Простой русский мужик Иван Плотников, по натуре человек терпеливый, оказывается в крайне незавидном положении. Товарищ и по совместительству компаньон, с которым они когда-то вместе открыли небольшой бизнес по ремонту жилых и нежилых помещений, кидает его на деньги, да к тому же увольняет. Жена, узнав об этом, выгоняет из дома. Весь в печали, он идет в баню, садится в парной и, погрузившись в думы, не замечает, как пролетают часы. Зато это замечает тамошний полотер. И предлагает ему поучаствовать в чемпионате России по банному спорту. В котором как раз умение терпеть ценится больше всего.
Вообще, если вдруг кто не в курсе, такое явление как банный спорт действительно существует. И турниры по нему действительно проводятся. Включая даже чемпионат мира. Спорт этот, впрочем, не особо зрелищный: просто все собираются в душной комнате и потеют. Кто дольше продержится, тот победил. Поэтому авторам фильма «В баню!», который по жанру является спортивной драмой, пришлось разрабатывать регламент своих вымышленных состязаний по банному спорту так, чтобы это смотрелось нескучно. А речь же, кстати, идет именно что о драме, а не о пародийной комедии, как может показаться. Здесь все серьезно настолько, насколько в данном контексте в принципе возможно (хотя, конечно, смешно). И в качестве основного референса – внезапно «Рокки».
В наличии и «тренировочный монтаж», и сцена с пробежкой, и даже в саундтреке безошибочно угадываются те самые мотивы из Gonna Fly Now и Eye Of The Tiger (да, последняя композиция звучала не в первом, а в третьем «Рокки», но кто об этом вспомнит). И потные мужчины в трусах, само собой. Много потных мужчин! Только эти мордобоем не занимаются, предпочитая выяснять, кто из них самый стойкий, другим способом. А именно посредством как раз вымышленных состязаний по банному спорту, проводимых в несколько этапов. Каждый из которых представляет собой отдельное испытание по мотивам той или иной национальной разновидности бани, от японской до русской. Постепенно большинство участников отсеивается, в финале двое оставшихся претендентов на чемпионский титул по очереди хлещут друг дружку вениками, пока один не выдохнется.
Вот это, согласитесь, уже похоже на что-то действительно захватывающее. Не то что прыгающие по рингу и размахивающие руками в пухлых перчатках верзилы. На такое можно и поглазеть. Недостаток динамики, свойственный от природы банному спорту, таким образом, компенсируется впечатляющим разнообразием. В том числе культурным: среди третьестепенных персонажей, противостоящих главному герою, встречаются сын цыганского барона, горячий кавказский парень в папахе и прочие представители населяющих нашу страну народов. Изображены они довольно стереотипно: цыган обязательно что-нибудь украдет, а кавказский парень обязательно ввяжется в драку. Но это все не с целью разжигания межнациональной розни (хочется верить), а, опять же, ради динамики и пущего разнообразия. Чтобы развлекательная часть фильма была еще развлекательнее.
Есть у фильма, соответственно, и другая часть. Где царит дух неизбывной русской тоски, где антураж хмурой обшарпанной русской провинции, в который так удачно вписывается лицо актера Михаила Тройника, располагает к размышлениям о тонких материях. В частности, вот об этом самом свойстве национального русского характера, воплощенном в герое Тройника, – неисчерпаемом, как порой кажется, умении терпеть. Что в каких-то обстоятельствах видится тяжелым проклятием, критическим недостатком. А в каких-то, наоборот, раскрывается как скрытая сила и становится весомым преимуществом.
В действительности же – и это очень правильно отмечают и наглядно показывают авторы «В баню!» – дело вовсе не в терпении как таковом. Само оно – не более чем производная. Дело скорее в способности абстрагироваться от невзгод и насущных проблем, уходя в себя, погружаясь в состояние внутреннего покоя и умиротворения. Со стороны это может расцениваться как заторможенность, излишняя покладистость, робость, как угодно. Но зато помогает в самые стрессовые моменты не растерять самообладания, не утратить моральных ориентиров, сохранить ясный взгляд на вещи. Что в конечном счете всегда оказывается важнее, чем, допустим, характерная для некоторых других народов способность оперативно подстраиваться под стремительно и неожиданно меняющуюся повестку с целью извлечения из этого для себя сиюминутной выгоды.
11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…
Урал набирает популярность не только у любопытных туристов, но и у кинематографистов. Конечно, в Пермь и особенно в Екатеринбург, где…
В «Новом Театре» – премьера «Розовое платье» в постановке худрука Эдуарда Боякова. Три года назад он уже ставил эту пьесу…
Сегодня 50-летие отмечает Леонардо ДиКаприо – неутомимый борец за экологию, поклонник дам определенного возраста и настоящий мужик, как однажды отметил…
«Место встречи изменить нельзя» уже 45 лет по праву считается непревзойденным эталоном жанра криминального детектива. В чем секрет успеха? Ответ…
1938 год. Молодая и цветущая актриса Галина Лактионова купается в лучах славы, блистая на экране и на театральной сцене. Как…