Виталий Хаев в образе Сергея Эйзенштейна в сериале «Орлова и Александров» (2015)
Фигуру Сергея Эйзенштейна, 125 лет со дня рождения которого отмечает мир, окружает множество мифов, а его высказывания, учение и события жизни до сих пор вызывают особый интерес. Потому и странно, что про культового режиссера, создававшего кинематограф, не набирается даже десятка фильмов. Мы собрали топ картин про Сергея Эйзенштейна и ждем новый переосмысленный байопик.
Знаменитый мультфильм Федора Хитрука, повлиявший на профессиональный путь многих современных кинематографистов, конечно же, не обошелся без ярких символов и аллюзий. Самой узнаваемой фигурой стал именно режиссер с растрепанными волосами, в котором безошибочно угадываются черты Сергея Эйзенштейна. Он носится по высоким кабинетам, утверждая бесконечные правки у начальства, держит в тонусе всю команду, примеряет на себя любые роли и буквально бегает по потолку, когда все идет не так.
То, что канадский режиссер Ренни Бартлетт постепенно переключился с игрового кино на документалистику, подтверждает его подход к дебютному фильму. В 100 минутах – романтизация коммунистических идей и привычный взгляд на российскую историю из-за рубежа, театральность и лозунги, отношения с властью и гастроли по Европе и обеим Америкам, гонения на авангардное искусство и полученное от власти прощение.
Драма, в которой регулярно звучит «Товарищ!», отражает как молодость и беспечность знаменитого постановщика, так и его новаторство и талант. А удачный кастинг (Саймон Макберни в главной роли) и вдумчивая демонстрация культовых кадров отлично дополняют грамотно подсвеченную фабулу, не переходя границ. Почти академическое изложение.
«Мы – авангард! Первооткрыватели жанра», – громогласно заявляет Эйзенштейн. Но с ним явно не все согласны. «Монтаж аттракционов? А мне каждый раз по роже получать?» – ворчит Иван Пырьев и мгновенно разрывает отношения с режиссером. А вот Григорий Александров останется, чтобы сражаться – точнее, снимать кино.
Эта троица, а также десяток других известных постановщиков, артистов и функционеров – главные герои сериала Виталия Москаленко «Орлова и Александров», где истории создания шедевров иногда подменяются анекдотами, а семейные дрязги выглядят серьезнее потрясений эпохи. Интонации Виталия Хаева поначалу звучат непривычно, но когда актер окончательно погружается во взбудораженное состояние своего героя, жесты и яростные лозунги входят в синергию. Вот он, клубок эмоций, для которого в любой комнате было слишком мало места.
Картина о мексиканском периоде Эйзенштейна (Элмер Бэк), за которую Питера Гринуэя сильно раскритиковали в России и не очень сильно – в США. «Эйзенштейн в Гуанахуато» доказывает, что взъерошенных кудрей и эксцентричных манер недостаточно, чтобы зритель поверил в происходящее. А уж если на пятой минуте главный герой снимает штаны и начинает разговаривать с собственным пенисом, то просмотр может на этом и оборваться.
Стереотипы (водка, Сибирь, ледорубы), фейки, агрессивный монтаж с претензией – со скандалом Гринуэй справляется на отлично. С искусством кино – не очень.
С картиной, вдохновленной автобиографической повестью Михаила Зощенко, Алексей Федорченко завоевал на 43-м ММКФ приз за лучшую режиссуру. 1943 год, в Алма-Ате, военной киностолице страны, обживается эвакуированная интеллигенция. Хотя детективная линия сюжета сосредоточена на таинственном исчезновении писателя, в кадре не обходится без магии кино.
И лично Эйзенштейна – фрагменты его дневников также были использованы при работе над картиной. У маэстро здесь – флер водевильной эксцентрики, правда, сразу узнаваемой. А еще имеется симпатичная рекурсия – съемки съемок «Ивана Грозного», народный мексиканский театр и произвольный танец с саблями.
Еще один лауреат ММКФ 2021 года, заслуживший специальный приз жюри. Впрочем, сомневаться в победе германского фильма Юлиана Радльмайера, полного как форменного издевательства над кинематографом, так и безграничной любви к нему, не приходилось.
В центре сюжета – прибывший в Европу под личиной русского барона Левушка (Александр Коберидзе). На родине он сыграл Льва Троцкого в картине Сергея Эйзенштейна «Октябрь» – аккурат перед тем, как революционер впал в немилость. Карьера разрушена, пленки уничтожены, и теперь Левушка должен записать кинопробы, чтобы не ехать в Новый свет с пустыми руками. Судьбу самого Эйзенштейна картина раскрывает по касательной, но сцены с режиссером, поучающим своих коллег, просто очаровательны. А еще – сыграны практически на чистом русском языке.
О молодости режиссера, его первых шагах в карьере и отношениях с великим и ужасным Всеволодом Мейерхольдом расскажет драмеди Ольги Бойко «Броненосец». Перед зрителями Эйзенштейн (Дмитрий Федоров) предстанет таким, каким он был в 23 года, – еще не решившим, куда двигаться дальше.
Намеки на будущее творца, его наследие, дневники и архивные записи составляют причудливый жанр магического реализма. «Мы не уходим в документалистику, а выдумываем определенные элементы, поскольку данные по некоторым событиям найти невозможно. Мемуары размыты, многое в них он выдумал. Поэтому мы рассказываем о человеке без всякого пафоса – и его словами в том числе», – объясняют авторы проекта.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…