Немецкий режиссер Кристиан Петцольд пересказывает сказку о русалочке.
На веранде небольшого кафе Йоханнес (Якоб Маченц) бросает рыжеволосую Ундину (Паула Бер) ради новой возлюбленной, которая нетерпеливо ему названивает. Обиженная девушка грозит изменщику смертью, просит все обдумать и уходит на работу — рассказывать об архитектуре Берлина посетителям департамента градостроительства. Не веря в реальность угроз, парень, конечно, ее не дождется. Зато, вернувшись в кафе во время перерыва, Ундина познакомится с Кристофом (Франц Роговский), индустриальным дайвером, слушавшим ее утреннюю лекцию. Неловко оступившись, он столкнет огромный аквариум с полки. Здесь, в луже воды, с водорослями и бьющимися в агонии золотыми рыбками, и завяжутся их отношения.
Немецкий режиссер Кристиан Петцольд — один из представителей так называемой «Берлинской школы», направления в кинематографе, заточенного на беспристрастность повествования, минимум диалогов и детализированный реализм. Фильмы Петцольда много лет пользуются успехом на Берлинале — у постановщика 4 награды смотра, не считая актерской премии Пауле Бер. Они сочетают в себе объективный взгляд на действительность и мистику, ставящую под сомнение подлинность происходящего.
«Ундина», получившая приз ФИПРЕССИ на 70-м Берлинском кинофестивале, — еще одна комбинация сверх- и естественного. Героиня немецких и прибалтийских мифов, сошедшая на землю в современном Берлине, обольщает мужчин и обещает кару за неверность — не потому, что ей так хочется, а потому, что «придется». Зеленоглазая Паула Бер — русалка чистой воды. Петцольд рисует ее как девушку без будущего (герои не строят совместных планов) и без прошлого: никто не знает, откуда она взялась (ее коллега сообщает, что Ундина — фрилансер), и никого не интересует, куда она пропала. Кристоф, очарованный в большей степени ее умом и способностью увлекать обычной справочной информацией, чем яркой внешностью, влюбляется в прекрасную нимфу со всей страстью. И вот, он уже встречает и провожает ее на железнодорожной станции.
С их отношениями во многом связан символизм картины. Сломавшаяся фигурка игрушечного дайвера предрекает будущую трагедию, Кристоф напевает песню Stayin’ Alive, а имя Ундины не зря начертано на дне водоема. Они спасают друг друга от смерти, и они же друг друга губят. Но если героиня Паулы Бер готова идти за любимым хоть в огонь, хоть в воду, персонаж Франца Роговского в конце концов сказочную девушку отпускает, возвращаясь в реальный мир.
И все же главным символом фильма остается вода — она дает жизнь, она ее и забирает. Вместе с ненавязчивыми элементами фантастики в ленту аккуратно вшита архитектурная экскурсия по Берлину, обозначающая разницу в строительной политике ГДР и ФРГ (режиссер вообще часто обращается к теме разделения Германии). Кстати, название столицы происходит от слова «болото», так что неудивительно, что наша русалочка поселилась именно здесь.
Действие «Ундины» развивается неспешно и в какой-то момент закольцовывается: через 40 с лишним минут хронометража героиня вновь читает лекцию, а после мы встречаем ее в том же кафе и с тем же человеком, что и в самом начале. Приглушенные цвета и короткие диалоги — все работает на меланхоличную атмосферу, полную выразительных взглядов и крепких объятий. Петцольд разрешает своим героям быть самими собой, даже если один из них — мифический персонаж.
Исполнители ведущих ролей Франц Роговский и Паула Бер уже играли у режиссера в «Транзите» (2018), и в «Ундине» они абсолютно на своих местах. Парень-простачок и загадочная незнакомка — идеальные для обоих амплуа, которым актеры придают необходимую глубину. Образ же Якоба Маченца получился более одномерным — он типичный бабник, мечущийся от одной женщине к другой.
«Ундина» Кристиана Петцольда — сказка для взрослых, эдакая «Русалочка» на современный немецкий лад. Согласно мифологии, ундинами становились девушки, топившиеся из-за несчастной любви. У Петцольда же любовь не только причина чьей-то гибели, но и живительный источник, способный даже воскресить из мертвых.
Комментарии