Рассказываем, почему не стоит смотреть проект Netflix, если вы любите антиутопию Пон Джун Хо.
7 лет назад корейский режиссер Пон Джун Хо — ныне обладатель 4 «Оскаров» и вообще феномен мирового кинематографа — выпустил в прокат фантастический боевик «Сквозь снег», основанный на французском постапокалиптическом графическом романе. Все действие картины развивалось в поезде, а концепция мало отличалась от других антиутопических проектов: бедные угнетены богатыми и жаждут справедливости. Подобного замысла придерживались и популярные в то время «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс, и какой-нибудь «Элизиум» с Мэттом Дэймоном, и «Параллельные миры» с Кирстен Данст. Но у фильма «Сквозь снег» была не только популярная мордашка на постере (Крис Эванс), но и свое собственное лицо, выделявшее его на фоне остальных.
Узреть фильм на большом экране российскому зрителю удалось лишь в январе 2020-го, когда стало понятно, что триллер «Паразиты» — настоящий триумфатор сезона наград. И теперь, меньше чем через полгода после этой премьеры на кабельном канале TNT (в США) и на потоковом сервисе Netflix (в остальном мире), стартовал показ приквела истории про последний поезд, одним из исполнительных продюсеров которого выступил сам корейский мэтр.
По сюжету сериала в 2014 году на Земле наступил ледниковый период. Кучка выживших богатеев купила билеты на супертехнологичный поезд мистера Уилфорда, который за год объезжает вокруг планеты и обеспечивает пассажирам комфортный климат. Некоторые из тех, кому не нашлось места, успели буквально запрыгнуть в последний вагон, где теперь вынуждены влачить жалкое существование и поедать протеиновые брикеты (как мы помним, их делают из тараканов), потому что элита поезда «зайцев» совсем не жалует. Спустя 6 лет 9 месяцев и 26 дней после того, как ледокол покинул станцию отправления, «голос поезда» и «старшая проводница» первого класса Мелани Кавилл (Дженнифер Коннелли) выписывает из хвостовой части Андре Лейтона (Давид Диггс) — бывшего детектива убойного отдела, единственного человека на борту, способного раскрыть убийство, произошедшее в вагоне третьего класса. «Хвостовец» (так здесь называют нелегалов) соглашается на расследование, потому что только в этом случае он сможет изучить строение поезда, чтобы организовать успешное восстание.
Задуманный еще в 2015 году долгострой начинает свое движение с анимационной вставки — оммажа оригинальным комиксам. Эта несправедливо короткая часть сериала превосходит по качеству все остальные «нарисованные» эпизоды. За 7 лет компьютерная графика, изображающая замерзший мир и отдельные внутренние моменты, почему-то стала хуже, ее искусственность режет глаза и съедает реалистичность. В сюжет, напротив, создатели добавили свежести, сначала обманув зрителя как бы повторением истории о бунте на корабле, а затем уведя ее в детективное русло. Похвальным является и тот факт, что приквел почти не зациклен на своем предшественнике и раскрывает все новые и новые подробности экосистемы поезда, где 1000 и 1 вагон.
Тем не менее сериал насквозь вторичен. Он пользуется теми же приемами, чтобы шокировать зрителя, но без капли новизны они уже не впечатляют. В фильме Пон показывает, как страдают люди и в каких нечеловеческих условиях живут. Здесь же они лишь проговаривают, как им плохо, и это совсем не вызывает сочувствия. К тому же предыстория зачем-то пытается смягчить обстоятельства, описанные в полном метре, вроде того, что население хвоста даже по нужде не занималось каннибализмом, а ели людей только какие-то сектанты. Полярность среды сглаживается переходными фазами и убивает контраст между полюсами сытых и голодных.
Персонажи Дженнифер Коннелли, Мики Самнер и Давида Диггса в подметки не годятся крутым, разношерстным и по-своему привлекательным героям фильма (Крис Эванс, Тильда Суинтон и, конечно, Сон Кан Хо). Густая и жестокая атмосфера Пон Джун Хо испарилась и уступила место глянцевой сериальной картинке. Помните беременную училку с автоматом? Или спасительный и разрушительный огонь, который восставшие несли как олимпийский факел? В сериале глазу зацепиться не за что. Пассажиры, которые сутки напролет играли в декаданс и упарывались кранолом, стали чопорными посетителями вагона-ресторана и, хоть и получили больше реплик, остались такими же безликими. Добавьте к этому бывшего футболиста-гея, вагон – шведскую семью и смену пола Уилфорда, и получите обыкновенный для сегодняшних реалий телевизионный продукт, каким «Сквозь снег» Пон Джун Хо не был даже близко.
Блеклый сериальный мир кажется бесконечно далеким от порывистого, граничащего с безумием замкнутого пространства, придуманного Поном. В приквеле к «Сквозь снег» хочется увидеть «бунт семерых» или в крайнем случае мятеж МакГрегора, а не разговоры о закончившейся щепе для копчения лосося. Такой поезд заслуживает своей горькой участи из 2013-го. И его ни капельки не жаль.
Первые две серии сериала доступны на Netflix.
Комментарии