Первый хит этого Берлинского фестиваля – фильм «Неудачный трах, или безумное порно», который многим понравится и стольких же разозлит.
Берлинале, который в этом году частично перенесли в онлайн, подошел к середине. Но пока только одну картину из основного конкурса можно без натяжки назвать отличной – фильм известного румынского режиссера Раду Жуде «Неудачный трах, или безумное порно».
В сеть утекло домашнее видео, на котором мужчина и женщина занимаются сексом (впрочем, вполне конвециональным). Когда ролик становится вирусным, в женщине на видео (Катя Паскарю) опознают учительницу истории. В престижной школе в Бухаресте, где она работает, чтобы обсудить ее поведение, собирается педсовет, который быстро превращается в трибунал.
Раду Жуде, вероятно, – самый ироничный из режиссеров румынской новой волны, главного из национальных кинематографических течений сейчас и самого известного культурного экспорта современной Румынии. В своем фильме 2018 года «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» Жуде создал и заснял театральную реконструкцию холокоста в Одессе – в 1941 году в городе, находившемся под контролем румынских войск, за неделю были убиты от 25 до 34 тысяч евреев. Современные румыны с удовольствием принимали участие в уличной постановке, кульминацией которой стало сжигание пленных.
На этот раз Жуде не изменяет себе и снова провоцирует зрителя: фильм без предупреждения и вступительных титров начинается, собственно, с порнографического ролика, снятого без каких-либо купюр или стыдливых затемнений (так вам, кинокритики и кинопрофессионалы, решившие посмотреть лучшее мировое кино!). Но это только первая из провокаций – другие сцены, пусть в них герои и одеты, не менее едкие и, вероятно, даже сильнее заденут чувства некоторых зрителей. Не будем раскрывать все карты, скажем только, что Жуде первым снял фильм, в котором герои почти не снимают маски, в том числе во время секса и в сцене трибунала в школе (должно быть, это был своего рода челлендж для артистов).
Сюжет фильма намечен довольно небрежно. Очевидно, для Жуде это лишь предлог, чтобы начать дискуссию об обществе и прошлом Румынии. Картина разделена на две части продолжительной интермедией – сборником забавных фактов и коротких исторических анекдотов. В первой главе, в которой главная героиня ходит по делам, нам показывают, так сказать, срез общества: в очереди в аптеке говорят про лечение ковида святой водой, на кассе в магазине ругаются, посреди пешеходного перехода припаркован внедорожник и так далее. Эти короткие сценки сняты с большой иронией, часть из них – просто блистательные. Некоторые из них, кажется, могли бы появиться в фильмах другого режиссера со своеобразным чувством юмора – шведа Роя Андерссона.
Но для российского зрителя то, что происходит на экране, не просто знакомая, а практически родная картина: только построенные храмы рядом с хрущевками, монументальные советские дворцы и полуоборванные афиши на заборах. То, что показывает режиссер, – часть нашего культурного кода, и не воспринимать это лично практически невозможно.
Суд в финальной части, начинающийся с вопроса об этичности поведения главной героини, быстро превращается в дискуссию на вечные застольные темы: героическое прошлое против военных преступлений, женщины против мужчин. И хотя герои показаны гротескно, подобный обмен мнениями легко представить на семейном застолье, в родительском чатике или под постом на фейсбуке.
«Неудачный трах, или безумное порно» похож на сборник диковин, поучительных и познавательных фактов, которых так много, что сюжет в них попросту тонет. Потому кому-то фильм может показаться слишком публицистическим, кому-то – оскорбительным, и из-за откровенных сцен – в последнюю очередь. Но это остроумное, едкое, хлесткое и очень актуальное кино – такой урок истории запомнят все.
Комментарии