В феврале оператор «Гаража», «Вокзала для двоих» и «Жестокого романса» отметил 80-летний юбилей.
Народный артист РФ начал свой творческий путь как оператор-постановщик с картины Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс» (1977). Фильм изначально должен был снимать Никита Михалков, но покинул проект ради съемок «Рабы любви». Вместе с собой он забрал и оператора Павла Лебешева, который и отрекомендовал вместо себя своего друга детства Вадима Алисова. «Транссибирский экспресс» стал дипломной работой оператора.
Однако роман с кино начался у него намного раньше: еще в 1968 году Алисов помогал оператору Владимиру Нахабцеву на съемках комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Впоследствии Вадим Валентинович стал любимым оператором великого комедиографа. На «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1976) и «Гараже» (1979) работал вторым оператором, а потом стал оператором-постановщиком Рязанова.
Вместе они сделали еще пять фильмов: «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и «Привет, дуралеи!» (1996). Тандем распался, по словам Вадима Алисова, из-за его «собственного жлобства»: в процессе подготовки к съемкам «Небес обетованных» (1991) он согласился на предложение Всеволода Шиловского за пару недель снять комедию «Аферисты» (1990). Ревнивый и вспыльчивый Рязанов узнал об этом и не простил.
Кроме того, на счету Алисова такие известные фильмы, как «Моя морячка» (1990), «Новый Одеон» (1992), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Кодекс бесчестия» (1993), «Анна: от 6 до 18» (1993), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (1993) и многие другие.
Вадим Валентинович активно преподавал. Еще в 1980-е читал лекции на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров. Позже легендарный Вадим Юсов пригласил Алисова во ВГИК, где тот стал профессором кафедры операторского мастерства.
Вадима Алисова не стало в День Победы.
Комментарии