Кино

Первые роли Валентина Гафта в большом кино

Валентин Гафт сегодня известен как выдающийся актер, но когда-то его путь в большое кино начинался с крошечных эпизодов. В середине 1950-х вчерашний студент МХАТа впервые попал на съемочную площадку и с тех пор методично прокладывал дорогу к славе. Его первые роли были невелики по хронометражу, зато разнообразны по жанрам: военная драма, историко-революционный эпос, комедия, приключения. К 90-летию Валентина Гафта вспомним его ранние фильмы и проследим, как формировалось актерское мастерство будущей легенды.

«Убийство на улице Данте» (1956)

Париж, оккупированная Франция, трагедия актрисы и разоблачение предателя – военная драма Михаила Ромма переносит зрителя в мрачные послевоенные дни. В тихом провинциальном городке происходит дерзкое нападение на знаменитую французскую артистку прямо у нее дома. Следователь распутывает цепь событий, тянущуюся со времен сопротивления нацистам. Через воспоминания героини фильм постепенно раскрывает историю местного подполья: смертельный спектакль на потеху фашистам, сын, переметнувшийся к врагу, и возмездие, настигшее предателя спустя годы. Картина сочетает детективный сюжет с патриотическим пафосом.

Здесь Валентин Гафт впервые появляется на экране – его дебютная роль Марселя Руже совсем невелика. Это второстепенный персонаж, связанный с заговором против оккупантов. Молодому актеру досталась роль сообщника убийцы, и на экране он мелькает лишь на считаные минуты. Тем не менее даже в коротком эпизоде Гафт сумел придать своему герою особенные черты. Марсель в его исполнении – настороженный юноша с горящим взглядом. 

Для начинающего актера съемки у маститого режиссера Михаила Ромма стали серьезной школой. Гафт оказался на площадке вместе с молодым Михаилом Козаковым и уже известным в театральных кругах Иннокентием Смоктуновским – интересно, что для всех троих эта лента стала стартовой. На фоне яркой игры Козакова, исполнившего главную роль, скромный персонаж Гафта остался в тени. Ни режиссер, ни публика тогда еще не разглядели потенциал новичка. 

«Поэт» (1956)

В том же 1956 году на экраны вышел фильм Бориса Барнета о непростом выборе творческой интеллигенции во время Гражданской войны. Действие разворачивается в портовом городе: здесь проходят поэтические вечера, соперничают два талантливых литератора. Один из поэтов примыкает к белым, другой встает на сторону красных, и судьба разводит их по разные стороны баррикад. Картина, посвященная 40-летию Октябрьской революции, пропитана духом времени: романтика творчества сталкивается с жестокой реальностью братоубийственной войны. На фоне выстрелов и переворотов поэзия звучит то вдохновенно, то беспомощно – идеалисты пытаются сохранить верность музам, когда вокруг рушится мир. 

В «Поэте» Валентин Гафт снова появляется на втором плане, исполнив небольшую роль персонажа-иностранца по имени Андрэ. Фильм вводит в повествование зарубежных гостей революционной России: например, есть эпизод с французским офицером и другими интернациональными типажами. Андрэ в исполнении Гафта мелькает среди этих эпизодических фигур. Молодой актер органично вписался в атмосферу времени: в его облике – европейская элегантность, в манерах – легкая отстраненность, будто человек наблюдает за происходящим со стороны. 

Интересно, что два первых фильма Гафта вышли почти одновременно, и оба рассказывают о переломных исторических моментах – Второй мировой и Гражданской войне. На старте карьеры молодому артисту выпадали именно исторические драмы. Возможно, его серьезное выражение лица и внутренняя собранность подходили для кино о войне и революции. В «Поэте» он, по сути, тоже играет наблюдателя эпохи, человека со стороны – то ли иностранный гость, то ли персонаж, чьи глаза видят смутное время иначе. Эта роль не оставила яркого следа, но добавила Гафту еще немного экранного времени. Он снова оказался в компании известных актеров старшего поколения (Николай Крючков, Изольда Извицкая) и, вероятно, впитал их профессионализм. 

«Русский сувенир» (1960)

Спустя несколько лет Валентин Гафт сменил амплуа и погрузился в атмосферу веселой приключенческой комедии. «Русский сувенир» Григория Александрова оказался совершенно не похож на прежние драматические ленты. Это сатирическая история о группе иностранных гостей, которые волей случая застряли в глубинке Советского Союза. Американский миллионер, его секретарь, эксцентричный теолог, итальянская графиня – пестрая компания вынужденно путешествует по сибирской тайге под присмотром находчивой советской женщины-гида. По ходу действия зарубежные гости знакомятся с достижениями советской науки и культуры: им показывают гигантскую стройку ГЭС, демонстрируют запуск космической ракеты, катают на оленьей упряжке. 

Комедия полна гротеска: иностранцы, поначалу настроенные скептически, один за другим проникаются симпатией к загадочной русской душе и в финале признают: Россия – удивительная страна. В этом веселом международном водовороте Валентину Гафту вновь досталась роль француза – композитора Клода Жерара. Его герой входит в состав иностранной делегации и добавляет в компанию нотку французского шарма. Для молодого актера это первая комедийная работа: после суровых военных драм он пробует силы в жанре сатиры. Гафт ловко передает клишированный образ французского музыканта – немного чопорного, романтичного, с обязательным акцентом. 

Клод Жерар в исполнении Гафта реагирует на советскую действительность с забавным изумлением: то разводит руками в сцене с неожиданной посадкой самолета на берег Байкала, то вдохновенно играет на пианино, впечатленный широтой русской души. Роль Жерара интересна еще и тем, что Гафт примерил на себя образ иностранца, говорящего по-русски. В некоторых эпизодах герой Гафта служит своеобразным мостиком культур: вместе с другими гостями он сначала недоумевает, а после восхищается увиденным. 

«Мы, русский народ» (1965)

К середине 1960-х набравшийся опыта Гафт получил возможность проявить себя в более значимой роли. Масштабная двухсерийная историко-революционная эпопея Веры Строевой предложила актеру погрузиться в события 1917 года. Картина, основанная на романе Всеволода Вишневского, воссоздает хронику одного пехотного полка Русской императорской армии на рубеже революции. Зритель видит окопы Первой мировой: изможденные солдаты, жестокость офицеров, беспощадная война на исходе. В полк прибывает большевистский агитатор Яков Орел, который сеет среди солдат идеи братства и скорого мира. Февральская революция переворачивает жизнь фронтовиков: вчерашние подданные царя сами решают судьбу – не дать казнить агитатора, разоружить командиров. 

В актерском ансамбле ленты Валентину Гафту досталась роль солдата по прозвищу Боер. Его герой – один из рядовых полка, прошедший через горнило окопной жизни. Имя Боер звучит символично: так в те времена могли прозвать упрямого, храброго вояку. Боер в исполнении Гафта – типичный представитель народа: здоровяк с открытым лицом, грубоватый, но отзывчивый. Персонаж не является главным – в центре сюжета агитатор Орел и его борьба, – однако Боер постоянно рядом, среди тех, кто прислушивается к новым идеям. 

«Два года над пропастью» (1966)

В 1966 году Гафт примерил на себя образ зловещего врага народа. Картина повествует о подвиге советского разведчика в оккупированном Киеве во время Великой Отечественной войны. Основой послужила реальная история героя-подпольщика Ивана Кудри. По сюжету, молодой чекист под чужим именем остается в захваченном городе и на протяжении двух лет ведет опасную игру с гестапо: подрывает вражеские объекты, собирает разведданные, создает подпольную сеть. Разведчик теряет рацию, но обретает неожиданных союзников: бывшего петлюровца, разочарованного в нацистах, и знаменитую оперную диву, которая ради Родины становится связной. 

В этой остросюжетной истории Гафту досталась короткая, но колоритная роль штандартенфюрера Граузе. Это высокопоставленный офицер СС, один из немецких злодеев, с которыми сталкивается главный герой. Штандартенфюрер появляется в эпизоде, действие которого происходит в роскошном ресторане для оккупационной элиты. Именно там разведчику Кудре приходится вести рискованную партию, притворяясь лояльным немцам. Граузе ведет себя надменно и самоуверенно – типичный нацистский высокомерный хищник. Актер с хладнокровной сдержанностью показывает эту опасную силу.

