Провожаем в последний путь пионера французской «новой волны» и одного из величайших режиссеров в истории.
Беспощадный 2022 год унес немало выдающихся личностей. Теперь еще одна невероятно грустная новость поступила из Франции: на 92-м году жизни скончался Жан-Люк Годар. Автор «На последнем дыхании», «Китаянки», «Безумного Пьеро», «Страсти» и прочих шедевров, без которых невозможно представить ни историю мирового кино в XX веке, ни современную поп-культуру.
Годар пришел в режиссуру из кинокритики. Вместе с Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом и другими увлеченными синефилами в 1950-х он писал для журнала Cahiers du Cinéma, а позднее все эти авторы стали самобытными постановщиками и обрушили на высохший берег французского кинематографа яростную «новую волну». На протяжении 1960-х Годар разрушал привычные жанровые рамки триллеров, драм, антиутопий, даже комедий, оттачивая свой уникальный стиль, и параллельно готовил молодежь к сопротивлению режиму Шарля де Голля.
После студенческого мятежа 1968 года Годар в составе группы «Дзига Вертов» снимал радикальное антикино, не фильмы в классическом понимании, а скорее политические агитки. Мало кто мог оценить их по достоинству, и Жан-Люк временно оказался в изоляции. Но в 1980-х и 1990-х он продолжил работать с ведущими французскими артистами уровня Изабель Юппер, Жюльет Бинош и Алена Делона, почти ежегодно напоминая о себе новыми необычными картинами.
Годар завоевывал «Золотого медведя» Берлинале, «Золотого льва» в Венеции и 8 раз номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Однако первую награду на Лазурном Берегу – приз жюри – он получил лишь в 2014 году, в возрасте 84 лет, за причудливый эксперимент «Прощай, речь». Разделив эту премию с 25-летним Ксавье Доланом и его «Мамочкой». А в 2018-м Годар удостоился специального приза жюри за «Книгу образов» – последнее напоминание о его загадочной гениальности, расшифровывать которую можно (и нужно!) еще долгие годы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: