Категории: КиноСтатьи

Мрак, маяк, маньяк: Три молодых режиссера хорроров, чьи имена вы должны запомнить

В январе состоялись российские премьеры трех хорроров от молодых, но уже высоко оцененных режиссеров. Это «Маяк» Роберта Эггерса, «Проклятие» Николаса Пеша и «Гретель и Гензель» Оза Перкинса. «КиноРепортер» рассказывает о хоррормейкерах и разбирает их работы.

Николас Пеш

Николас Пеш говорит охотно и энергично, много жестикулирует – ему явно нравится рассказывать о себе и своих фильмах. Несмотря на возраст (Пешу исполнилось 30 лет 18 января этого года), он не выглядит как новичок: уроженец Нью-Йорка, Николас окончил престижную Школу искусств Тиш, снимал клипы для Tei Shi и Show Me The Body, сам писал сценарии всех своих фильмов. В январе 2020 выходит его третья картина – продолжение культовой франшизы «Проклятие», и это серьезный успех для постановщика, чей дебют вышел четыре года назад.

«Глаза моей матери»

Любовь к хоррору Пешу привили родители. Особенно постаралась мать, последовательница нью-эйджа и офтальмолог по профессии. Она не только показывала сыну классику ужасов, но и много рассказывала об анатомии и медицине. Спустя годы ее странный, притягательный женский образ лег в основу первого фильма режиссера.

«Глаза моей матери» (2016) — болезненная история об одиночестве и насилии, которое из аномалии превращается в последнюю связь с миром. Фильм поделен на три главы («Мать», «Отец», «Семья»), рассказывающие историю взросления Франциски, дочери португальских эмигрантов в Америке. Первая глава посвящена детству девочки и гибели матери от рук маньяка; вторая — жизни повзрослевшей Франциски с отцом; третья — похищению ребенка и разоблачению.

На первый план у Пеша выходит стиль: эстетская черно-белая лента напоминает американскую готику 50-х. Сюжет здесь носит условный характер. Режиссер не раз подчеркивал в интервью, что кино для него — искусство визуального беспокойства, которое должно завораживать и тревожить одновременно. Поэтому в фильме почти нет диалогов, а те, что есть, абстрактны — все отдано на откуп изображению. Пеш расшатывает привычный нарратив всеми способами: разделив картину на три части, он превращает цельную историю в отдельные сцены.

Пеш — блестящий стилист: он знает, чего хочет, и заранее все продумывает. Отсюда эстетизм его картин, прихотливые ракурсы, причудливый монтаж и детали. Жизнь у Пеша всегда подчинена эстетике. Его излюбленный прием — метакомментарий, когда зритель вдруг чувствует условность происходящего. В «Глазах моей матери» режиссер подтачивает «реальность» фильма, заставляя героев смотреть ТВ: шоу, которые идут фоном, проговаривают то, о чем Франциска и отец молчат.

При всей искушенности Пеш очень ироничен, он любит гротеск и шокирующие сочетания. Преувеличения и контрасты видны во всем: как в форме (черно-белая палитра фильма), так и в содержании (прагматичная жестокость и одновременно — инфантильность Франциски). При этом Пеш не живописует ужас, а оставляет самое интересное за кадром. Для этого режиссер остроумно использует монтаж: вот мы видим крупным планом голову коровы, которую гладит маленькая Франциска — а следом эта же голова стоит на столе. В «Глазах моей матери» комическое просвечивает только изредка, но дальше чувство юмора Пеша развернется вовсю.

«Пирсинг»

Вскоре после дебюта Пеш получил предложение, от которого было невозможно отказаться: Sony пригласила его на должность режиссера новой части культового «Проклятия». Но, словно предчувствуя, куда приведет студийная работа, Пеш решился на авантюру и в перерыве снял «Пирсинг» (2018), экранизацию одноименного романа Рю Мураками.

Картина целиком строится вокруг любимого приема Пеша — парадокса. Это было и в дебюте, но здесь режиссер просто переворачивает все с ног на голову. Для усиления эффекта Пеш остроумно выбирает стилистику джалло, жанра итальянских хорроров 60-70-х годов. Все атрибуты на месте: эстетские интерьеры, яркие детали, обилие желтого, мужчина-убийца (Кристофер Эбботт) и его изощренный план, женщина (Миа Васиковска) как объект насилия. Привычные маркеры подсказывают: сейчас героине не поздоровится, но зритель даже не догадывается, насколько это перверсивное кино. Настоящим маньяком, больным на всю голову, оказывается она, а он рядом с ней — просто мямля.

