Умереть на священной горе | КиноРепортер
КиноРепортер > Театр > Умереть на священной горе

Умереть на священной горе

25 декабря 2019 /
Умереть на священной горе

Молодая труппа из Санкт-Петербурга уже покорила зрителей родного города, а теперь стремительно завоевывает Москву.

Театр «Мастерская» регулярно привозит в столицу по два-три своих лучших спектакля — тем более, что выбрать есть из чего. В репертуаре этого молодого по нынешним меркам театра (он существует всего девять лет) уже 50 спектаклей, причем, самого разного жанра. На очередных гастролях в декабре, на сцене театрального центра «На Страстном», «Мастерская» показала три своих постановки: «Том Сойер», «Довлатов P.P.S.» и спектакль Нараяма», сценическую версию по новелле японского писателя Ситиро Фукадзавы. Эта новелла легла в основу фильма Сёхэя Имамуры «Легенда о Нараяме» (1983), который получил «Золотую пальмовую ветвь» 36-го Каннского кинофестиваля. Тем интереснее было посмотреть, смогут ли молодые артисты (а в труппе исключительно молодежь) донести до зрителя смысл этого глубокого философского произведения.

По сюжету все события происходят в ХIХ веке, в небольшой японской деревушке у подножия большой горы Нараяма. В этой деревне у жителей не бывает денег. Они живут тем, что дарит земля, лес, река. Запасов на долгую зиму часто не хватает, потому и установился там издревле обычай — стариков, доживших до 70 лет, старший сын в семье должен унести на своих плечах на гору умирать, чтобы не кормить больше бесполезный лишний рот. При этом сами старики такую участь считают достойной: умереть на священной горе — это возможность встретиться с живущим там Богом.

Правда, не всем старикам хватает мужества выполнить свой долг. Но только не главной героине повествования по имени О-Рин. Ей только что исполнилось 70, значит, пришел и ее черед отправиться в свое последнее путешествие. И хотя она полна сил, даже зубы все сохранились, предстоящее путешествие на Нараяму ее не пугает. Но она никак не может оставить своего единственного овдовевшего сына по имени Тацухэй с четырьмя детьми. Прежде чем уйти из семьи, О-Рин должна найти ему новую жену. Да и сын вовсе не готов расстаться с матерью, которую обожает. Именно эту тему — любовь сыновнюю и материнскую — режиссер-постановщик спектакля Михаил Черняк сделал главной в своем спектакле, «сценической фантазии» по рассказу  Фукадзавы.

Хотя и в новелле, и в спектакле затронуто несколько важных тем. Жители маленькой деревушки, по сути, представляют собой человеческое сообщество, в котором сосуществуют порок и добродетель, любовь и зависть, доброта и жестокость. В целом, все те и лучшие и худшие качества, свойственные людям, в каком бы уголке земли они ни жили. На сцене семь актеров, они молоды, подвижны, пластичны — на лицах никакого нарочито театрального грима. На них серые одежды, напоминающие японские кимоно. Каждый, вступая в действие в свой черед, надевает на голову еще и традиционную японскую повязку (художник по костюмам Нина Штеренберг).

Никаких декораций. Лишь барабаны в руках у артистов, создающие дополнительный эффект. Семь актеров в спектакле изображают и главных героев, вокруг которых развиваются события, и жителей деревни, а также выступают в роли рассказчиков, говоря каждый о своем герое в третьем лице. Спектакль представляет собой пересказ самой новеллы устами ее героев.

Надо признать, режиссеру и артистам удалось таким нехитрым, казалось бы, способом, не только передать драму взаимоотношений сына и матери, готовых пожертвовать собой ради благополучия близких, но и держать в напряжении зал на протяжении всего спектакля. При этом создавая характеры других обитателей деревни, среди которых есть и воры, и нахлебники, и слабые мужчины, и сильные духом женщины. По эмоциональному воздействию, которое усиливает еще и музыкальное оформление, эта постановка ничуть не уступает спектаклям «большой формы» в самых именитых театрах.

Впрочем, у «Мастерской» уже сложившаяся репутация. Здесь работают профессионалы, которые к тому же хранят верность традициям театральной школы Петербурга. В его репертуаре, рассчитанном на массовую аудиторию, есть спектакли по классическим произведениям Достоевского и Чехова, новые прочтения Булгакова и Вампилова, Мольера и Гоцци, но есть и вовсе провокационные постановки. На сегодняшний день в труппе театра 95 актеров, и все — ученики одного мастера, Григория Козлова, профессора Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Днем рождения этого театра принято считать сентябрь 2010 года, когда на малой сцене БДТ целый курс выпускников мастерской Козлова сыграл свой первый спектакль — «Старший сын» по пьесе Вампилова. Потом у «Мастерской появилось свое первое небольшое помещение, а вскоре театр получил большое здание с двумя сценами. На сегодняшний день это уже профессиональный драматический театр, имеющий статус государственного. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: