Недавно во Франции режиссер Одри Дива завершила съемки новой версии «Эммануэль». Лента выйдет и в российский прокат в 2024 году. «КиноРепортер» погрузился во вселенную оригинальной «Эммануэль», чтобы вспомнить, как эротическая франшиза превратилась в бренд для взрослых.
«Эммануэль» с самого рождения была пропитана темой секса. Причем это касается не только содержания, но и факторов, окружавших героиню. Изначально приключения Эммануэль в мире сексуального самопознания вышли в формате романа. По неподтвержденной информации, впервые вульгарная книжонка была тайно издана во Франции в конце 1950-х, без указания авторства. Официальным же годом публикации «Эммануэль» называют 1967-й, тогда же стало известно имя писателя (точнее, писательницы) – Эммануэль Арсан. Разумеется, это был творческий псевдоним, под которым скрывалась уроженка Таиланда Марайя Ролле-Андриан, чья жизнь не сильно отличалась от истории ее героини.
Что в ее биографии вымысел, а что правда, мы уже никогда не узнаем. Писательнице приписывали интерес к сексуальному просвещению с ранних лет, и уже в 16 она встретила своего будущего супруга – 30-летнего французского дипломата Луи-Жака Ролле-Андриана. Поженились они только спустя 8 лет, и где-то с этого момента начался их путь разврата и похоти. В Таиланде они собрали вокруг себя группу единомышленников, разделявших взгляды пары на раскрепощенность и свободный секс. В перерывах между «сессиями» Марайя писала эротический роман «Эммануэль», квазиавтобиографичность которого не раз подчеркивали критики. Позже авторство книжек даже приписывали самому Луи-Жаку, но вопрос прав на произведение мы оставим на потом.
История Эммануэль так и просилась на широкий экран, но кинематографистов пугала излишняя откровенность романа. Первым фильмом по мотивам книги стала не культовая лента 1974 года, а малоизвестная короткометражка, вышедшая в 1966-м. Причем информации о ней действительно практически нет (за исключением имени режиссера и сценариста – Жан-Пьер Торн). Так бы «Эммануэль» и продолжила оставаться сексуальной жемчужиной литературы, если бы в 1972-м не грянуло «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Эротическая мелодрама подсветила новый запрос зрителей, и киношники сосредоточили свое внимание на поиске сценариев со схожей тематикой.
Так на глаза продюсеру Ив Руссе-Руар и попал экземпляр «Эммануэль», который он предложил экранизировать фотографу и скульптору Жюсту Жакену, ранее не имевшему ничего общего с киноиндустрией. Новичок слегка испугался откровенной фактуры, но от предложения снять по ней фильм все же не отказался. Актрису на главную роль искали по всей Европе, и выбор в результате пал на утонченную нидерландку Сильвию Кристель. Позже исследователи не могли не приукрасить историю кастинга: мол, артистка попала на прослушивание совершенно случайно, а во время разговора с режиссером, не стесняясь, сбросила перед ним платье и продолжила общение в неглиже. Жакена поразило изящество Кристель и он утвердил ее на роль.
По сюжету, главная героиня Эммануэль живет с мужем Жаном в Бангкоке. Усталость от быта и обыденности подталкивает их к сексуальным экспериментам, приводящим к самым невообразимым последствиям. К концу истории девушка постигает азы искусства соития и готовится перейти на новый уровень.
«Эммануэль» произвела фурор в кинотеатрах. Такие ленты еще советуют обязательно посмотреть ради «тех самых сцен». А подобных откровенных эпизодов оказалось немало: беспорядочный секс, мастурбация, кадры с курением не совсем традиционным образом и даже изнасилованием. Картина Жакена шокировала своим наполнением – она не была похоже на то, что ранее видели зрители. В Великобритании «Эммануэль» стала первым фильмом для взрослых, показанным в обычных кинотеатрах (правда, над ним поработали цензоры, вырезавшие самые пикантные моменты). В родной Франции картина вышла с небольшим опозданием – спорный контент одобрили после того, как новым президентом стал Валери Жискар д’Эстен, который, поговаривают, был любовником Кристель.
Вскоре «Эммануэль» стала именем нарицательным, неизменно связанным с темой межполовых отношений, обнаженки и чрезмерной откровенности, а Сильвия Кристель превратилась в новый секс-символ. Продолжение было лишь вопросом времени, поскольку продюсеры не хотели упускать из рук такую золотую жилу. Сиквел (с подзаголовком «Антидевственница») склепали за год: Кристель вернулась к знаковой роли, в режиссерское кресло сел очередной фотограф Франсис Джакобетти, чья карьера ограничилась одним этим фильмом, а Эммануэль продолжила свое секс-турне, переехав из Таиланда в Гонконг.
Непотребств на экране по-прежнему хватало, но они уже не так удивляли, как в оригинале. Примечательно, что эпизодическую роль во второй части сыграла Лаура Гемсер, которая за месяц до премьеры засветилась в «Черной Эммануэль». О необычайных метаморфозах героини мы расскажем ниже, а пока вернемся к изначальному продукту.
Кристель с переменным успехом пробовала себя в других образах, но Эммануэль неотступно следовала за ней. Да и история секс-позитивной героини напрашивалась на трилогию, поэтому следующим фильмом авторы намеревались завершить историю. Ленте даже подобрали соответствующее название – «Прощай, Эммануэль». Новым развратным раем для героини сделали Сейшелы, где, по задумке создателей, должна была наступить развязка в отношениях персонажа Кристель и ее мужа. Режиссер Франсуа Летерье захотел больше сосредоточиться на драматической составляющей, нежели на эротической, ввиду чего секс на экране оказался упрощен и сокращен. Подобный шаг, разумеется, не понравился поклонникам франшизы, привыкшим к обилию разнузданности, поэтому картина не нашла массового положительного отклика.
Казалось бы, эротическая киносерия полностью исчерпала потенциал. Но «Эммануэль» все еще будоражила умы аудитории, поэтому было решено сделать, как бы выразились сегодня, мягкий перезапуск – отправить обновленную героиню в следующее путешествие, при этом не забыв отдать должное оригиналу. Так и поступили: в четвертой части культовую роль исполнили сразу две актрисы, Сильвия Кристель и Миа Нюгрен. Переход от одной внешности к другой сценаристы объяснили банальной пластической операцией, благодаря которой Эммануэль смогла открыть в Бразилии (очередной локации) новые стороны своей сексуальности.
Однако успеха опять не последовало. Одни ругали создателей за смену главной актрисы, другие – за невнятный сюжет, третьи – за потерю связи с классической трилогией, где секс был частью нарратива, а не исключительным развлечением аудитории. Попытка возродить «Эммануэль» потерпела провал, что не помешало продюсерам оформить вторую трилогию. Пятый и шестой эпизоды вышли уже без участия Кристель и не могли похвастаться чем-то ярким и запоминающимся. Но скандалы все еще оставались неотъемлемой частью франшизы.
Так, исполнительницей роли Эммануэль в пятой части впервые в рамках классической серии стала американка, модель Penthouse и актриса проектов категории B Моник Габриэль. Девушка оказалась своенравной – помощников режиссеров она обвиняла в постоянном желании ее раздеть, а самого постановщика Валериана Боровчика ударила по лицу. Да так сильно, что через несколько дней после инцидента он покинул съемочную площадку, и проект заканчивал его ассистент.
Шестая часть мало того что оказалась попросту никому не нужной на фоне расцвета полновесной порнографии, так еще и производство шло с горем пополам. Назначенный на позицию режиссера малоопытный Бруно Зинконе снял ленту частично – в самый разгар съемок он отбыл «на другую работу», а вернуться не смог. Картину пришлось завершать Жану Роллену, который также слегка переработал сценарий. Однако все усилия не спасли шестую «Эммануэль» от краха. Ничего свежего в знаменитую франшизу картина не привнесла, и о ней, как и о ее предшественнице, быстро забыли.
В 1990-е немало кинематографистов сосредоточили свое внимание на теме компьютеров, виртуальной реальности и применении технологий в обычной жизни. Причем тут «Эммануэль»? Дело в том, что продюсеры посчитали это отличной почвой для очередного возрождения секс-франшизы. Более того, им удалось уговорить Сильвию Кристель вернуться к ведущей роли. Не сказать, что она сильно этому сопротивлялась. Фактически ее согласие было вынужденным – у ее мужа, продюсера Филиппа Блота, после череды провальных проектов начались финансовые трудности. Но Кристель участвовала в разработке седьмой «Эммануэль» с одним важным условием – никакой обнаженки с ее героиней. И создателям пришлось пойти ей навстречу.
Действие ленты разворачивается в недалеком будущем, где Эммануэль работает руководителем клиники по профилактике секса с помощью виртуальной реальности. Все пикантные сцены разделили между другими ключевыми героями. Итог ожидаем – низкие оценки и шквал заслуженной критики. Классическая «Эммануэль» закончилась, так и не успев стать чем-то большим, чем могла бы быть.
Однако есть существенное «но». Пока оригинальная героиня медленно, но верно шла на плаху, ее клоны, преемники и другие «версии» множились как сорняки. Одной из первых последовательниц культовой девушки стала «Черная Эммануэль» в исполнении вышеупомянутой Лауры Гемсер. Итальянские кинопродюсеры хотели извлечь выгоду из международной популярности раскрепощенной красотки и создали аналогичный продукт, который можно было бы производить по дешевке. Чтобы обойти авторское право, в имени своей Эммануэль они убрали одну букву «м». Конвейер заработал – и за три года итальянцы выпустили семь картин сомнительного качества и содержания, которые при этом смогли обрести свою аудиторию.
«Черная Эммануэль» стала далеко не единственной в своем роде: наследием героини вовсю пользовался один из продюсеров оригинальной франшизы и владелец прав на персонажа Ален Сирицки. После седьмой части он продолжил эксплуатировать беднягу: в 1992 и 1993 годах на французском ТВ вышла серия низкобюджетных непродолжительных фильмов про Эммануэль, в 1994-м, – телевизионный эротический сериал «Эммануэль в космосе», в начале нулевых (а затем и в 2010-х) – софт-порно с Эммануэль для американской аудитории. И это мы еще не упомянули видеоигру по мотивам серии романов, вышедшую в 1989 году.
Несмотря на переменный успех классической истории, упорство разных продюсеров позволило превратить «Эммануэль» в мировой бренд для взрослых. Разрозненную, противоречивую, непостоянную, но все же более-менее знаковую и популярную торговую марку. Спустя почти полвека зрителям разных возрастов все еще знакомо имя любвеобильной красотки, но сможет ли она полноценно возродиться, мы узнаем только после премьеры грядущей картины с Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне») в главной роли.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…