Данный эпизод вновь подтвердил, что Валентин Гафт неподражаем в образе кинозлодея. За плечами у него было уже несколько подобных персонажей, и каждый раз он неизменно удивлял зрителей. «Два года над пропастью» прославил подвиг разведчика, а для Гафта стал еще одной возможностью блеснуть в эпизоде. Причем его фамилия могла вообще не попасть в титры или остаться незамеченной массовым зрителем – уж очень мала роль. 

«Интервенция» (1968)

Остроумный жанровый эксперимент Геннадия Полоки: авантюрная трагикомедия, своего рода мюзикл-буфф о революционной Одессе. Действие разворачивается весной 1919 года в городе, где под контролем белогвардейцев и иностранных интервентов сплелись криминал, политика и контркультура. В центре сюжета – отважный большевик-подпольщик Бродский (харизматичная роль Владимира Высоцкого), который под видом француза-гувернера проникает в дом богатой одесской дамы. Пока город ожидает помощи войск Антанты, Бродский ведет двойную игру: днем учит ребенка, ночью агитирует французских солдат перейти на сторону народа. 

Фильм полон гротеска, песен, ярких персонажей: здесь и комиссар в исполнении Ольги Аросевой, и бандиты, и авантюристы. «Интервенция» смело смеется над врагами революции, превращая историю в феерическое представление. Неудивительно, что цензура сочла картину крамольной – фильм пролежал на полке почти два десятилетия и вышел лишь в конце 1980-х.

В этом ярком действе Гафт исполнил роль французского солдата по прозвищу Длинный. Его герой – один из тех иностранных солдат-интервентов, которых революционные романтики пытаются переманить на свою сторону. Это рослый, статный француз с тоненькими ухоженными усиками – эдакий гвардеец, привыкший щеголять выправкой. Актер, обладая атлетической фигурой, идеально подошел на эту роль по внешности и добавил в нее щепотку иронии. В движениях Длинного чувствуется смешливое легкомыслие: он может задорно отплясывать в кабаре или с важным видом курить сигарету, пытаясь соблазнить одесских барышень. 

«Новенькая» (1969)

В конце 1960-х Валентин Гафт попробовал силы в жанре спортивной драмы, сыграв одну из ключевых ролей. Черно-белая картина Павла Любимова рассказывает о мире гимнастики. Главная героиня Валя Чернова, девушка из рабочей семьи, благодаря упорству и таланту попадает в сборную по спортивной гимнастике. Ей предстоит пройти через скепсис старожилов команды, преодолеть собственные сомнения и доказать, что она достойна места среди чемпионок. 

Гафт исполнил роль Константина Федоровича Баранцева, тренера сборной. Опытного наставника, которому поручают взять под крыло способную, хоть и «сыроватую» Валю. Артист создает образ требовательного, но добродушного педагога. В первых сценах Константин Федорович держится сдержанно: в его команде налажена дисциплина, и он не собирается делать скидок провинциальной девочке. Актер показывает эту строгость взглядом, подтянутой осанкой, лаконичными фразами. Но постепенно, по мере того как он узнает Валю ближе, образ смягчается. Скепсис в его глазах уступает место искре интереса: тренер замечает талант Вали. Дальше – больше: Константин Федорович становится ее поддержкой, убеждает не пасовать перед трудностями.

Роль тренера сборной стала для Гафта чем-то вроде переломного момента. Впервые на экране он предстал не врагом и не случайным прохожим, а положительным героем с авторитетом и влиянием на других. Теперь Гафт мог претендовать и на роли людей с совестью и сердцем. 

