Кино

Ушла из жизни Нина Русланова

21 ноября после болезни скончалась Нина Русланова. Народную артистку госпитализировали с коронавирусом в конце октября, однако, несмотря на все усилия врачей, ее ослабленный организм не справился с запущенной болезнью. «КиноРепортер» вспоминает звезду советского экрана, чей путь к всенародной славе был отнюдь не простым.

Детство

Нина Русланова в фильме «Бесстрашный атаман», 1973

Нина Русланова родилась в первую послевоенную зиму. Будущую актрису в возрасте двух месяцев нашли на улице небольшого города в Харьковской области. В детдоме ей дали одно из самых распространенных и народных отчеств – она стала Ивановной, и фамилию Русланова – в честь певицы Людмилы Руслановой. Повзрослев, девушка выбрала себе и дату рождения – 5 декабря.

С такой судьбой Нине Руслановой предстояло освоить простую рабочую профессию. Это она и сделала – сменив до совершеннолетия несколько детских домов, она окончила строительное училище. Однако артистизм и страсть к творчеству привели ее в Харьковский театральный институт. Овладев основами мастерства, она уехала в Москву.

В столице она поступила в Театральное училище имени Щукина, где ее сокурсниками стали Борис Галкин, Анастасия Вертинская, Леонид Филатов и Александр Кайдановский. Слава о талантливой студентке разлетелась: сразу по окончании Нину Русланову ждал Вахтанговский театр. Однако еще во время обучения ей повезло дебютировать в кино.

«Короткие встречи» (1967)

Первой картиной Нины Руслановой стал фильм Киры Муратовой «Короткие встречи». Причем молодая актриса сыграла главную роль, а ее партнером был Владимир Высоцкий. На экране две звезды – начинающая и уже обожаемая публикой – разыграли любовный роман. Однако у героя есть жена – и отношения между этой троицей становятся абсолютно непредсказуемыми.

Мелодрама стала настоящей сенсацией в советском прокате: в год премьеры в кинотеатрах ее посмотрели почти 4,5 миллиона зрителей. Однако затем фильм лег на полку – на долгие двадцать лет. В 1987 году картину перевыпустили, но ни своей актуальности, ни очарования она не потеряла – зрители по сей день любят «Короткие встречи» за простоту, драматический накал, изящество и, разумеется, мощные актерские работы.

«Тени исчезают в полдень» (1971)

Телевизионная экранизация одноименного романа Анатолия Иванова, которая добралась даже до больших экранов. Сага рассказывает историю небольшой сибирской деревни Зеленый Дол, на примере которой отражена судьба всей страны с начала XX века.

Главные герои – бывшие наследники богатых семей – становятся свидетелями и участниками падения Российской империи, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны и тяжелых лет восстановления экономики. Их желание отвоевать свое и зажить старым порядком так и остается неисполненным, а их дети постепенно привыкают к новым ценностям, установленным и диктуемым советской властью.

Несмотря на то что героиня Нины Руслановой – Марья – появляется только в двух сериях, она запоминается зрителю. Она предстает на экране сильной и бесстрашной русской женщиной, способной убить медведя голыми руками, добровольно уйти в лес, чтобы руководить партизанами, и лицом к лицу встретить свою смерть.

«Афоня» (1975)

Еще один культовый советский проект, о котором можно долго рассуждать. В этой поучительной драме Георгия Данелии о непутевом сантехнике (Леонид Куравлев) Нина Русланова сыграла сожительницу главного героя. Здесь у ее героини тоже железный характер: она выставляет пьющего Афоню за дверь, тем самым разрывая с ним отношения. Увещевания, однако, оказываются бесполезными: встреч с ним ищет прехорошенькая медсестра Катя (Евгения Симонова), а сам он безответно влюбляется в Елену (Нина Маслова), к которой приходит на вызов.

К слову, это был не единственный раз, когда Нина Русланова работала с Георгием Данелией. В 1985 году она появилась в эпизодической роли в интерпретации сказки Ганса Христиана Андерсона «Снежная королева», а в 1986-м снялась в еще одной фантастической истории – антиутопии «Кин-дза-дза!».

«Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Детектив Алексея Германа, широкими мазками рисующий быт советских граждан в посленэповские годы. В центре сюжета оказывается Иван Лапшин (Андрей Болтнев) – начальник уголовного розыска небольшого города. Несколько сюжетных линий рассказывают не только о его работе, но и о других аспектах жизни: быту в коммунальной квартире, отношениям с актрисой провинциального театра (Нина Русланова), которая влюблена в его хорошего друга Ханина (Андрей Миронов). Судьбы героев тесно сплетаются, однако над всеми довлеет атмосфера тоски и безысходности. В избыточной мрачности упрекали и режиссера, но он остался при своем мнении – и впоследствии фильм обрел множество звездных поклонников вроде все той же Киры Муратовой.

«Завтра была война» (1987)

Экранизация одноименной повести Бориса Васильева («А зори здесь тихие»), которую в качестве дипломной работы снял Юрий Кара. Действие разворачивается в годы сталинских репрессий и во время войны, а в центре сюжета оказываются школьники, которые, несмотря на приверженность советской идеологии, пытаются разобраться в давно заученных понятиях чести, справедливости, взаимовыручки. Их привычную жизнь прерывают трагические новости, которые разделяют молодежь на два лагеря.

Нина Русланова здесь сыграла мать одной из главных героинь, переосмысливающих свои идеалы. Она верна партии, готова на все, чтобы вернуть дочь на истинный путь. Несмотря на то что роль функциональна (в картине даже не звучит имя героини – для всех она «товарищ Полякова»), в свою работу актриса вложила немало сил, сделав своего персонажа объемным и не оставляющим зрителя равнодушным. Позднее о ней говорили – играла на разрыв сердца.

«Собачье сердце» (1988)

Двухсерийный телефильм Владимира Бортко по повести Михаила Булгакова. Разумеется, первыми на ум в связи с названием ленты приходят Филипп Преображенский и Иван Борменталь, превратившие бродячего пса в человека, – настолько образы, созданные Евгением Евстигнеевым, Борисом Плотниковым и Владимиром Толоконниковым отпечатались на подкорке. Однако без горничной Зины (Ольга Мелихова) и кухарки Дарьи Петровны (Нина Русланова) представить дом профессора Преображенского решительно невозможно.

«Хрусталев, машину!» (1998)

В отличие от многих коллег, которым не так сильно повезло, Нина Русланова активно снималась и в девяностые годы, и в начале нулевых. Актриса практически каждый год появлялась в каком-нибудь проекте. Чаще речь шла об эпизодах, но проходных или необязательных работ у нее не было – во всех героинь она вкладывала силы и душу.

Любопытно другое – в довольно жесткой по своим содержанию и форме картине «Хрусталев, машину!» Алексей Герман отдал актрисе роль, которую она уже играла у него много лет назад, – актрисы из детективной драмы «Мой друг Иван Лапшин». На это намекает один из героев, говорящий, что героиня Нины Руслановой «до войны роли играла». Вот так судьба Наташи Адашевой прояснилась самым неожиданным образом.

Современное кино

Нина Русланова и Сергей Безруков на премьере фильма «Мамы», 2012

Менее народной Нина Русланова с годами не становилась. Ее звали в сериалы – от «Марша Турецкого» до «Участка», от «Моей прекрасной няни» до «Убойной силы». С удовольствием с ней работали и большие авторы. В 2011 году артистка снялась у Андрея Смирнова в исторической драме «Жила-была одна баба».

Сюжет охватывает годы Первой мировой и Гражданской войн, а также Октябрьской революции, косвенно приведшей к Тамбовскому восстанию ­– в основном из-за жесткой политики военного коммунизма. В фильме Смирнова по его собственному сценарию Нина Русланова сыграла бабку Крячиху – соседку главной героини, на долю которой тоже выпало немало испытаний. История получилась настолько масштабной, что четыре года спустя ее перевыпустили в сериальном формате.

До этого были «О чем говорят мужчины» (2010), после – «Мамы» (2012) и «Вий» (2014). В фэнтези Олега Степченко актриса снималась еще здоровой, но затем у нее случился инсульт. Из-за этого досъемки, по словам режиссера, давались артистке нелегко: она забыла слова, все больше полагаясь на помощь дочери Олеси, которую родила в браке с юристом и бизнесменом Геннадием Рудаковым.

После 2014-го Нина Русланова уже не снималась. Многие считают, что к кончине великую звезду советского экрана подвела незаслуженная безвестность.

«Нина очень переживала свою беспомощность. Я только могу пожелать, чтобы ни у кого из артистов больше не было такого страшного конца. Очень тяжело – уходить без сил. Не стану больше ничего говорить», – написал Станислав Садальский. Вместе актеры играли в «Аферистах» Всеволода Шиловского (1990) и у Эльдара Рязанова в «Небесах обетованных» (1991).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад