Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Ударим советской анимацией по пьянству, капитализму и домашнему насилию

Ударим советской анимацией по пьянству, капитализму и домашнему насилию

12 марта 2023 /
Ударим советской анимацией по пьянству, капитализму и домашнему насилию

Поучительные мультики для взрослых Сергея Михалкова.

13 марта Сергею Михалкову исполняется 110 лет. Заслуги этого выдающегося деятеля перед мировой культурой и Отечеством поистине неисчислимы, но мы сегодня хотели бы обратить внимание на его талант баснописца, который столь удачно сочетался с талантами советских мультипликаторов. На основе дидактических текстов Сергея Владимировича они создали множество замечательных анимационных фильмов, предназначенных в первую очередь для взрослой аудитории. Мы же отобрали несколько самых любопытных из них и сейчас вам покажем.

«Непьющий воробей» (1960)

Образцового пернатого гражданина приглашают на корпоративную пьянку творческой интеллигенции, где представители оной насильно накачивают его алкоголем. После чего он устраивает разрушительный дебош и падает в глазах приличного общества настолько, что дело доходит до товарищеского суда, возглавляемого мудрым филином.

Последний, ознакомившись со свидетельскими показаниями, справедливо заключает, что виноват не столько воробей, сколько те, кто принудил его к злоупотреблению. А так, в принципе, одну-две рюмки не грех иногда опрокинуть. Однако почему-то остается тайной, что именно связывает порядочного (с виду) воробья с такой гадкой компанией. Ясно одно: от творческой интеллигенции лучше держаться подальше.

«Злодейка с наклейкой» (1954)

Еще одна антиалкогольная пропаганда за авторством Сергея Михалкова – «кино-плакат», выполненный в технике покадровой кукольной анимации, в подчеркнуто реалистической манере и стилизованный под немое кино. В качестве антагониста здесь фигурирует бутылка с руками, ногами и страшной физиономией, которая шагает по стране и соблазняет рабочих и крестьян своим содержимым. Вследствие чего с ними случаются разного рода несчастья, вплоть до смертельного исхода. «Бывает, что от рюмки водки и до могилы путь короткий», – напутствует Михалков.

И лишь сознательный железнодорожник находит в себе силы противостоять роковому соблазну и разбивает бутылку о рельсы. Подразумевается ли тем самым, что железнодорожники в меньшей степени подвержены пагубным увлечениям, чем шоферы и трактористы, нельзя сказать с полной уверенностью, но неспроста же поезда считаются самым безопасным видом транспорта.

«Трубка и медведь» (1955)

А это, как нетрудно догадаться, пропаганда антитабачная. Про медведя, который однажды нашел трубку и так к курению пристрастился, что основательно себе здоровье подорвал. И в конце концов умер, предположительно, от рака. Да, прямо вот так: у Сергея Михалкова не забалуешь, никаких тебе полумер. Пьянство – смерть, курение – тоже. Жестоко, зато доходчиво.

Тупость, кстати, согласно басне, заслуживает порицания даже в большей степени. Косолапому ведь и в голову не приходит, что между ухудшившимся состоянием организма и привычкой вдыхать дым может быть какая-то связь. И визит к врачу (дятлу) он откладывает до последнего, когда становится ему совсем уж плохо. Вот вам и еще одна мораль: обращайтесь к специалистам своевременно.

«Миллионер» (1964)

«Памфлет на современное буржуазное общество» (по определению журнала «Советский экран»), за 50 с лишним лет со дня премьеры нисколько не утративший остроты. Богатая старуха погибает в автокатастрофе и оставляет все свое состояние, невесть каким нечестным путем нажитое, не многочисленным детям-внукам, а любимой собачке породы бульдог. Собачка доставшееся ей наследство тут же пускает в оборот и делается примерным капиталистом.

Милый песик отныне курит сигары, носит фрак, ходит по ночным барам и ресторанам, буквально мочится на стражей правопорядка, рычит на пацифистов с их требованиями мира, а потом и вовсе идет в политику, избираясь в государственный законодательный орган, чтобы защищать и продвигать интересы капитала. В этом – весь западный империализм как он есть, более точной метафоры не придумать. И по сей день, как видим, эти поганые псы войны заходятся своим отвратительным лаем. Так что в каком-то смысле мультик «Миллионер» вполне справедливо считать пророческим.

«Семейная хроника» (1961)

Встретились на крыше возле трубы кот и кошка. Познакомились, понравились друг другу и тут же, чтобы времени даром не терять, решили пожениться. Свадьбу шумную сыграли, сфотографировались на память. А как гости разошлись, так ни с того ни с сего у них ссора произошла. По поводу того, куда совместный фотопортрет поставить: на буфет или не на буфет. Что далее повлекло за собой подозрения в измене и даже рукоприкладство.

Заканчивается, конечно, все хорошо – примирением и финальной сентенцией в том духе, что нечего ругаться по пустякам. Но мы-то с вами понимаем, в чем суть проблемы на самом деле: поспешно заключенные браки редко когда до добра доводят. А чаще доводят как раз до бурных конфликтов по любому мелкому поводу. Оттого и удручающая статистика по домашнему насилию. Кому оно надо? Разумнее притереться сперва, присмотреться друг к другу. Чтобы не вскрылась потом внезапно критическая несовместимость характеров.

«Тринадцатый рейс» (1960)

Страдающий от хронической тревожности и обсессивного синдрома, плотно сидящий на седативных препаратах заяц получает телеграмму от неизвестного отправителя с просьбой срочно вылететь, без уточнений, куда именно. Несмотря на туманность предписания, заяц садится в самолет, но вскоре оказывается, что пилот-медведь прямо в ходе выполнения рейса впал в спячку, и самолет терпит крушение.

Это, пожалуй, самая неоднозначная и недооцененная из экранизаций произведений Сергея Михалкова. Она старательно прикидывается очередной забавной басней и якобы всего лишь высмеивает суеверия. Глядите, мол: зайчика повсюду окружают дурные приметы и число 13, и его это жутко триггерит, ха-ха. Тогда как совершенно очевидно, что перед нами в действительности – психологический триллер, аллегорически, но чрезвычайно убедительно рисующий мир глазами человека, безнадежно потерявшего связь с реальностью. К тому же этот триллер еще и фильмом-катастрофой оборачивается, и все вместе упаковано в какие-то 10 минут хронометража.

«Осторожные козлы» (1972)

Бандит-хорек под покровом ночи крадет петуха, запихивает его в мешок и перебрасывает мешок через забор. А мимо забора как раз в это время прогуливаются двое козлов важного вида, в полосатых костюмах. Петух просит их ему помочь, развязать мешок. Но те наотрез отказываются брать на себя ответственность, так как мешок чужой, а значит, трогать его без разрешения незаконно. В результате петуху так и не удается избежать участи быть съеденным.

И вновь Сергей Михалков зрит прямо в корень. Модель мышления, основанную на принципе «как бы чего не вышло», к сожалению, никак не удается выбить из голов, и до сих пор она нам жизнь отравляет. Проявления ее можно увидеть не только в неустанно плодящейся бюрократии, но и во всех остальных без исключения сферах. И что с этим делать, решительно непонятно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: