосинщика» (1988) Александра Кайдановского, «Делай – раз!» (1989) Андрея Малюкова и еще нескольких фильмах. Но «Любовь» имела куда больший резонанс, и именно она заставила говорить о молодом талантливом актере буквально всех. Тем более что роль студента Саши, потерявшего голову от любви к неприступной Маше, принесла Миронову его первую награду – приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» 1992 года.

Помог заявить о себе Николаю Лебедеву

Еще одна большая кинокарьера началась благодаря Тодоровскому как продюсеру. Его второй работой на этом поприще (первой был «Кикс» Сергея Ливнева в том же 1991-м) стал триллер «Змеиный источник» (1997) – довольно смелый проект по двум причинам. Во-первых, в российском кино всегда было плохо с жанровым кино. А в те годы, когда кинопрокат, по сути, отсутствовал, – и подавно. Отечественных триллеров, заслуживающих упоминания, и на сегодняшний день не так много.

Во-вторых, режиссером и сценаристом на проекте выступал Николай Лебедев, для которого это был первый полнометражный фильм. Но никто не прогадал. Картина до сих пор остается одним из самых ярких представителей жанра, а Лебедев ныне – признанный мэтр, режиссер «Звезды», «Легенды №17» и «Экипажа», президент Гильдии кинорежиссеров.

Сделал «евроремонт советского кино»

Миссия сделать «евроремонт» умирающего отечественного кинематографа, как метко пошутил кто-то из киношников, легла на когорту режиссеров, дебютировавших в конце 1980-х: Валерия Тодоровского, Дмитрия Месхиева, Алексея Балабанова, Владимира Хотиненко… В 1997-м тогдашний председатель Союза кинематографистов Сергей Соловьев с грустью сказал: «В следующем году ни одного русского фильма не выйдет. Русское кино умерло. Как факт».

Но, к счастью, он ошибся. Через два месяца после этого заявления Тодоровский и директор Киностудии им. Горького Сергей Ливнев разработали концепцию малобюджетного кино, которая позволила Максиму Пежемскому снять комедию «Мама, не горюй», Николаю Лебедеву – дебютировать со «Змеиным источником», а Тодоровскому – запуститься со «Страной глухих» (1998).

Написал сценарии «Гамбринуса» и «Циников»

Тем, что режиссеры снимают по собственным сценариям, никого не удивить. Примеров этому тысячи, и это считается совершенно естественным. То ли дело, когда известные постановщики являются авторами сценариев фильмов, которые сняты кем-то другим. Так, например, в 1990-м на телеэкраны вышел мини-сериал «Морской волк» по одноименному роману Джека Лондона. Сценарий к этой добротной работе Игоря Апасяна написал Валерий Тодоровский. И это неудивительно, потому что по образованию он – именно сценарист (окончил ВГИК в 1984 году).

Также Валерий создал сценарии к трем фильмам Дмитрия Месхиева – «Гамбринус» (1990) по мотивам рассказа Александра Куприна, «Циники» (1991) по роману Анатолия Мариенгофа и «Над темной водой» (1992). Последней пока сценарной работой Тодоровского не для своего фильма стала драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» (2013) по роману Алексея Иванова.

Открыл целый ряд популярных актеров

Евгений Миронов – далеко не единственный актер, который обрел известность благодаря Валерию Тодоровскому. Его «Подмосковные вечера» (1994) вместе с вышедшей одновременно «Лимитой» Дениса Евстигнеева запустили на орбиту карьеру Владимира Машкова. «Страна глухих» (1998) прославила трио Чулпан Хаматовой, Дины Корзун и Максима Суханова.

В ленте «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) сыграл свою первую главную роль Даниил Спиваковский. «Тиски» (2007) открыли Максима Матвеева, а «Стиляги» (2008) – Антона Шагина и Евгению Брик. Наконец, «Оттепель» (2013) сделала звездой Аню Чиповскую, помогла громко заявить о себе Яне Сексте и Светлане Колпаковой и дала мощнейший толчок карьере Виктории Исаковой.

Начал новую эру в истории российских сериалов

«Оттепель» вообще стала вехой во многом. Именно этот проект положил начало переосмыслению места сериалов в отечественном кинематографе и изменению отношения к ним и зрителей, и профессионалов. Высокобюджетная работа с киношной картинкой, сумасшедшим кастом и нетривиальным сценарием – то, что сделал Валерий Тодоровский, слишком сильно отличалось даже от лучших российских сериалов, которые снимались до этого. Именно после «Оттепели» в подобные проекты начали вкладывать деньги, за них стали браться знаменитые режиссеры и продюсеры, а актеры перестали относиться к ним как к работе второго сорта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Первый на Олимпе»: История великого подвига

1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…

17 минут назад

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

3 часа назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

5 часов назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

8 часов назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

21 час назад

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

1 день назад