Netflix потратил на «Ирландца» почти 160 миллионов и даже не надеется отбить бюджет.
Место для чистого искусства есть и в Голливуде, где все заточено на бизнес. В конце ноября на Netflix вышел «Ирландец» Мартина Скорсезе, на который было потрачено $159 млн без надежды на кассовые сборы. «КиноРепортер» вспомнил все проекты классика американского кино, снятые в этом веке, и оказалось, что бокс-офис волнует его в последнюю очередь, — тут пока все делают ставку на имидж.
Фильмы Скорсезе — всегда событие. Они ездят по кинофестивалям, становятся главными претендентами на «Оскара» и часто его получают. Гораздо реже картины классика добираются до окупаемости, и премии им в этом мало помогают. Прицел на статуэтку Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм» — и есть причина, по которой Netflix финансово поддержала «Ирландца».
По соглашению с режиссером фильм должны были выпустить в широкий прокат, по крайней мере в США, но сделать это не удалось из-за бойкота продукции сервиса крупными сетями кинотеатров. Для Netflix окупаемость проекта не так важна — прибыль приносят подписчики. Потенциальные «Оскары» должны добавить фильмам престижности и выделить Netflix среди конкурентов. В прошлом году с фильмом «Рома» Альфонсо Куарона сервис смог прибавить к своим регалиям три заветных статуэтки, в этот раз аппетиты больше.
Похожими мотивами руководствовался Харви Вайнштейн, когда выпускал в начале 2000-х «Банды Нью-Йорка» и «Авиатора» Скорсезе. Продюсер, над которым до сих пор идет судебный процесс по делу о сексуальных домогательствах, в свое время был королем «Оскаров». Его бизнес-модель строилась на престиже этой премии. Тогда, конечно, фильмы были вынуждены зарабатывать в прокате, но Вайнштейна не останавливало то, что авторская лента с бюджетом около $100 млн не окупится, какие бы призы она ни получила.
Обычно производство картин, которые принято называть оскаровскими, обходится значительно дешевле. У «Зеленой книги» и «Формы воды» бюджеты по $20 млн, у драм Спилберга «Секретное досье» и «Шпионский мост» $40 млн и $50 млн соответственно, а работы Клинта Иствуда обходятся инвесторам в диапазоне от $30 млн до $60 млн.
Провалы фильмов Скорсезе в прокате — одна из тех причин, почему братья Вайнштейн вынуждены были уйти из созданной ими Miramax. Позже недобор «Хранителя времени» привел к разлуке Скорсезе с давним продюсером Грэмом Кингом. А для Netflix бюджет «Ирландца» — капля в море миллиардов долларов, потраченных компанией на контент за один лишь год. Возможность не думать о бокс-офисе, но иметь прямой доступ к зрителям — идеальные условия для великого экспериментатора. Мэтр, похоже, опять отметился в истории кино. Но найдутся ли в будущем желающие лишиться $100–150 млн ради права поставить свое имя рядом с ним?
Комментарии