Фигуру Сергея Эйзенштейна, 125 лет со дня рождения которого отмечает мир, окружает множество мифов, а его высказывания, учение и события жизни до сих пор вызывают особый интерес. Потому и странно, что про культового режиссера, создававшего кинематограф, не набирается даже десятка фильмов. Мы собрали топ картин про Сергея Эйзенштейна и ждем новый переосмысленный байопик.
Знаменитый мультфильм Федора Хитрука, повлиявший на профессиональный путь многих современных кинематографистов, конечно же, не обошелся без ярких символов и аллюзий. Самой узнаваемой фигурой стал именно режиссер с растрепанными волосами, в котором безошибочно угадываются черты Сергея Эйзенштейна. Он носится по высоким кабинетам, утверждая бесконечные правки у начальства, держит в тонусе всю команду, примеряет на себя любые роли и буквально бегает по потолку, когда все идет не так.
То, что канадский режиссер Ренни Бартлетт постепенно переключился с игрового кино на документалистику, подтверждает его подход к дебютному фильму. В 100 минутах – романтизация коммунистических идей и привычный взгляд на российскую историю из-за рубежа, театральность и лозунги, отношения с властью и гастроли по Европе и обеим Америкам, гонения на авангардное искусство и полученное от власти прощение.
Драма, в которой регулярно звучит «Товарищ!», отражает как молодость и беспечность знаменитого постановщика, так и его новаторство и талант. А удачный кастинг (Саймон Макберни в главной роли) и вдумчивая демонстрация культовых кадров отлично дополняют грамотно подсвеченную фабулу, не переходя границ. Почти академическое изложение.
«Мы – авангард! Первооткрыватели жанра», – громогласно заявляет Эйзенштейн. Но с ним явно не все согласны. «Монтаж аттракционов? А мне каждый раз по роже получать?» – ворчит Иван Пырьев и мгновенно разрывает отношения с режиссером. А вот Григорий Александров останется, чтобы сражаться – точнее, снимать кино.
Эта троица, а также десяток других известных постановщиков, артистов и функционеров – главные герои сериала Виталия Москаленко «Орлова и Александров», где истории создания шедевров иногда подменяются анекдотами, а семейные дрязги выглядят серьезнее потрясений эпохи. Интонации Виталия Хаева поначалу звучат непривычно, но когда актер окончательно погружается во взбудораженное состояние своего героя, жесты и яростные лозунги входят в синергию. Вот он, клубок эмоций, для которого в любой комнате было слишком мало места.
Картина о мексиканском периоде Эйзенштейна (Элмер Бэк), за которую Питера Гринуэя сильно раскритиковали в России и не очень сильно – в США. «Эйзенштейн в Гуанахуато» доказывает, что взъерошенных кудрей и эксцентричных манер недостаточно, чтобы зритель поверил в происходящее. А уж если на пятой минуте главный герой снимает штаны и начинает разговаривать с собственным пенисом, то просмотр может на этом и оборваться.
Стереотипы (водка, Сибирь, ледорубы), фейки, агрессивный монтаж с претензией – со скандалом Гринуэй справляется на отлично. С искусством кино – не очень.
С картиной, вдохновленной автобиографической повестью Михаила Зощенко, Алексей Федорченко завоевал на 43-м ММКФ приз за лучшую режиссуру. 1943 год, в Алма-Ате, военной киностолице страны, обживается эвакуированная интеллигенция. Хотя детективная линия сюжета сосредоточена на таинственном исчезновении писателя, в кадре не обходится без магии кино.
И лично Эйзенштейна – фрагменты его дневников также были использованы при работе над картиной. У маэстро здесь – флер водевильной эксцентрики, правда, сразу узнаваемой. А еще имеется симпатичная рекурсия – съемки съемок «Ивана Грозного», народный мексиканский театр и произвольный танец с саблями.
Еще один лауреат ММКФ 2021 года, заслуживший специальный приз жюри. Впрочем, сомневаться в победе германского фильма Юлиана Радльмайера, полного как форменного издевательства над кинематографом, так и безграничной любви к нему, не приходилось.
В центре сюжета – прибывший в Европу под личиной русского барона Левушка (Александр Коберидзе). На родине он сыграл Льва Троцкого в картине Сергея Эйзенштейна «Октябрь» – аккурат перед тем, как революционер впал в немилость. Карьера разрушена, пленки уничтожены, и теперь Левушка должен записать кинопробы, чтобы не ехать в Новый свет с пустыми руками. Судьбу самого Эйзенштейна картина раскрывает по касательной, но сцены с режиссером, поучающим своих коллег, просто очаровательны. А еще – сыграны практически на чистом русском языке.
О молодости режиссера, его первых шагах в карьере и отношениях с великим и ужасным Всеволодом Мейерхольдом расскажет драмеди Ольги Бойко «Броненосец». Перед зрителями Эйзенштейн (Дмитрий Федоров) предстанет таким, каким он был в 23 года, – еще не решившим, куда двигаться дальше.
Намеки на будущее творца, его наследие, дневники и архивные записи составляют причудливый жанр магического реализма. «Мы не уходим в документалистику, а выдумываем определенные элементы, поскольку данные по некоторым событиям найти невозможно. Мемуары размыты, многое в них он выдумал. Поэтому мы рассказываем о человеке без всякого пафоса – и его словами в том числе», – объясняют авторы проекта.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…