Журнал

Токийский синдром и Олимпиада в Пекине

4 февраля 2022 года в Пекине состоится церемония открытия XXIV зимних Олимпийских игр — самая масштабная телетрансляция конца зимы. Многие новшества, которые применили на недавних Играх в Токио, были восприняты неоднозначно. Удалось ли извлечь из них ценные уроки или же к отгремевшим скандалам просто добавились очередные?

XXXII летние Олимпийские игры, которые проходили в Токио с 23 июля по 8 августа 2021 года, оказались едва ли не самыми странными в истории. Изначально они должны были состояться в 2020-м, но пандемия коронавируса вынудила Международный олимпийский комитет (МОК) поставить на этих планах крест. Привычная атмосфера праздника, сопричастности к важному спортивному событию также отсутствовала, зато скандальный флер окутывал Игры ядовитым облаком.

Против проведения Олимпиады высказывались японские министры. Активисты устраивали яростные акции протеста. Более 80% жителей страны голосовали за отмену мероприятия, считая его опасным в контексте пандемии. Российские спортсмены после обвинений в допинговых махинациях были вынуждены выступать под нейтральным флагом и под музыку Петра Ильича Чайковского вместо национального гимна.

Многие звезды Игры просто проигнорировали. А те, что приехали, попали в круговорот совершенно неспортивных разбирательств. Активно обсуждалась целесообразность участия тяжелоатлета-трансгендера Лорел Хаббард. Норвежских гандболисток штрафовали за ненадлежащую экипировку. Американка Симона Байлз жаловалась на психологические проблемы, российская гимнастка Дина Аверина – на нечестное судейство, сербский теннисист Новак Джокович – на аномальную жару…

Главное же – беспрецедентные условия, в которых проходила Олимпиада. Из-за антиковидных ограничений на соревнования и торжественные церемонии не допустили зрителей, вынудив их наблюдать за происходящим посредством телевизионных и онлайн-трансляций. Казалось бы, это должно было благотворно повлиять на рейтинги, однако в реальности сложилась прямо противоположная ситуация.

Среднее количество просмотров спортивных событий в день, просмотры церемоний открытия и закрытия оказались самыми низкими за последние 33 года. По сравнению с предыдущими летними Играми в Рио-де-Жанейро (2016) их количество упало практически на 50%. Телетрансляции по различным каналам собирали от силы 2% общей аудитории. Так, опросы, проведенные среди российских зрителей, выявили, что лишь каждый второй намеревался следить за ходом Игр. Только половину респондентов волновали и успехи на Олимпиаде отечественных спортсменов.

Конечно, отчасти подобное падение популярности объясняется неудобным расписанием трансляций. Если по японскому времени мероприятие стартовало днем, то та же Москва в эти часы только просыпалась, а в Лос-Анджелесе, например, и вовсе царила глубокая ночь. Но еще важнее, что большинство населения земного шара перестало воспринимать Олимпиаду и как захватывающее состязание, и как отражение интригующего противостояния сверхдержав, как было, скажем, в период холодной войны. Все уперлось в сведение личных счетов и заигрывание с новой этикой, а олимпийский огонь угас под натиском пандемии, санкций и междоусобных распрей.

Вот и грядущие Игры в Пекине еще не успели начаться, а уже ознаменовались чередой скандалов. Так, США отказались направлять в Китай официальную делегацию, сославшись на ущемление прав уйгуров — коренного населения Синьцзян-Уйгурского автономного района (крупнейшая по площади административно-территориальная единица Китая). Там проживают около 25 млн человек и функционируют исправительные лагеря, куда ссылают местных жителей. Нередко к задержанным применяют пытки, многих отправляют на принудительные работы, подвергают запугиванию и слежке.

Еще осенью 2020 года порядка 160 организаций по защите прав человека обратились в МОК с требованием не проводить Олимпиаду 2022 года в Китае. Представители комитета объявили о своем нейтралитете в отношении политических разногласий, но в декабре 2021-го пожар вокруг Игр разгорелся с новой силой.

К дипломатическому бойкоту США присоединились Австралия, Великобритания, Канада и Япония. Позднее американская сторона все же направила в Китай заявку на получение виз для ряда официальных лиц, зато Национальная хоккейная лига от участия наотрез отказалась. Евросоюз не выработал единой позиции по данному вопросу, хотя вице-президент Европарламента Никола Бир призвала к тотальному бойкоту Олимпиады.

Китайские власти объявили все эти меры политическими манипуляциями и заверили, что на успешное проведение Игр они нисколько не повлияют, параллельно вычищая любые упоминания бойкота из социальных сетей и комментариев к новостям. Однако пресловутый токийский синдром – окончательное вытеснение спорта политическими аспектами – говорит об обратном.

Из солидарности с ущемленными уйгурами и бойкотирующими Олимпиаду странами жители некоторых государств явно воздержатся от просмотра трансляций тех или иных событий. Иностранных болельщиков на трибуны не пустят, а для китайских зрителей введут жесткие протоколы безопасности и ограничат количество мест.

Непривитых спортсменов запрут на 21-дневный карантин. А наличие на масках особых принтов придется заранее согласовывать с МОК – чего, например, в Токио не сделал российский пловец Евгений Рылов. Он завоевал золотую медаль, но показаться на церемонии награждения в маске с котиком ему запретили. Не было, дескать, подобного элемента в утвержденной форме сборной.

Котик, разумеется, моментально стал мемом, а Россия заняла в общем зачете 5-е место с 71 медалью. В Пекине нашим спортсменам вновь предстоит выступить под нейтральным флагом – статус полноправных участников Игр им вернут только 16 декабря 2022-го. На прошлой зимней Олимпиаде 2018 года в Пхенчхане россияне расположились лишь на 13-й позиции с 17 медалями, однако в этом году есть все основания рассчитывать на более впечатляющие результаты. Как минимум в женском одиночном и парном фигурном катании, танцах на льду и в хоккее.

Но что касается Олимпиады в целом, очевидно, что ее девиз – «Вместе ради общего будущего» – безнадежно далек от истины. Раскол в обществе продолжает усиливаться, а низкий коммерческий потенциал мероприятия только подливает масла в огонь. Игры в Токио стоили около $15 млрд, став самыми дорогими в истории летних Олимпиад, а убытки составили $21,8 млрд. Причем $16 млрд – из-за отсутствия зрителей на соревнованиях, а $5,8 – из-за переноса времени проведения на год.



На будущую зимнюю Олимпиаду потратили пока скромную по этим меркам сумму $3,9 млрд, но едва ли стоит удивляться, если и этот бюджет не окажется профицитным. Как не поразит и дальнейшее падение рейтингов, неминуемое в условиях тотальной дипломатической, идеологической и медианеразберихи.

Коренная перезагрузка олимпийскому движению в ближайшие годы не грозит, поэтому на горизонте брезжат не самые радужные перспективы: в борьбе с котиками на масках и погоне за гендерным равноправием места для чисто спортивной конкуренции остается все меньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: олимпиада

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад