Британской актрисе исполнилось 75 лет
«Национальное достояние» Великобритании, внучка русского военного инженера, урожденная Хелен Лидия Миронофф, является живым символом британской актерской школы во всем ее великолепии.
Это сейчас для всего мира она кавалер Ордена Британской империи и великая оскароносная актриса, которая с блеском играет монархов, будь то Елизавета II в фильме «Королева», Екатерина II в сериале «Екатерина Великая» или супруга Льва Толстого, графиня Софья Андреевна в драме «Последнее воскресенье». Но во времена своей юности, и об этом мало кто сейчас вспоминает, для консервативного британского общества Хелен Миррен была молодым, дерзким и скандальным секс-символом.
Творческий путь юной Хелен начался в Олд Викe, однако подлинную известность в театральной среде ей принесли роли в постановках Королевской Шекспировской труппы в конце 1960-х. Отличительной чертой молодой актрисы было то, что она совершенно не стеснялась показываться обнаженной на сцене или в кино, всячески выступая против ханжества.
Письма в театр от недовольных бабушек в духе «Да что эта девчонка с большой грудью себе позволяет? Дайте ей халат!» или заметки критиков с вопросами «Почему Хелен Миррен всегда голая?» — были неизменными спутниками ее карьеры в те годы. Хотя удивляться тут нечему, ведь на дворе пик сексуальной революции, когда обнажение на сцене и на экране служили символом освобождения.
Тут стоит выделить ее роль в австралийской драме Майкла Пауэлла «Совершеннолетие», в нем цензоры в итоге вырезали почти половину сцен, в которых Миррен предстает голой. Не менее эпатажными были ее роль танцовщицы кабаре в «Герострате» Дона Леви и работа в биографической драме «Дикий мессия» Кена Рассела (1972) .
В 1975 году Миррен попытался призвать к ответу Майкл Паркинсон в своем шоу. Их беседу сейчас называют образцом «сексистского интервью». Ведущий довел актрису до смущения, представив публике как «секс-королеву» Шекспировского театра, и обратил внимание на ее «развратный эротизм».
Во время разговора Паркинсон не раз обсуждал большую грудь Хелен, задавая провокационные вопросы о ее внешности, на которую, по его мнению, обращают внимание больше, чем на актерскую игру. Миррен парировала:
«У серьезных актрис не может быть большой груди?»
Прорывом в кинокарьере Миррен назло врагам, как по заказу, стала одна из главных ролей в скандальном фильме Тинто Брасса «Калигула». Хелен сыграла гетеру Цезонию, последнюю супругу императора Калигулы. В отличие от ее знаменитых партнеров Питера О’Тула и Малколма Мак-Дауэлла, Миррен никогда не стеснялась того, что снялась в этом фильме. Ее не смутил и тот факт, что режиссер с сомнительной славой вмонтировал в картину эпизоды, заставившие классифицировать ее как жесткое порно.
«Мне не стыдно. Наоборот, я благодарна этому фильму — на гонорар за него я купила свой первый дом».
В 1980 году Хелен Миррен достается главная роль в откровенной драме «Шлюха» Мэтью Чэпмена. Актриса на тот момент еще не имела бешеной популярности, но уже была известна тонкой актерской игрой. А ведь в впереди у актрисы не менее откровенный «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя, где она окончательно ставит точку в споре о том, кто она — секс-символ или великая актриса.
Иными словами, молодая Хелен Миррен всегда была смелой, сильной и амбициозной, была уверена в себе, не считала себя секс-бомбой, не обращала внимания на колкости в свой адрес, а просто шла вперед. Да и за словом в карман не лезла.
«При всем уважении ко всем замечательным и успешным женщинам, в Голливуде мало что меняется, он по-прежнему поклоняется самцу и его пенису. Судя по всему, совсем небольшому», — как-то раз сказала Миррен.
Комментарии