Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «В шесть часов вечера после войны»: Как Пырьев предсказал Победу в 1944-м

«В шесть часов вечера после войны»: Как Пырьев предсказал Победу в 1944-м

17 ноября 2021 /
«В шесть часов вечера после войны»: Как Пырьев предсказал Победу в 1944-м

В день 100-летия режиссера вспоминаем, как создавался его легендарный фильм о войне.

17 ноября Ивану Пырьеву исполнилось бы 100 лет. А 16 ноября 1944 года на экраны воюющей страны вышла его картина «В шесть часов вечера после войны». На экране в руках у героини букет сирени, а на фоне кремлевских башен гремит победный салют, хотя в действительности до него было еще далеко… Отмечая две важных даты, «КиноРепортер» вспоминает, как создавался великий фильм о войне.

В фильме Пырьева сюжет о тяготах войны был зарифмован с музыкальной мелодрамой, это был один из тех военных фильмов, задачей которых было отвлечь людей от тяжелой действительности и дать им надежду на будущее. Артиллерист-фронтовик Василий Кудряшов в исполнении Евгения Самойлова случайно знакомится с Варей Панковой – главную роль, как и в 5 предыдущих фильмах Пырьева, сыграла жена режиссера Марина Ладынина.

Кудряшов и его приятель-артиллерист Демидов получают из тыла посылку, собранную воспитанниками детского сада. В ней среди прочего они находят флягу коньяка и фото детей вместе с воспитательницей «тетей Варей». Во время короткой побывки в Москве артиллеристы решают навестить детский сад.

Но детей эвакуировали, и они находят только Варю. У них с Кудряшовым завязывается роман, буквально под огнем врага: оба поднимаются на крышу дома, где Варя дежурит во время бомбежки. И молодые люди обещают друг другу непременно встретиться «в шесть часов вечера после войны» на Каменном мосту у Кремля.

По замыслу сценариста Виктора Гусева этой встречи вообще не должно было случиться: Варя погибала во время бомбежки, а сцену свидания с женихом у Кремля переживала в своем воображении перед смертью. Концовку изменил Пырьев – он не мог отобрать у зрителя надежду на счастливый финал.

Мера условности изображаемых событий в фильме была очень высока: в особенно лирические моменты герои вдруг начинали изъясняться стихами, а их встреча в неопределенные день и час «после войны» была сродни чуду. Но таков был фирменный стиль Пырьева, изобретенный им особый жанр в советском кино того времени – музыкальные фильмы-фантазии, которые возвышали неприглядную действительность до статуса сбывшейся мечты.

Семейный и творческий тандем Марины Ладыниной и Ивана Пырьева принес обоим славу и признание, но вместе с тем Ладыниной было тесно в рамках назначенного супругом амплуа. Ей хотелось разноплановых ролей, как у другой советской кинозвезды того времени Любови Орловой, но она играла у Пырьева простецких сельских девушек и обжалованию это не подлежало.

В пику фильмам своего давнего приятеля и соперника Григория Александрова, привившего на местной почве большой голливудский стиль, Пырьев создавал народную музыкальную мелодраму, укорененную в самом патриархальном срезе общества – на селе, в колхозах. Именно такое искусство, по мнению Сталина, было необходимо народу, и он поощрял создание пырьевских музыкальных фантазий.

Сюжет картин тоже всегда строился по одной и той же схеме: два достойных человека встречаются и решают пожениться, но на пути к счастью постоянно возникают какие-то препятствия – от объективных до нелепых. Так было в «Свинарке и пастухе», в «Трактористах», в «Любимой девушке». Теперь та же история перекочевала в фильм о войне: между бравыми артиллеристами Кудряшовым и Демидовым поначалу разгорается даже соперничество из-за Вари.

В роли незадачливого соперника Пырьев уже не впервые задействовал Ивана Любезнова, первого мужа Ладыниной, ту же функцию актер уже исполнял в «Богатой невесте». Марина Ладынина скептически относилась к тому, что Пырьев снимает музыкальную мелодраму на военный сюжет:

«Приближалась победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались».

Режиссер Иван Пырьев

О войне Пырьев знал не понаслышке – он воевал во время Первой мировой, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Переболев тифом, он вернулся на фронт уже в Гражданскую – красноармейцем. В 1941-м Пырьев просился на фронт добровольцем, но его развернули буквально на полпути: согласно личному распоряжению Сталина всем членами съемочной группы фильма «Свинарка и пастух», запущенного в производство в первые дни войны, была присвоена бронь – фильм необходимо было доснять.

«Свинарка и пастух» вышла в прокат в 1941 году, а следом режиссер переработал  военный фильм режиссера Ефима Дзигана о партизанах «Секретарь райкома» (1942). Но по-настоящему легендарной стала именно картина «В шесть часов вечера после войны», которая снималась в 1943 году.

Панорамы Москвы были воссозданы в павильонах киностудии в Ташкенте, куда была эвакуирована съемочная группа, но уже натурные съемки, по воспоминаниям актера Евгения Самойлова, снимались на освобожденной от немцев Истре. Ладынина вспоминала:

«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около 4 градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Никто не жаловался, мы все были вместе и не испытывали горечи и одиночества, которые можно испытать сейчас. Общая вера в друг друга и общее желание победы были цементом нашей жизни».

Премьера фильма состоялась 16 ноября 1944 года. Убежденность Пырьева в том, что у фильма должен быть не трагический, а счастливый финал, оправдалась: в 1944 году в воюющей стране фильм «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 миллионов зрителей.

«Фильм о победе вышел еще во время войны, и многие бойцы назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…» В день, когда объявили об окончании войны, очень многие вечером пошли на Каменный мост именно под впечатлением от этого фильма», – писала позже Ладынина.

В 1946 году Сталинской премии за фильм были удостоены Пырьев, исполнители главных ролей, композитор Тихон Хренников и умерший до окончания войны от гипертонического криза сценарист и поэт Виктор Гусев – посмертно.

В общей сложности за всю карьеру Пырьев и Ладынина получили 11 сталинских премий. Но в дальнейшем покровительство вождя и то, как Пырьев прославлял его на экране, сыграет в судьбе фильма «В шесть часов вечера после войны» важную роль: на волне хрущевской оттепели и борьбы с «культом личности» он был перемонтирован.

Для знаменитого «Марша артиллеристов», которым открывался фильм, Гусев сочинил такие строки: «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовет отчизна нас!» Но когда картину восстанавливали на «Мосфильме» в 1969 году, упоминания о Сталине и кадры, где были видны его портреты, вырезали, а слова песни зазвучали иначе: «Артиллеристы, точный дан приказ…»

Так в судьбе военного фильма отразилась последующая история страны. Но в истории кино и в памяти людей «В шесть часов вечера после войны» навсегда останется легендарным фильмом, предсказавшим нашу Победу.

В шесть часов вечера после войны (драма, реж. Иван Пырьев, 1944 г.)В шесть часов вечера после войны (драма, реж. Иван Пырьев, 1944 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: