Кино

«В Бенидорме идет снег»: Жемчужное ожерелье из бурлеска, тайн и меланхолии

«Кто понял жизнь, тот больше не спешит», – эта хайямовская мудрость могла бы стать слоганом фильма «В Бенидорме идет снег», который вопреки названию залит солнцем. Оно умиротворяет попавших под его лучи. До изнеможения. Вот и почти двухчасовой фильм Изабель Койшет погружает в безмятежность настолько, что может служить эквивалентом поездки на юг Испании, в которой вашими гидами станут обстоятельный Тимоти Сполл и пленительная Сарита Чоудри.

В программе этого кинопутешествия – элементы триллера, эпизоды бурлеска, интриги, саспенс, сюр и палитра литературных ассоциаций – все здесь в ассортименте, но словно бы засвечено и расплавлено лучами звезды, вокруг которой вращается все сущее. Это кино о побеге из рутины, шансе на преображение и пробуждении к жизни. Только вот зрителям не раз захочется сладко зевнуть во время его просмотра.

Два одиночества, две грани личности и две грани города, чья дневная и ночная жизни контрастны и полны тайн, раскрыты в 12 «метеоглавах», соответствующих различным прогнозам погоды. И как часто бывает с прогнозами – они не сбываются. Титры сообщают то о ненастьях, то о переменной облачности, но повествование, несмотря на сюжетные перипетии, сохраняет заунывную меланхоличность. В фильме Койшет о Бенидорме не обнаруживается того, чем знаменит этот город – темпа и темперамента.

Днем Бенидорм надевает маску благообразной респектабельности и прибежища пенсионеров, которые занимаются зарядкой у моря или поют в местном хоре, а ночью город уходит в отрыв. Это притяжение противоположностей вдохновило кинематографистов на сериалы и телешоу «Бенидорм» и «Бенидормские ублюдки», вот и Изабель Койшет не устояла перед очарованием этого места, так что значимая часть видеоряда напоминает затянутый рекламный ролик в стиле «Приезжайте в Бенидорм!» (неслучайно фильм поддержан местным советом по туризму).

Поэтичный взгляд Койшет сосредоточен на символах и деталях, помогающих постичь «гений места» и разгадать то, что вдохновляло здесь американскую поэтессу и писательницу Сильвию Плат, проведшую свой медовый месяц с поэтом Тедом Хьюзом в здешних декорациях. Тень Плат, не справившейся с депрессией, присутствует в фильме, придавая всему происходящему исповедальность и неотвратимость.

Герой Тимоти Сполла, Питер, как героиня Плат привык жить «Под стеклянным колпаком» (автобиографический роман Плат, после написания которого она ушла из жизни), но нежданная встреча с роковой красавицей заставляет его прозреть и встряхнуться. Его завораживают белые облака, ее – чистота белизны, вот и примирит обоих с собой и друг другом стеклянный шар со снегом, осыпающим небоскребы Бенидорма, как символ того, что все иные стеклянные колпаки мнимы.

Жизнь увлекающегося метеорологией персонажа превратится в «синоптикум» с перепадами температур, ураганами и штормами, подтвердив, что «у природы нет плохой погоды». «Синоптика» – это дословно «обозрение всего вместе» и киновзгляд Изабель Койшет пытается объять необъятное, порой увлекаясь видеорядом в ущерб развитию и логике действия. Разговорами о погоде обычно заполняют неловкое молчание, здесь же паузы наполнены всем, что только можно найти в Бенидорме, то есть чем попало. Фильм о переменчивости погоды (вокруг и в себе) зрителю погоды не делает.

Безвыходность существования окажется в жизни героя надуманной, а невероятное, вроде снега в Бенидорме или влюбленности на закате дня и дней, реальным. Вот и местная полицейская, к которой Питер обращается в безуспешных попытках найти собственного брата, будет наставлять героя, а следом и зрителя, что прежде, чем воображать худшее, нужно научиться предполагать невозможное.

Лейтмотивом фильма становится песня итальянской дивы Мины «А если завтра», под которую Сарита Чоудри исполняет завораживающий эротичный танец, в завершении которого она вынимает жемчуг из глубины своей женственности, а затем весь фильм личным примером доказывает, что завтрашнего дня бояться не стоит. Вот и Изабель Койшет избрала для себя роль искательницы жемчуга, но он оказался мелок: несколько чувственных эпизодов, пара-тройка афористичных фраз, щепотка нуара, капля романтики, россыпь открыточных видов, в которые инкрустирована сиюминутная социальность в виде «брекзита», расизма и терзаний между алтарем и грехом.

Здесь все вяло перемешано и брошено томиться под жарким солнцем. Оледеневшего в чувствах и самовыражении персонажа Сполла, как полуфабрикат, словно бы неправильно разморозили, и весь фильм он «доходит до нужной кондиции». Переживания оказываются какими-то пережеванными, вот и возникает у зрителя, как и у главного героя, нечто вроде несварения от увиденного.

Путешествие из туманного Манчестера в прожженный (во всех смыслах) Бенидорм оказывается дорогой к себе и нехитрой истине, что жизнь непредсказуема. Белые лебеди из полотенец, которые герой ежедневно обнаруживает на своей кровати, не спасают его от «черных лебедей», налетевших на его размеренную жизнь. Привыкший к пасмурности как норме, заслоняющийся от ярких лучей, Питер в финале услышит в себе не полные безнадежности строки Плат, но что-то бальмонтовское, похожее на «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце».

В этой истории много задатков и надежд, намеков и зацепок, которые приводят зрителя к финалу открытому как местные пляжи. Неслучайно одним из запоминающихся персонажей становится здесь человек с металлоискателем, который день ото дня исследует километры золотого песка. В финале он найдет свое «сокровище», а вот повезет ли также зрителю – вопрос.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад