24 марта на сцене Театра на Бронной состоялась премьера спектакля «Турандот» – сказки для взрослых с контекстами и смыслами, в которых еще какое-то время придется разбираться. Рассказываем, как теперь выглядит сказка Карло Гоцци и почему Турандот оказалась в бункере, а трагедия превратилась в комедию.
В целом о произведении Гоцци можно забыть: на базе старой истории режиссер Александр Прикотенко вырастил новый сюжет, который существует где-то между прошлым и будущим. Хотя в настоящем ему бы тоже не нашлось места. Турандот – жестокая принцесса: никого не любит, но устала от одиночества, а потому загадывает загадки всем желающим. Кто не отгадает – отправится на плаху. Ее отец Альтоум болен, но все еще надеется на продолжение рода, хоть и устал от выходок дочурки. А спасти положение может неизвестный принц, который тоже устал бежать от жизни и смерти. И готов разгадать загадки – но не раскрыть свою личность.
На взаимодействие героев наслаиваются разного рода трудности, порожденные «слишком человеческими» чувствами, – страхом, гордыней, недоверием. Но это не имеет никакого значения. «Турандот» каким-то образом разворачивает угол обзора и настраивает зрителя на действие. Не будет драмы и слез, интрига взяла выходной.
Вместо нее комически кривляется принцесса, которая прячет лицо под маской и путается в полах бесконечного кимоно. Для особо внимательных зрителей работает служащий фоном экран, где то и дело меняются картинки, а порой с грохотом, заставляя закрывать уши, появляется слово «любовь», чтобы проиллюстрировать главную идею (ведь в конечном счете все ради нее)… А россыпь риса, что бросает на удачу принц, откликается звенящим звуком по всему залу.
Всеми возможными способами «Турандот» выворачивается из предоставленной драматической формы и превращается в некий гибрид. Подобно гидре – в отличие от юношей, обезглавленных принцессой, – спектакль обрастает все новыми головами, не успевая избавиться от старых. Здесь есть все, что душе современного зрителя угодно: от классических диалогов и театра абсурда до комедии масок и полного разрушения четвертой стены.
Труфальдинсяо, один из второстепенных персонажей, периодически прерывает действо, рассуждая о происходящем на сцене и вне ее, упоминая телеграм-каналы о закулисной и подковерной жизни, классическую версию спектакля в Театре Вахтангова и даже резкую смену направления ветра.
Но каким-то образом, стоит этому персонажу замолчать и исчезнуть под звуки выстрелов и аплодисменты зрителей, которых удалось развеселить, на сцене вновь материализуется драма. То Адельма, любимица-рабыня принцессы, узнает в неведомом принце возлюбленного и с горя плачет нечеловеческим голосом, резонирующим в каждой твердой поверхности зала. То придворные под страхом смерти предают друг друга, умирают, травятся и жаждут одобрения. То вдруг сама Турандот изливает душу незнакомцу и вызывает настоящую эмпатию: как тяжело жить, опасаясь чувств.
Фоном этого, помимо слова «любовь», являются субтитры на китайском, мощное звуковое сопровождение и сохранившиеся рифмы из первоисточника. Отдельно отметим костюмы Ольги Шаишмелашвили и грим: от них буквально глаз не оторвать. Особенно когда кимоно внезапно сменяется костюмом-двойкой, а из-под иссиня-черного парика Турандот появляется почти светлая голова Василисы Перелыгиной («Дылда»).
Актеры играют так, будто, собственно, играть они перестали и теперь просто взаимодействуют между собой. Быть может, они и не живут в спектакле, но спектакль точно не живет без них: даже резкие громкие звуки и совершенно вроде бы неуместные выпады Труфальдинсяо не отталкивают от сцены. Саркастическая усмешка сменяется любопытством и удивлением – надо же, сколько еще граней можно перейти после капли, которая казалась последней.
Каплям, кстати, тоже нашлось место. И сказать, задумка это или случайность в виде потекшего кондиционера, лихо встроенная в повествование посредством импровизации, – невозможно. Эти капли, как в пыточной камере, льются на голову одного из слуг, и он вдруг хватается за пистолет, будто предугадывая желание зрителя перейти к следующему акту.
А там – новый сюрприз, рассказы о бункере, магниты в потолке, к которым то и дело липнет маска, остроконечная заколка Турандот и даже орудие убийства. Но если смысловая аллегория бункера едва уловима и скорее вызывает недоумение, то под сценой буквально располагается технический бункер, который заставляет звучать каждое зерно риса, падающее на пол. Это неочевидно, это нужно пояснять, если зритель не в курсе. Но совершенно точно – завораживает.
Особенно любопытно наблюдать за взаимодействием Турандот, ее невольниц в исполнении Елизаветы Базыкиной (Адельма) и Ани Патокиной (Зелима) и неведомого принца – Никиты Худякова. Смешнее же всего вышеупомянутый Труфальдинсяо (Иван Тарасов): он озвучил все возможные исходы, деконструировал классическую драму и заставил зал не раз закатить глаза. А потом – смеяться и аплодировать.
Что же такое «Турандот» в итоге – каждый зритель вынужден решать сам. Почти наверняка это свободный эксперимент с рядом знакомых черт и незнакомых, непредсказуемых, а потому раздражающих элементов. И перед нами однозначно захватывающее зрелище.
Ближайший показ спектакля «Турандот» состоится 10 апреля на Основной сцене Театра на Бронной.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…