Фото: Mary Evans/TASS
Проспиртованный менестрель. Прокуренный трубадур. Певец неприкаянных одиночек, которые размытыми тенями маячат в грязных подворотнях, словно побитые дворовые псы. Таков Том Уэйтс, единственный в своем роде. Остроумный бард, чей мгновенно узнаваемый голос будто натерт наждачкой и вымочен в бочке с бурбоном. Неисправимый трикстер и затворник, который до сих пор у многих ассоциируется с его лирическим героем – грустным романтиком, лабающим джаз в ночных кабаках.
Реальный Уэйтс рано остепенился, завязал с куревом и выпивкой и стал добросовестным семьянином. А еще Том – первоклассный актер. Даже крошечную роль он делает такой же незабываемой, как и свои песни. Ну а мы поздравляем его с 75-летием и признаемся в любви его избранным перформансам, которые заняли надежное место в сердечке.
В 1978-м Уэйтс впервые засветился на экране – как пианист Мамблс из «Адской кухни» Сильвестра Сталлоне. Сцена со Слаем у него осталась, как и композиция (Meet Me In) Paradise Alley на саундтреке. Но большая часть уэйтсовских стараний в финальный монтаж не попала. С одной стороны, кинопроцесс Тома здорово увлек. С другой, он опасался, что никто не воспримет его всерьез как актера. А если воспримет, то не предложит ничего путного, кроме шаблонных ролей поддатых музыкантов. Тем не менее, Уэйтс быстро стал своим в Голливуде, сперва номинировавшись на «Оскара» за лучший саундтрек к мелодраме Фрэнсиса Форда Копполы «От всего сердца», а затем появившись сразу в нескольких его фильмах.
В «Изгоях» Том сыграл эпизодического ковбоя-бутлегера, зато в «Бойцовой рыбке» ему досталась более колоритная роль хозяина бильярдной, где околачивается молодежь в исполнении Мэтта Диллона, Ника Кейджа и остальных. Уэйтс, в кепке и очках, вид имеет одновременно богемный и интеллигентный, а юных беспредельщиков поучает c отцовским прямо-таки неравнодушием. Коппола разрешил ему подобрать себе одежку и написать текст, а сам этот мужичок Бенни, рассуждающий о том, какая занятная штука – время, оказался ярчайшим (пусть и в черно-белом фильме) из ранних второплановых героев Тома. Досадно, что в «Клубе «Коттон» уэйтсовскую роль менеджера нещадно порезали, а на съемках он в основном красиво стоял в смокинге и скучал.
Джим Джармуш трижды ходил на сценический мюзикл «Дикие годы Фрэнка», где отжигал Уэйтс, и в целом неудивительно, что эти любители маргиналов нашли общий язык. В 1986-м Том, которому было под 40, получил дебютную ведущую роль – в фирменном джармушевском роуд-муви «Вне закона», где анекдотическая троица лузеров (к Уэйтсу присоединились Джон Лури и Роберто Бениньи) сперва попадает в кутузку, а потом сбегает и мыкается по долам и весям. Фильм открывается пьяным шлягером Jockey Full Of Bourbon – позднее Back In The Good Old World распахнет «Ночь на Земле» – и дарит Уэйтсу очень, простите, уэйтсовский образ диджея, который расстается с подружкой и бродит по пустым улицам, захламленным всяким мусором.
Том в шляпе и клетчатых штанах сидит на тротуаре, за кадром журчит тихий джаз, затем он надирается, мурлычит под нос песенки, и все у него не слава Богу вроде бы, но он и не возражает особо. Если визуализировать полумифического персонажа из баллад Уэйтса, он выглядел бы примерно так, как этот странник в раю, бродяга с луизианских болот, который в конце концов просто уходит в никуда с дорожной котомкой за плечами (мысленно напеваем Tom Traubert’s Blues). Можно ли представить Уэйтса без Джармуша, а Джармуша без Уэйтса? Вряд ли. Так режиссер обрел свой талисман, с которым еще не раз поработает и подарит нам, помимо прочего, великую сцену из альманаха «Кофе и сигареты», где Уэйтс в компании Игги Попа решает потабачить, раз уж они все равно завязали. Кстати, именно после этих съемок Том, бросивший курить и в реальности, вновь пристрастился к куреву.
Смотрели фильм, где Джек Николсон и Мэрил Стрип играют бомжей? Нет? А он существует, «Чертополох» называется. Это позабытая и провалившаяся в прокате, но довольно-таки пронзительная драма об отверженных, которые стремительно катятся на дно, безуспешно пытаясь держаться на плаву. В одного из подобных перекати-полюшек перевоплотился Том Уэйтс, чей Руди хвалится перед героем Николсона роскошным костюмчиком, обломившимся ему в больнице: он умирает от рака, но считает это «первым подарком в жизни». Вскоре они устраиваются на работу (роют захоронения), и Руди интересуется, полагается ли ему могилка за бесплатный концерт.
Согласитесь, не каждому удастся затмить самого Джека Николсона. А вот у Тома Уэйтса это получилось. В кадрах, где они красуются рядом, Уэйтс, всклокоченный, поющий что-то, жующий яблоки и зубоскалящий, мигом захватывает наше внимание, хотя Джек уже снялся в своих главных картинах («Китайский квартал», «Пролетая над гнездом кукушки», «Профессия: Репортер», «Сияние») и был всенародным кумиром. Николсон сравнивал коллегу с городским сумасшедшим, которого как-то раз видел в парке: тот знатно напился, но прилагал все усилия, чтобы мороженое не уронить. В альтернативной реальности разболтанная грация Руди принесла бы Уэйтсу все награды на свете, но в нашем суровом мире о «Чертополохе» на «Оскаре» просто забыли.
После завершения саги «Крестный отец» Коппола взялся за «Дракулу» Брэма Стокера. И не прогадал. Одноименный фильм с Гари Олдманом, Вайноной Райдер и прочими прекрасными людьми стал самой узнаваемой экранизацией романа о трансильванском кровососе, а Том Уэйтс получил свои минуты славы с ролью Ренфилда, пациента клиники для душевнобольных. Он поедает мух и поддерживает с графом странную абьюзивную связь, которая в прошлом году стала основой мемного «Ренфилда» с двумя Николасами по цене одного – Холтом и Кейджем. Уэйтс, впрочем, сольника тоже вполне был достоин.
Из всех его экстравагантных образов этот – самый экстравагантный: «Я работал около пяти дней, орал по-румынски, завернутый в смирительную рубашку, в которой был похож на бабочку в коконе», – вспоминал Том.
Ренфилд выплывает из мрака, безумными глазами таращится в пустоту и обращается к незримому хозяину, который однажды явится в Лондон и непременно отблагодарит фамильяра за верность. Он с аристократической утонченностью предлагает доктору угоститься свежепойманными насекомыми и добавляет в богатую коллекцию Уэйтса очередного отверженного – викторианского психопата, что многим показался (заслуженно) более ярким героем, чем Джонатан Харкер Киану Ривза и Абрахам Ван Хельсинг с благородными сединами Энтони Хопкинса.
В 1992-м классик Роберт Олтмен напомнил о себе «Игроком», а год спустя победил на фестивале в Венеции с густнонаселенной экранизацией сборника рассказов Рэймонда Карвера. «Короткий монтаж» – это десяток переплетенных сюжетов, вписанных в безмятежный (казалось бы) сеттинг калифорнийского пригорода, и два десятка эксцентричных героев в исполнении мегазвезд. Энди МакДауэлл, Дженнифер Джейсон Ли, Фрэнсис МакДорманд, Роберт Дауни мл., Джек Леммон, Джулианна Мур, Тим Роббинс… И, конечно, Том Уэйтс в роли водителя лимузина, который квасит прямо за рулем, попутно слушая новостные сводки о борьбе со средиземноморской мухой.
Вскоре он останавливается, чтобы заскочить в забегаловку и опрокинуть чашечку кофе под сигаретку (новелла Джармуша вышла в том же году). Официантка, которую Лили Томлин играет, – его благоверная, так что действительно, чего б не заскочить. Но вообще персонаж Уэйтса – не самый приятный тип. В запои уходит, на жену покрикивает, а чуть что не так – сваливает в джаз-бар и кемарит за стойкой. В очках и костюме он выглядит цивильно до неприличия, но потом меняет их на майку-алкоголичку и превращается в пьяного ворчливого брюзгу – старого-доброго Тома (который к тому моменту окончательно бросил пить). Все истории здесь по-своему трагикомичны, и хотя связь шофера с официанткой замешана на хмельном оптимизме, имеется и в ней червоточинка, которая может однажды проклюнуться – и тогда мало никому не покажется.
В фантазию Терри Гиллиама с прощальной ролью Хита Леджера Уэйтс, в котелке и черном плаще, врывается по-уэйтсовски – ночью, в дыму, в разгар шоу бродячей театральной труппы. Он приплясывает, хохочет и имеет определенные планы на дочь руководителя труппы Парнаса (Кристофер Пламмер). Едва ей стукнет 16, ничто не спасет ее от этого злодейского создания – мистера Ника, олицетворения дьявола. Много лет назад Парнас заключил с ним сделку, а теперь пробил час расплаты. Но шанс выкрутиться у него все еще есть. Нужно просто раздобыть несколько душ раньше Лукавого.
Уэйтс отыгрывает Сатану с развязностью эстрадного конферансье: никогда не знаешь, что за карты прячутся в рукаве у инфернального трикстера, но дикобразу понятно, что черт-искуситель своего не упустит. И обязательно попытается провернуть какой-нибудь коварный трюк именно в тот момент, когда ты меньше всего этого ждешь. Уэйтсовский дьявол – одновременно щеголь и шут, а вдохновлялся Том, как ни странно, приматами. Впрочем, банального подхода к роли от него никто и не ждал.
«Я пошел в зоопарк и целый день наблюдал за обезьянами, – заявил артист. – Я хотел казаться расслабленным, ведь если не расслаблен сам дьявол, то не расслаблен никто».
Психопаты, отзовитесь! В народной комедии Мартина МакДоны сценарист с несчастным лицом Колина Фаррелла растерял вдохновение, а история сама себя не напишет. Поэтому его дружбан Билли (Сэм Рокуэлл) публикует в газете объявление – с расчетом на то, что на него тут же клюнут феерические отморозки, готовые поделиться памятными эпизодами из своей насыщенной жизни. И вот некто Захария Ригби (Том Уэйтс) заявляется к сценаристу с белым кроликом на руках и травит байки о том, как он сперва тихо-мирно грабил дома, а потом стал серийным убийцей, убивающим других серийных убийц. Грохнул он и знаменитого Зодиака, а заодно кроликов у него отжал.
Можно ли назвать маньяком того, кто избавляется от прочих маньяков? Пожалуй. Но Уэйтс, грустно тискающий кроля, – маньяк трогательный, поскольку глобальная его цель сводится к тому, чтобы отыскать возлюбленную (тоже маньячку), с которой он давным-давно расстался. Захария фигурирует в начале и в финале, когда в пылу адской свистопляски о нем вроде бы забываешь. А напрасно. В «Воображариуме доктора Парнаса» Том играет черта, в «Семи психопатах» – скорее чертика из табакерки, и если бы МакДона посвятил пожилому киллеру персональный спин-офф, нашим восторгам предела бы не было. Считайте это кличем во Вселенную.
Олдскульно-пародийный вестерн братьев Коэн соткан из нескольких новелл, в которых солируют поочередно то Тим Блейк Нельсон, то Джеймс Франко, то Лиам Нисон с Гарри Меллингом. А в самой живописной новелле (по мотивам рассказа Джека Лондона) все желающие могут насладиться бородатым Томом Уэйтсом в роли старателя, который неспешно расхаживает на фоне буколических пейзажей и промывает глину в надежде обнаружить крупицы золотого песка. Эта история отлично смотрелась бы и как медитативная открытка всем, кто соскучился по неочевидной романтике Дикого Запада. Но золотую лихорадку недаром так назвали: старатель не в курсе, что плодами его трудов намерен поживиться кое-кто еще.
Новелла «Весь Голд Каньон» – бенефисище Уэйтса, которым наконец можно полюбоваться не в крошечном эпизоде, а в качестве единственного (почти) действующего лица. Дивный моноспектакль построен на смешках, рыках, кряхтении, репликах Тома в адрес заветного самородка, на его крупных планах и жестах, то судорожных, то расслабленных, а закольцовывается погоня за золотишком балладой Mother Machree, под которую он появляется в кадре – и исчезает из него. God bless you and keep you, Mother Machree. God bless you and keep you, dear Tom Waits.
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице начнет курсировать первый московский мобильный кинотеатр, который покажет фильмы…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…
Олег Павлович Табаков создал в кино и театре целую галерею запоминающихся и любимых зрителями образов. Любой ребенок знал, что его…
Русское географическое общество с 18 по 25 августа проведет в Москве первый Всероссийский фестиваль документальных фильмов. Смотр, получивший название «РГО объединяет…