Вот уже 80 лет кот гоняется за мышонком, а тот гоняет кота. И вряд ли кто-то не знает их имена – Том и Джерри! Теперь мы увидим не просто новые приключения мультяшных героев, но то, как они будут общаться с живыми актерами. Первый мультфильм о вражде кота Джаспера и мышонка Джинкса – именно так звали героев вначале – студия Metro Goldwyn Mayer выпустила 10 февраля 1940 года, он назывался «Кот получает пинка».
Сюжет этой истории был прост и незатейлив: дерзкий мышонок слышит, как хозяйка Мамочка-Два-Тапочка грозит коту, опрокинувшему вазу: если он еще что-нибудь разобьет, она выставит его из дома. Настрадавшийся от кота мышонок хочет спровадить его, перебив на кухне всю посуду, и швыряет в кота тарелками. Кот изо всех сил пытается сохранить рюмки и тарелки целыми, но безуспешно – и его настигает хозяйское возмездие.
Задачей студии MGM было найти мультипликационных героев, которые могли бы конкурировать с диснеевским Микки-Маусом, но поначалу глава мультипликационного отдела Фред Куимби не увидел потенциала в облезлом Джаспере и нахальном Джинксе. В те годы мультфильмы демонстрировались в кинотеатрах перед полнометражными фильмами, и неожиданно «Кот получает пинка» произвел настоящий фурор у зрителей, а впоследствии еще и был номинирован на «Оскара».
Это в корне изменило планы Куимби: он поручил режиссерам мультфильма Уильяму Ханне и Джозефу Барбере продолжить работу над персонажами. Так появился второй мультфильм серии «Полуночная трапеза» с похожим сюжетом: мышонок пытается похитить из холодильника сыр, они с котом устраивают бедлам на кухне, и коту снова достается от хозяйки.
Именно тогда персонажи получили новые имена – Том и Джерри, которые придумал один из работников MGM в результате объявленного Куимби конкурса. Так началась слава искрометного дуэта: зрители полюбили смешных персонажей, и за последующие годы 7 серий их приключений получили по заветной статуэтке.
В СССР несколько мультфильмов про Тома и Джерри впервые показали по ТВ в 1970-е. Это породило легенду о том, что любимый мультсериал советских детей «Ну, погоди!» был «нашим ответом Америке» – якобы приключения Волка и Зайца были сделаны по госзаказу с целью «догнать и перегнать Голливуд».
На самом деле первый выпуск «Ну, погоди!» появился в 1969-м, когда советские мультипликаторы еще не были знакомы со знаменитой серией MGM. Впоследствии это подтвердил сценарист Александр Курляндский.
«Ответственно заявляю: про Тома и Джерри мы тогда даже не слышали, тем более не видели».
По-настоящему кот и мышонок пришли в Россию лишь спустя десятилетие, когда в середине 1980-х повсеместно стали возникать видеосалоны, где наряду с голливудскими боевиками крутили и сборники анимации. В обиход вошли скрипучие видеокассеты с одноголосыми переводами «Веселых мелодий», диснеевскими сказками и хулиганскими проделками Тома и Джерри. И лишь в середине 1990-х мультфильмы про Тома и Джерри начали официально показывать в России по ТВ.
Надо признать, что наряду с «Оскарами» и зрительской любовью сериал не раз подвергался и критике – мол, эти мультипликаторы не видят берегов и протаскивают на экран в качестве детского зрелища апологию насилия и жестокости. Во многом стилистика гэгов, которые Ханна и Барбера придумывали для своих персонажей, была заимствована из немого кино жанра слэпстик, где комики вроде Чарли Чаплина в его ранних фильмах или Макса Линдера все время от кого-то убегали, падали и ушибались. Но в случае рисованных героев, над которыми не властно земное притяжение, трюки стали выглядеть совсем отчаянными.
Подобная практика не была исключительным достижением Ханны и Барберы – за те же самые вещи постоянно критиковали и мультфильмы серии «Безумные мелодии» о приключениях Дорожного Бегуна и Хитрого Койота студии Warner Bros., где несчастный Койот постоянно калечился в хитроумных механических ловушках, которые сам же и придумывал.
В исследовании Летней психологической школы МГУ, его результаты были обнародованы в прессе в 2017 году, говорилось о том, что подобные мультфильмы могут транслировать детям опасные модели поведения. По мнению психологов, насмотревшись историй с персонажами, которые колотят друг друга и сбрасывают с высоты, а потом оказываются невредимыми, ребенок может принять это за чистую монету, не осознавая опасности подобных трюков в жизни. Видимо, дети какие-то не такие пошли: раньше не копировали трюки, а теперь вдруг захотят сковородкой друг друга бить.
Хотя, помимо рискованных гэгов, некоторые классические эпизоды сериала и впрямь выглядели не по-детски зловеще. В «Двух мышкетерах» (1952) – между прочим, награжденных «Оскаром»! – Тому отрубают голову на гильотине. А в «Блюзе грустного кота» (1956) кот вначале спивается из-за несчастной любви к белой кошечке, а в финальных кадрах они с Джерри садятся на рельсы, собираясь совершить двойное самоубийство, и на них на всех парах мчится поезд. Дотошные журналисты подсчитали: за 80 лет существования серии Том умирал 5 раз, а Джерри – 3, но это, как правило, происходило за кадром.
Но цензурным изменениям «Том и Джерри» подвергался в основном по другой причине. Еще в 1945 году на волне борьбы за искоренение расовой дискриминации изменился образ Мамочки-Два-Тапочка, прототипом которой была Мамушка из «Унесенных ветром»: из чернокожей женщины она превратилась в ирландку с характерным акцентом. С 1965 года из всех переизданий мультфильмов тщательно вымарывались эпизоды с «блэкфейсом» вроде «Мышонка-Пятницы» (1951), где Том и Джерри оказываются на острове с диким племенем чернокожих, которое собирается их съесть.
В этом контексте особенно любопытно различие между русским и американским менталитетами. В 1993 году в юбилейном выпуске «Ну, погоди!» появился точно такой же эпизод, где Волк и Заяц спасаются от хищного чернокожего племени: проблема расизма не стояла на постсоветском пространстве, и русские мультипликаторы не видели в нем ничего предосудительного.
Теперь зрителей ждет новый виток в истории сериала: полнометражное кино про Тома и Джерри снимают с 1992 года, но до сих пор все персонажи в нем были рисованными. Хотя технологию, когда кот и мышь взаимодействуют на экране с живыми актерами, Ханна и Барбера опробовали еще на заре мультсериала: в мюзикле «Поднять якоря» (1945) мышонок станцевал с Джином Келли, а в «Покорить Ла-Манш» (1953) мультяшки надевали ласты и плавали в море вместе с Эстер Уильямс.
В новом фильме, который отдает дань классическому эпизоду «Мышонок в Нью-Йорке» (1945), действие происходит в роскошном отеле в Нью-Йорке, а Том и Джерри появляются в кадре вместе с Хлоей Грейс Морец и другими актерами. В нынешние непростые времена, когда голливудские студии стали стократ осторожнее, можно не сомневаться, что никаких тревожных для неокрепшей детской психики моментов в новых приключениях не будет. Но можно ли тогда считать их теми самыми проказниками Томом и Джерри?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…