Евро-2020 ознаменовался долгожданным возвращением на трибуны фанатов. В разных странах и на разных стадионах предусмотрены разные квоты, однако футбол в любом случае стал гораздо более одушевленным, чем в разгар пандемии. Фанатская составляющая здесь неотделима от спортивной, поэтому предлагаем поближе познакомиться с фильмами об этой уникальной субкультуре.
Одна из первых ласточек в жанре фанатского кино, британская ТВ-драма об околофутбольном движении. Гари Олдман сыграл агента по недвижимости, ведущего тайную жизнь лидера группировки болельщиков, и выдал едва ли не самый недооцененный перформанс в своей карьере.
Фильм в равной степени полюбили и возненавидели за слишком натуралистичное изображение насилия, но потом благополучно забыли. В узких кругах, правда, его до сих пор почитают, а создатель ряда известных фанатских лент Ник Лав именно благодаря «Банде» решил стать режиссером.
К истории о болельщиках «Ромы» режиссер Рикки Тоньяцци подошел максимально ответственно. Он общался с массой настоящих фанатов, задействовал в съемках непрофессиональных актеров и постарался показать на экране разные тонкости вроде кричалок и атрибутики. К тому же Тоньяцци увязывал происходящее с социально-экономическими реалиями Италии начала 1990-х. В итоге вышел энергичный и правдоподобный фильм, который считается старшим братом более поздних картин такого рода.
С точки зрения сюжетной интриги «Удостоверение» Филипа Дэвиса легко укладывает конкурентов на обе лопатки. Двое английских полицейских внедряются в группировку болельщиков клуба «Шэдвелл Таун» и пытаются нарыть компромат на их заводил. Если один коп держит себя в цивилизованных рамках, то другой напрочь слетает с катушек.
Таким образом, из обычного бытописания фанатских будней лента превращается в мрачное путешествие к сердцу тьмы в духе «Таксиста» Мартина Скорсезе, где маниакальная одержимость толкает героя на путь саморазрушения.
Фильм уже упомянутого Ника Лава по мотивам культового романа Джона Кинга «Фабрика футбола» – грязное, злое, дерганое произведение о рассерженных молодых людях, которые проводят будни в пьянках, погонях за юбками и драках во имя лондонского «Челси». В этом однообразном, слегка унылом образе жизни нетрудно уловить веяния Гая Ричи и Дэнни Бойла, хотя по сравнению с экзистенциальной тоской героев «На игле» проблемы персонажей «Фанатов» грубоваты и простоваты.
Если «Удостоверение» – самый напряженный фильм о фанатах, то «Хулиганы», несомненно, самый популярный. Во многом благодаря Элайдже Вуду, который, имея за плечами трилогию «Властелин колец», приступил к съемкам в статусе яркой голливудской звезды. Его герой, американский студент, приезжает в Англию и волею судеб попадает в группировку болельщиков «Вест Хэма». Новая жизнь затягивает его с головой, хотя за необычные впечатления приходится платить травмами разной степени тяжести.
Первый российский опыт создания серьезной драмы о футбольных хулиганах. Четверо приятелей топят за «Спартак» и регулярно катаются на выезды, но после участившихся столкновений со стражами правопорядка начинают искать в своей среде стукача. Бодрый, нарочито «пацанский» фильм старался стать народным высказыванием в духе «Бумера».
Пусть и не все удалось, но попытку стоит засчитать. Кстати, 3 года спустя исполнитель роли одного из фанатов, Григорий Иванец, вернется к этой тематике уже в качестве режиссера – короткометражка «Курорт. Провинциальная история Хэ» (2016) до сих пор пользуется немалой популярностью среди целевой аудитории.
После выхода знаменитого «Ультра» 1991 года пальму первенства в производстве подобных лент надолго перехватили британцы. Неудивительно, что картину «Ультрас» о фанатах «Наполи» в Италии очень ждали. Центральную роль сыграл Аньелло Арена, звезда «Реальности» Маттео Гарроне и бывший участник каморры (преступная структура Неаполя). «Наполи» запретил использовать на съемках свой бренд, да и реальные группировки предпочли не светить детали внутренней кухни, поэтому на глубину и чрезмерную объективность фильм не претендует. Зато эмоциональности и, конечно, колоритных неаполитанских видов ему не занимать.
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…