В Джеки иррациональная жестокость соседствует с трогательной женской заботой, отчего фильм во второй половине превращается в безумный садо-мазо-ромком. Пеш разрушает привычный для джалло (и многих хорроров вообще) male gaze, «мужской взгляд», когда все происходящее мы воспринимаем с точки зрения мужчины, а женщины оказываются просто объектами насилия и источниками визуального удовольствия.

Такое решение — не результат отвлеченных академических штудий, а всего-навсего оммаж азиатскому кино. Режиссеру нравится полифоничность настроения в корейских и японских фильмах, их нарочитая абсурдность. Вообще, Пеш признается, что снимал «Пирсинг» в первую очередь для себя. Поэтому в картине так много отсылок и режиссерских вольностей, которые он боялся потерять на студийной работе. Из трех фильмов режиссера этот — самый яркий и хулиганский.

«Проклятие»

Отведя душу, Николас принялся за новое «Проклятие» (2020). История франшизы началась еще в 2000-м, когда Такаси Симидзу на коленке снял в Японии свой невероятный дебют; с тех пор вышло восемь продолжений, американский ремейк и два его сиквела. Новый фильм Голливуд готовил почти десять лет, поэтому сценарий достался Пешу по наследству. Его «Проклятие» — не ребут и не сиквел, а просто еще одна история во вселенной фильма. При этом хоррормейкер ориентировался на первые картины Симидзу, а не на голливудские ленты: лоску и эффектам последних он предпочитает полулюбительский стиль оригинала и его аутентичность.

Но голливудский конвейер оказался сильнее Пеша. Вместо авторского хоррора в знакомой вселенной мы получили стерильный студийный фильм, растерявший все обаяние оригинала. Формальные черты франшизы на месте, но стиль Пеша не разглядеть: не то он пошел на поводу у студии, не то дорвался наконец до «мяса» — от прежней многозначительности и фантазии ничего не осталось. Все, на что способен голливудский хоррор, тут есть: джампскейры, кровь, фигуры на заднем плане, гниющие тела. Смелости и особого экстрима, который мог бы быть у фильма с рейтингом R — нет. Попробовав вольницу независимого кино, Пеш попал в студийный мир, где хоррор понимают очень конкретно: как набор проверенных приемов, гарантирующих реакцию.

Роберт Эггерс

Эггерс спокоен и сдержан, всегда одет с иголочки, и, чего уж там, похож на хипстера. Он не торопится говорить, а начав, не напирает, не навязывается — больше думает про себя, чем вслух. По его фильмам видно, насколько он дотошный: над дебютной «Ведьмой» режиссер работал почти шесть лет, и каждый кадр напоминает об этом. Свою карьеру Эггерс начинал как художник-постановщик и режиссер в нью-йоркском театре, после чего переключился на кино. Он по-прежнему очень требователен к деталям, много времени уделяет декорациям, костюмам и реквизиту. Пока американец снял всего два фильма, но оба стали событием далеко за пределами жанра.

«Ведьма»

В интервью режиссер признается, что никогда не любил слэшеры и другие экстремальные жанры хоррора: для него это слишком. Ему всегда больше нравились готические истории про вампиров, оборотней, ведьм — то, что напоминало сказку. Родом из маленького городка в Нью-Гемпшире, Эггерс впитал в себя наследие края. Разрушенные фермы колонистов, заброшенные кладбища посреди леса, истории и легенды — все это окружало Роберта в детстве, и он сохранил эту атмосферу страшной сказки в своих фильмах.

Прежде чем взяться за «Ведьму» (2015), режиссер несколько лет изучал источники по истории и культуре Новой Англии. Действие фильма разворачивается в 1630-х, вскоре после прибытия в Америку первых английских поселенцев. Уильям (Ралф Айнесон), муж и отец пятерых детей, ссорится с общиной из-за религии и решает покинуть колонию. Всей семьей они селятся где-то в глуши на опушке леса: строят дом, высаживают кукурузу, пасут скот. Спустя несколько месяцев из-под носа у старшей дочери Томасин (Аня Тейлор-Джой) пропадает младенец-брат: отец говорит, что это волк, но все про себя думают о ведьме, что якобы живет в лесу. Беды следуют одна за другой: урожай гниет, дети пропадают, но ревностные родители-пуритане только сильнее тиранят Томасин и заставляют всех молиться.

Чтобы зритель поверил в происходящее, Эггерс скрупулезно воссоздал все приметы того времени: архитектуру, интерьеры, одежду, даже архаичные акценты. Реплики персонажей он писал на основе исторических источников, дом героев восстанавливали по чертежам, даже запахи режиссер учитывал. Перед премьерой фильм специально показывали историкам, и те остались довольны. Это не просто педантизм: Эггерс — реконструктор, он тщательно восстанавливает миры прошлого, и материальное окружение играет тут не меньшую роль, чем поведение персонажей. Дитя американской готики, Роберт знает, как обстановка влияет на нас, искажая мысли и чувства.

Поэтому «ужасное», «жуткое» в фильмах Эггерса — всегда естественная часть жизни героев, необходимый паззл в картине мира того времени. Режиссер не навязывает персонажам свои страхи: он заглядывает в подсознание эпохи, расшифровывая ее легенды, мифы, сказки. Одержимые верой пуритане на чужой земле посреди бескрайнего леса — как тут не поверить в злые силы, когда беды идут одна за другой? При этом Эггерс не выставляет сверхъестественное на показ, не устраивает аттракцион. Фильм с его скудной палитрой и минималистичными локациями вообще очень аскетичен, как и мир его героев.

Конечно, «Ведьма» не столько про нечисть в лесу, сколько про необъяснимую женскую силу, которую мужской мир всегда боялся и хотел подчинить. Проснувшаяся в Томасин сексуальность пугает набожных родных, напоминая им о грехе, и они быстро объявляют девушку причиной всех бед. Религия здесь — яркий пример социальной дисциплины и (само)контроля, а вся история — одновременно и доходчивая метафора, и вполне реальный исторический прецедент (вспомним Салемских ведьм). Несмотря на историческую экзотику, сюжеты Эггерса универсальны: режиссер работает с архетипами, которые встречаются в любую эпоху.

«Маяк»

Второй фильм режиссер тоже вынашивал долго. Идею с маяком ему подал брат Макс, с которым они в итоге и написали сценарий. По сюжету на крошечный остров возле берегов Новой Англии в конце XIX века высаживаются двое смотрителей. Матерый хромой Томас (Уиллем Дефо) кичится прошлым моряка и раздает указания, а сам по ночам дежурит на маяке; тихому трудяге Ифраиму (Роберт Паттинсон) ничего не остается, как делать всю грязную работу и с завистью смотреть на сияющую башню. Садизм первого и честолюбие второго за несколько недель превратят их вахту в кошмар, где найдется место русалкам, злым чайкам и всем сортам безумия.

В «Маяке» (2019) Эггерс опять со всей страстью погружается в новый мир: штудирует исторические документы, восстанавливает диалект, строит декорации в натуральную величину, изучает легенды и фольклор моряков. По своим вводным «Маяк» и «Ведьма» вообще очень похожи, в том числе драматургически. У Эггерса самое страшное начинается тогда, когда персонажи оказываются наедине друг с другом, отрезанные от остального мира. Сартровское «ад — это другие» идеально описывает художественный мир режиссера.

В отличие от сдержанной «Ведьмы», «Маяк» сделан щегольски: густое ч/б, эстетика немецкого экспрессионизма, нарочитые цитаты из живописи и литературы, мифологический подтекст. Может показаться, что в этот раз Эггерс заигрался, но дело не в нем, а во вменяемости его героев; стиль здесь, как и в «Ведьме», честно передает восприятие самих персонажей. Образы богов, русалок и чаек — часть морского фольклора, а гротеск экспрессионизма — кривое зеркало маскулинности и прямое указание на сумасшествие главного героя. При этом Эггерс не упивается иррациональным ужасом, а аккуратно балансирует между хоррором, мифом и драмой.

Оз Перкинс

У Перкинса запоминающаяся внешность: кажется, будто он сошел с картины «Американская готика» Гранта Вуда. Те, кто раз видел его в «Блондинке в законе» или «Стар Треке», уже не забудут. Кажется, Озу на роду было написано стать актером: его отец — звезда хичкоковского «Психо» Энтони Перкинс, дед Осгуд — популярный бродвейский актер, сыгравший в оригинальном «Лице со шрамом». Неудивительно, что с такой родословной Перкинс попал в жанровое кино. Правда, путь туда был совсем не простым.

«Февраль»

Перкинс еще подростком мечтал стать режиссером и даже поступил в киношколу, но в 1992-м его отец скончался от ВИЧ, и Оз бросил обучение. В 2001-м он потерял мать: фотограф Берри Беренсон была на борту одного из самолетов, который врезался во Всемирный торговый центр 11 сентября. Все это сильно повлияло на Оза: на несколько лет он оставил кино и взялся за изучение филологии, но наследственность все же взяла свое. В 2015-м Перкинс, которому тогда был уже 41 год, дебютировал в режиссуре с фильмом «Февраль».

У Оза не было профессионального опыта, зато было достаточно трагедий и невзгод в жизни, которые не давали покоя. По сюжету заметно, насколько личным получился дебют: «Февраль» начинается со смерти родителей главной героини. Католическая школа-интернат здесь — символ хрупкости человеческой натуры: мы так нуждаемся в покровительстве и внимании, что готовы поверить во что угодно.