«Разрешите взлет!» (1971)

В начале 1970-х Гафт вновь сменил амплуа, снявшись в производственной драме на тему гражданской авиации. Юный пилот Дима Соломенцев, только окончивший летное училище, прибывает в эскадрилью и с порога начинает попадать в переделки из-за своей легкомысленности. Его наставником становится заслуженный летчик Сахно – строгий, но справедливый командир, много лет прослуживший в небе. На фоне будней аэродрома происходит трагедия: из-за ошибки техника гибнет командир экипажа. Старый Сахно отстраняется от полетов по состоянию здоровья и переходит на землю – в диспетчеры. И вот судьба преподносит испытание: пассажирский самолет терпит бедствие с неисправным шасси, посадка грозит катастрофой

Валентин Гафт сыграл пилота Виктора Азанчеева, одного из членов авиационного коллектива аэродрома. Это не центральный, но значимый герой: он коллега и одновременно соперник молодого Соломенцева, а также фигура, вплетенная в личные драмы экипажа. Гафт предстает в образе уверенного летчика среднего возраста, который, в отличие от юного Димы, уже многое повидал.

В фильме ненавязчиво прослеживается намек на чувства между ним и женой погибшего командира, Катериной Селезневой (Лариса Малеванная). И Гафт тактично передает эту сложную ситуацию: его герой искренне сочувствует вдове друга и, кажется, давно неравнодушен к ней. Взгляд, полный боли, когда он приходит выразить соболезнования. Неловкое молчание, когда Катерина в присутствии мужа бросает на него чуть более теплый взгляд, чем на остальных, – все это актер играет на мастерских полутонах.

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Завершая подборку первых киноролей Валентина Гафта, нельзя обойти вниманием его участие в многосерийном телефильме Татьяны Лиозновой, вышедшем в 1973 году.  Миллионы советских зрителей с замиранием сердца следили за разведчиком Штирлицем, действующим в логове фашистского рейха в последние месяцы войны. 

Валентин Гафт появился в одной из финальных серий, воплотив образ сотрудника Аллена Даллеса, главы американской разведки. По сюжету, Штирлиц пытается сорвать тайные переговоры между лидерами СС и представителем США Даллесом о сепаратном мире. И вот, ближе к развязке, действие переносится в нейтральную Швейцарию, где Даллес со своими людьми готовится принять немецкого генерала для переговоров. Гафт в роли Геверница присутствует рядом с начальником в сценах, где обсуждается план этих встреч. Его персонаж – американский разведчик, интеллектуал с европейским лоском, своего рода серый кардинал при Даллесе.

Гафт создал запоминающийся образ. В элегантном костюме-тройке, с трубкой в руке он смотрится совсем иначе, в отличие от образов, к которым привыкла публика. Спокойный, вежливый Геверниц внимательно вслушивается в рассуждения шефа, изредка вставляет фразы на английском (озвученные поверх русским языком). Артист сумел передать ту самую англосаксонскую сдержанность: минимум жестов, холодная учтивость. Для карьеры Гафта участие в легендарном телефильме стало своеобразной точкой в главе «первые роли». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Операция на открытом сердце: Булгаков в МТЮЗе

Сердце – какое оно может быть? Доброе, открытое, черствое, любящее? Или собачье? И что это значит? Собака хоть и друг…

7 часов назад

«Современник» посвятит Валентину Гафту вечер памяти

Сегодня, 2 сентября, исполняется 90 лет со дня рождения Валентина Гафта. В честь важной даты «Современник» устраивает вечер памяти «Не…

9 часов назад

Мировые хиты Busta Rhymes и Mohombi в парке «Москино»

В минувшие выходные в кинопарке «Москино» прошел первый фестиваль света «Проекция» – масштабное событие на стыке цифрового искусства, музыки и…

13 часов назад

Ближайшие кинопремьеры, которые нельзя пропустить

Вот и подошло к концу лето. А значит, в ближайшие недели кинопрокат пополнится массой ярких новинок. О самых интригующих премьерах…

15 часов назад

«Клуб убийств по четвергам»: Неугомонные пенсионеры вышли на след

Роман Ричарда Османа «Клуб убийств по четвергам» давно вызывал горячие обсуждения: четверка пожилых жителей элитного дома престарелых решает расследовать убийства,…

1 день назад

Александр Петров – ведущий экстремального шоу о сокровищах Петра I

«Форт Боярд» – теперь полностью наш: стартовали съемки нового экстремального телевизионного шоу «Форт. Возвращение легенды». Ведущим его назначен один из…

1 день назад