1941 год. Молодой лейтенант Николай Плужников прибывает на постоянное место службы – в Брестскую крепость. Полный надежд и планов на будущее, герой даже не подозревает, что через несколько часов его жизнь, как и жизнь Советского Союза, изменится навсегда. Плужникова не успевают зачислить в личный состав военнослужащих, и в таком статусе он застает начало войны. Ранним утром 21 июня лейтенант принимает первый в своей жизни бой, который продлится целых девять месяцев.
В этом году одна из главных тем ММКФ – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. И абсолютно логично, что в качестве фильма открытия организаторы фестиваля выбрали экранизацию знаменитой повести Бориса Васильева «В списках не значился». Пронзительное, глубокое и честное произведение, посвященное преимущественно первым дням страшной войны. Повесть уже переносили как на широкий экран, так и на театральную сцену. Однако в новом проекте режиссер Сергей Коротаев и Владимир Машков, взявший на себя одновременно продюсерские и актерские задачи, совместили два подхода к адаптации в один.
Основной каст фильма состоит из молодых артистов московского Театра Олега Табакова, ведомых их худруком, потрясающим актером и режиссером Владимиром Машковым. Народный артист РФ на этот раз играет второстепенную роль, позволив блеснуть во всей красе своим воспитанникам. Не примелькавшиеся рядовому кинозрителю лица Владислава Миллера, Алены Мориловой и других актеров театра лишь усиливают аутентичность происходящих на экране ужасов войны, когда такие же юные мальчишки и девчонки отдавали свои жизни ради Великой Победы.
Это добавляет драме и особый театральный флер, что ярко выражено в постановке разговорных эпизодов. Именно здесь камера, музыкальное сопровождение и актеры сливаются в едином потоке, акцентируя внимание аудитории больше на психологизме персонажей. «В списках не значился» – это, в первую очередь, история юного неопытного мальчишки-лейтенанта, который буквально прошел через ад и вышел из него настоящим воином и героем своей страны.
Миллеру, для которого роль Плужникова стала первой по-настоящему большой актерской работой в кино, удалось показать жуткую и местами шокирующую трансформацию главного героя. Первые хаотичные бои с нацистами, гибель сослуживцев, постоянное балансирование между жизнью и смертью. Из раза в раз герою чудом удается оставаться в живых, что, в свою очередь, вызывает у него неотвратимый синдром выжившего.
Израненный физически и морально Николай все же остается несломленным. Все ради одного – защиты Брестской крепости до последней капли крови, которой, как подчеркнул Плужников, он, по сути, и является. В кульминации ленты главный герой совершает свой переход к религиозному образу мученика, твердости духа которого салютует даже непримиримый враг. А произнесенная им фраза «Я – русский солдат» в контексте финальной сцены воспринимается не столько как обозначение конкретного человека, сколько отождествление с символом непоколебимой стойкости.
Отдельным лейтмотивом фильма стала тема любви как спасения. В самый тяжелый для главного героя период, когда он всерьез задумывается о невозможности продолжения своей миссии, именно хромоножка-повариха Мирра дарит его жизни новый смысл. В девушке Николай видит мирное время, светлое будущее и, что самое главное, надежду, ради которых стоит бороться. Во время таких эпизодов лента и визуально, и аудиально выдергивает пару из жуткой реальности в мир грез, где они живы, здоровы и счастливы вместе. И греет влюбленных в холодных подвалах Брестской крепости одна мысль: самая длинная ночь – перед рассветом, и он уже не за горами.
При столь пристальном внимании к диалогам и внутреннему миру героев авторы картины уделили должное внимание и батальным сценам. Разрушенные улицы, взрывы снарядов, бои в тесных пространствах – все это выглядит максимально аутентично. Особенно можно выделить первую треть фильма, посвященную штурму Брестской крепости. Благодаря динамичному монтажу, точному звуковому сопровождению и отличной операторской работе удалось передать атмосферу хаоса, сумбура и неопределенности, с которой столкнулись советские солдаты в первые дни войны.
Советовать фильм трудно лишь по одной причине – это тяжелая, разрывающая сердце военная драма, которая сначала тебя полностью опустошает, а после подталкивает к долгим размышлениям. О природе героизма и трусости. О понятии чести и долга. О любви и ненависти. О друзьях и врагах. О человечности и справедливости. Картина оказывает мощный психологический эффект. Особенно в современных реалиях, когда «В списках не значился» неизбежно рифмуется с событиями, происходящими на границе Курской области. Где российские солдаты так же рьяно отбивают монастырь, как советские воины, сражавшиеся за брестскую церковь в первые дни войны. Предаваться подобной рефлексии бывает болезненно тяжело. Но пройти через этот непростой опыт необходимо каждому.
Спустя практически целое столетие на большие экраны вернется один из самых влиятельных документальных фильмов всех времен – «Человек с киноаппаратом»…
22 апреля в клубе «Ленинград» состоится торжественная церемония вручения VI премии «Альтер Эго» Гильдии каскадеров России за лучшие трюки, исполненные…
Седьмой сезон «Черного зеркала» вышел, и слава Богу. Пускай будет. Не так уж много на свете постоянства, и чем дальше…
В рамках 47-го ММКФ журнал «КиноРепортер» вновь собрал весь цвет российского теле- и киносообщества, чтобы назвать имена самых перспективных молодых…
18 апреля журнал «КиноРепортер» в очередной раз отметил своей ежегодной премией «Аванс» перспективных молодых артистов, ярко проявивших себя на российских…
Церемония вручения премии «Белый квадрат» пройдет 28 апреля в Театральном центре «На Плющихе». Специализированная награда в области операторского искусства учрежденна…