Театр «Мастерская» регулярно привозит в столицу по два-три своих лучших спектакля — тем более, что выбрать есть из чего. В репертуаре этого молодого по нынешним меркам театра (он существует всего девять лет) уже 50 спектаклей, причем, самого разного жанра. На очередных гастролях в декабре, на сцене театрального центра «На Страстном», «Мастерская» показала три своих постановки: «Том Сойер», «Довлатов P.P.S.» и спектакль Нараяма», сценическую версию по новелле японского писателя Ситиро Фукадзавы. Эта новелла легла в основу фильма Сёхэя Имамуры «Легенда о Нараяме» (1983), который получил «Золотую пальмовую ветвь» 36-го Каннского кинофестиваля. Тем интереснее было посмотреть, смогут ли молодые артисты (а в труппе исключительно молодежь) донести до зрителя смысл этого глубокого философского произведения.
По сюжету все события происходят в ХIХ веке, в небольшой японской деревушке у подножия большой горы Нараяма. В этой деревне у жителей не бывает денег. Они живут тем, что дарит земля, лес, река. Запасов на долгую зиму часто не хватает, потому и установился там издревле обычай — стариков, доживших до 70 лет, старший сын в семье должен унести на своих плечах на гору умирать, чтобы не кормить больше бесполезный лишний рот. При этом сами старики такую участь считают достойной: умереть на священной горе — это возможность встретиться с живущим там Богом.
Правда, не всем старикам хватает мужества выполнить свой долг. Но только не главной героине повествования по имени О-Рин. Ей только что исполнилось 70, значит, пришел и ее черед отправиться в свое последнее путешествие. И хотя она полна сил, даже зубы все сохранились, предстоящее путешествие на Нараяму ее не пугает. Но она никак не может оставить своего единственного овдовевшего сына по имени Тацухэй с четырьмя детьми. Прежде чем уйти из семьи, О-Рин должна найти ему новую жену. Да и сын вовсе не готов расстаться с матерью, которую обожает. Именно эту тему — любовь сыновнюю и материнскую — режиссер-постановщик спектакля Михаил Черняк сделал главной в своем спектакле, «сценической фантазии» по рассказу Фукадзавы.
Хотя и в новелле, и в спектакле затронуто несколько важных тем. Жители маленькой деревушки, по сути, представляют собой человеческое сообщество, в котором сосуществуют порок и добродетель, любовь и зависть, доброта и жестокость. В целом, все те и лучшие и худшие качества, свойственные людям, в каком бы уголке земли они ни жили. На сцене семь актеров, они молоды, подвижны, пластичны — на лицах никакого нарочито театрального грима. На них серые одежды, напоминающие японские кимоно. Каждый, вступая в действие в свой черед, надевает на голову еще и традиционную японскую повязку (художник по костюмам Нина Штеренберг).
Никаких декораций. Лишь барабаны в руках у артистов, создающие дополнительный эффект. Семь актеров в спектакле изображают и главных героев, вокруг которых развиваются события, и жителей деревни, а также выступают в роли рассказчиков, говоря каждый о своем герое в третьем лице. Спектакль представляет собой пересказ самой новеллы устами ее героев.
Надо признать, режиссеру и артистам удалось таким нехитрым, казалось бы, способом, не только передать драму взаимоотношений сына и матери, готовых пожертвовать собой ради благополучия близких, но и держать в напряжении зал на протяжении всего спектакля. При этом создавая характеры других обитателей деревни, среди которых есть и воры, и нахлебники, и слабые мужчины, и сильные духом женщины. По эмоциональному воздействию, которое усиливает еще и музыкальное оформление, эта постановка ничуть не уступает спектаклям «большой формы» в самых именитых театрах.
Впрочем, у «Мастерской» уже сложившаяся репутация. Здесь работают профессионалы, которые к тому же хранят верность традициям театральной школы Петербурга. В его репертуаре, рассчитанном на массовую аудиторию, есть спектакли по классическим произведениям Достоевского и Чехова, новые прочтения Булгакова и Вампилова, Мольера и Гоцци, но есть и вовсе провокационные постановки. На сегодняшний день в труппе театра 95 актеров, и все — ученики одного мастера, Григория Козлова, профессора Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Днем рождения этого театра принято считать сентябрь 2010 года, когда на малой сцене БДТ целый курс выпускников мастерской Козлова сыграл свой первый спектакль — «Старший сын» по пьесе Вампилова. Потом у «Мастерской появилось свое первое небольшое помещение, а вскоре театр получил большое здание с двумя сценами. На сегодняшний день это уже профессиональный драматический театр, имеющий статус государственного.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…