Как и во всех следующих фильмах, центральные персонажи у Оза — женские. В «Феврале» нам одновременно показывают истории трех девушек, и до поры не ясно, как они связаны друг с другом. Перкинс много и охотно недоговаривает, доверяя всю работу нашему воображению. Он мастерски нагнетает саспенс: разговор смертельно одиноких людей в пустой комнате начинает звенеть от напряжения благодаря паузам и ракурсам, но почти всегда заканчивается ничем. Такие фильмы-«обманки», когда действие долго тлеет, но все никак не разгорится, назвали слоубернерами. Кажется, термин был просто создан для Перкинса, который больше 20 лет что-то копил внутри себя.

Это «что-то» редко заявляет о себе напрямую, но в «Феврале» режиссер дает насилию вырваться (и еще как!). Обычно же у Перкинса жуткое проявляется в атмосфере: статичной, отрешенной картинке, болезненной музыке брата Элвиса, цикличном нарративе. Эта зацикленность на прошлом, постоянное возвращение к травме — основной рефрен его фильмов. Сильнее всего это проявилось во второй картине.

«Я прелесть, живущая в доме»

В интервью Оз говорил, что видит много общего между кино, поэзией и музыкой. Поэтому в своих фильмах он часто использует повторяющиеся мотивы, «припевы», к которым то и дело возвращается. Вокруг этого приема целиком построен его второй фильм — «Я прелесть, живущая в доме» (2016). Причем действует это и на уровне формы (повторение эпизодов и фраз), и на уровне содержания (души, что вечно оглядываются на свою смерть). Взяв за основу готический сюжет о доме с призраками, Перкинс решил в том числе разобраться с собственным прошлым.

Спонсором самого личного фильма Оза стал Netflix, предоставивший нужный бюджет и ни разу не вмешавшийся в съемки. В итоге получилась еще более прихотливая и необычная работа: еще более slow, еще менее burn. Перкинс окончательно избавляет фильмы про призраков от всего телесного, сводя все жуткое к атмосфере и переживанию времени. «Прелесть…» тяготит не предчувствие физической расправы (все самое страшное уже произошло), а вечная скорбь, монотонность и предопределенность происходящего. Сведя к минимуму динамику и жанровые сцены, режиссер сделал акцент на звуках, цветах и ракурсах, из-за чего многие назвали кино упражнением в стиле.

Но для Перкинса все было наоборот. Он посвятил фильм, пожалуй, самому главному — своим отношениям с отцом. Завороженность трагедией и нежелание идти дальше объединяют трех героинь (убитую невесту, писательницу и ее сиделку), «привязанных» к странному дому. Предметы, что хранят память; призраки, вечно оглядывающиеся в прошлое; творцы, очарованные загадкой — все это звучит совсем иначе, если знать биографию режиссера. Но выглядит в любом случае завораживающе.

«Гретель и Гензель»

Новый фильм Перкинса ждали четыре года. «Февраль» и «Прелесть…» доказали, что Оз — перспективный жанровый режиссер: у него появились предложения, так что теперь он мог заняться постановкой, не тратя силы на сценарий. Перкинс выбрал переложение известной сказки братьев Гримм про двух детей, заблудившихся в лесу и попавших в лапы ведьмы-людоедки.

Главная идея нового фильма понятна уже из названия, где имена героев поменяли местами. «Гретель и Гензель» (2020) — феминистская деконструкция сказочного сюжета, в которой главная роль, как всегда у Перкинса, отдана женскому персонажу. В новой версии Гретель заботится о младшем брате и борется против навязанных гендерных ролей (содержанки, монахини, ведьмы).

В отличие от прошлых фильмов Оза, история здесь изложена бесхитростно, а мораль проговаривают прямо. Зато стиль, как и раньше, на высоте: впечатляющий модерновый дизайн, сказочно-яркие цвета, выверенная композиция. Перкинс по-прежнему точно угадывает нужную атмосферу, добавляя ей уникальные черты. Фирменное напряжение тоже никуда не делось, хотя движения в кадре стало заметно больше.

Но самое интересное — это подтекст, сперва незаметный под толстым слоем актуальности. После двух болезненных, сложных фильмов об отношениях с прошлым Перкинс выбирает самый традиционный жанр — сказочный, чтобы демонстративно его разрушить. Предания, лежащие в основе сюжета (сама история брата и сестры, ведьма в лесу), по ходу фильма утрачивают свою однозначность и силу. Теперь ведьма может быть символом освобождения, а Гретель и Гензель могут жить порознь; каждый выбирает свою историю. Прошлое больше не определяет настоящее, и для Перкинса это точно не просто слова.

Николас Пеш, Роберт Эггерс и Оз Перкинс

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад