Кино

«Титан» – как последнее предупреждение старому миру

Маечка с единорогом – как символ чистоты и целомудрия и связующая нить – с легкостью перебралась в новую картину Жюлии Дюкорно из ее предыдущей, дебютной работы 2016 года «Сырое». Картину, как и розового единорога, невозможно каталогизировать: вроде бы и парнокопытное, но фантастическое животное, не встречаемое в живой природе.

И все-таки «Титан» после долгих дебатов получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, и сложно не согласиться с тем, что родилась новая режиссерская звезда.

Пять лет прошло с тех пор, как Жюстин (Гаранс Марийе или, как ее обычно неправильно, на английский манер, называют, Геранс Марилье), сбросив оковы общественного порицания, обнаружила в себе страсть к наследственному каннибализму («Сырое»).

В новой картине Дюкорно маленькая Алексия (актриса-хамелеон Агата Руссель), оказавшись в той же маечке с единорогом, наедине со своими демонами, не получает ни поддержку от отца, ни теплоты, ни любви, ни понимания.

Если Андрей Звягинцев в своей «Нелюбви» просто показывал, к чему приводит отсутствие безусловной любви в семье, когда прямой и непосредственной жертвой становится ребенок, то французский режиссер идет дальше и объявляет последнее предупреждение старому миру, старым взаимоотношениям, старым богам и старому укладу жизни, которые формируют детское сознание: в топку!

«Титан» умело скрывает свою нежную душу за титановой обшивкой (титан – тугоплавкий, стойкий металл), за жанровым фасадом боди-хоррора. Фильм шокирует, ранит, обескураживает, вышибает из зала. Но Дюкорно не останавливается на полуслове, она снимает фильм–манифест, проповедующий новые ценности – трансгуманизм, трансжанровость, инклюзию, технологии в поддержку прав человека, гендерквир, радикальный феминизм, свободу распоряжаться своим телом, флюидность гендерных стереотипов и отказ от традиционных семейных ценностей.

В начале картины маленькой Алексии, спровоцировавшей аварию, вживляют в черепную коробку титановую пластину, тем самым скрестив технологии и человека. Взрослая героиня не скрывает своих шрамов – как внутренних, так и внешних. Она пестует их и делает из них фетиш, танцует на выставке автомобилей откровенный стриптиз на капоте Кадиллака в окружении похотливых мужчин.

Но мужчины, как и женщины, ее не интересуют: не познавшая безусловной любви, она способна проявлять свои чувства только в радикальной жестокости. В свободное от стриптиза время Алексия ловко пронзает своих воздыхателей и воздыхательниц железным прутиком – новым орудием женского возмездия после ножа для колки льда из «Основного инстинкта» Пола Верховена и катаны из «Убить Билла» Квентина Тарантино.

Окончательно определившись с наклонностями и буквально совокупившись с машиной в лице огненного Кадиллака (привет «Кристине» Джона Карпентера) – коитус, итогом которого станет беременность, – героиня фильма, не смеясь, расправляется со своим прошлым. Алексия окончательно трансмутирует, объявляя себя пропавшим десять лет назад мальчиком – сыном бригадира пожарных (Венсан Линдон). И лишь потушив адское пламя, героиня узнает о существовании безусловной любви и безграничного доверия.

Жюлия Дюкорно – лишь вторая женщина после Джейн Кэмпион, получившая «Золотую пальмовую ветвь», – в первую очередь отдает дань режиссеру «Автокатастрофы» Дэвиду Кроненбергу, восхищения которым она не скрывает:

«В его фильмах мы видим много изуродованных и раненых тел… Это может показаться жестоким, но он не идет на компромисс со смертью. Он не использует слова, чтобы попытаться интеллектуализировать ее, смягчить, а использует образы».

Зритель в фильмах француженки не должен ждать пощады – здесь камера существует только для того, чтобы закрепить связь между Алексией и зрителем, прикрепить его титановыми пластинами к телу героини и не отпускать до конца ленты. Зритель физически переживает боль, страх, отвращение, ненависть, испуг, стыд, удивление. И если он высидит до конца, то вместе с героиней выносит и родит ее ребенка – нового человека, зачатого в связи с машиной.

Воспитать этого младенца поручено герою Венсана Линдона – стареющему тушителю огня, не подвластному малейшему намеку на критику, негативную оценку, непринятие или какое-либо другое осуждение, способное травмировать нежную душу транстехногенного человека будущего в розовом мире постгендерных единорогов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

2 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

6 часов назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

23 часа назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

24 часа назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…

1 день назад

Любимые герои в исполнении Олега Табакова

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…

1 день назад