В конце июня знаменитая кухня с шеф-поваром в лице Джереми Аллена Уайта вновь открыла свои двери. На малые экраны с третьим сезоном вернулся «Медведь», увлекательнейший кулинарный феномен, где самое интересное связано отнюдь не с едой. Чем же так манит фирменное блюдо Кристофера Сторера и почему каждому стоит наесться им досыта?
Сюжетная завязка «Медведя» такова. Когда-то шеф-повар Карми Берзатто по кличке Медведь (Уайт) заведовал кухней в пафосном ресторане с мишленовской звездой. Но однажды их пути разошлись. Карми сбежал из недружелюбного Нью-Йорка и вернулся в столь же негостеприимный, но все же родной Чикаго. Теперь, после самоубийства старшего брата Майки (Джон Бернтал), ему предстоит удерживать на плаву семейную забегаловку с табличкой The Original Beef of Chicagoland, которая славится своими сэндвичами. Также в наследство Карми достаются огромные долги, запутанная бухгалтерия и менеджер-скандалист Ричи (Эбон Мосс-Бакрак), закадычный приятель покойного.
Постановщик, сценарист, продюсер Кристофер Сторер до недавних пор был известен разве что в узких кругах любителей стендапа – он, в частности, режиссировал шоу комика Бо Бернэма. А потом ему надоело плясать под чужую дудку. И он собрался приготовить собственный сериальный деликатес, вдохновившись атмосферой реального сэндвич-кафе в Чикаго: заведением Mr. Beef рулил Крис Цуккеро, друг Сторера еще со времен садика. В детстве они вместе разыгрывали сценки из «Охотников за привидениями» – ставил их, конечно, Сторер. Это такое же семейное предприятие, что и The Original Beef: отец Цуккеро приобрел его в далеком 1979-м. Сторер часто там тусовался, поскольку лишь так мог поддерживать связь с чрезвычайно занятым товарищем.
В один прекрасный день Кристофер решил сдержать давнее обещание и написать о Mr. Beef историю. А затем и на экран ее перенести. Сказано – сделано. Именно это место стало ключевой локацией пилота. Даже когда позднее ее скопировали для полноценной съемочной декорации, группа постоянно зависала у Цуккеро, да и многие кадры по-прежнему снимались у стен его закусочной.
Но если Карми Берзатто пытается превратить The Original Beef в процветающую фешенебельную точку (что с трудом ему удается), то олдскульный Цуккеро не собирается ничего менять и хранит верность старинным семейным традициям, отпуская ворчливые комментарии в адрес фанатов шоу, которые устраивают столпотворение возле дверей. Итак, колоритная едальня из жизни вдохновила колоритную едальню из сериала. Прожевали? Проглотили? Тогда… официант, следующее блюдо!
Многие кулинарные проекты строятся на том, что элегантные люди в элегантных заведениях элегантно готовят элегантную еду, которую затем элегантно поглощают благовоспитанные гости. Дело не обязательно происходит в ресторане, но мелодраматизм так и зашкаливает, как правило, а все без исключения блюда выглядят наисытнейшими – пальчики оближешь. У картин вроде «Пряностей и страстей», «Вкуса жизни», «Джули и Джулии» и иже с ними испокон веков хватало поклонников. Французский «Рецепт любви» с Жюльет Бинош, тоже весьма charmant, вообще завоевал режиссерскую награду на минувшем фестивале в Каннах. Но «Медведь» – птица иного полета.
Это в высшей степени наэлектризованное, взвинченное, истеричное зрелище, где мелко рубленный монтаж обнажает атмосферу лихорадочной свистопляски, в которой варятся повара The Original Beef с утра до ночи. Камера судорожно скачет на крупных и средних планах, едва не ударяясь о стены и потолок, правят бал теснота и духота, Карми на всех орет благим матом, прежде чем дрожащими пальцами поджечь сигаретку на улице, а кулинары чистят, режут, моют, жарят, как проклятые, рассерженные на весь мир, несносного босса и самих себя. Кто-то отчаянно драит плиту, кто-то чинит сломанную технику, кто-то вязнет в путаных счетах – герои (и мы заодно) тонут в повседневных заботах, в которых нет ничего изысканного или романтичного.
Ближайший аналог – злая британская драма «Точка кипения», где в ресторанном аду варился шеф Стивен Грэм. Режиссер Фил Барантини эффектно снял ее одним кадром, а седьмая серия первого сезона «Медведя» возвела этот прием в абсолют. Если «Тед Лассо» мягко погружает зрителя в зону комфорта, словно в горячую ванну с ароматной пеной, то «Медведь» так натягивает нервы, что еще чуть-чуть – и они лопнут с оглушительным треском. Во второй части общее настроение стало поспокойнее. Добавились даже (не поверите) прямо-таки медитативные эпизоды. Однако отдельные серии во главе с незабываемым флешбэком в шумные рождественские посиделки воскрешают ощущение тихо подкравшейся катастрофы.
Приготовление пищи здесь – основной источник саспенса. Вот почему блюда, наверняка очень вкусные, не всегда выглядят так аппетитно, чтобы рука сама потянулась заказать на дом фастфуд. Хотя отвечает за сытную составляющую мастер: сестра Кристофера Сторера Кортни – кулинарный продюсер шоу и шеф-повар с колоссальным стажем. Она помогала сценаристам, следила за тем, чтобы артисты делали свою работу естественно, и превращала конкретные блюда в важный элемент развития характеров. Карми, например, борется с трагедией прошлого (самоубийство брата и отчуждение прочих членов семьи), а шансом примириться с ней оказывается приготовление десерта канноли, который остался невостребованным на семейном ужине много лет назад. Перейдем к первому блюду?
Каждый герой «Медведя» по-своему одинок и несчастен. Карми терзают личные триггеры, нереализованные амбиции, неуверенность в себе и тонна бытовых неурядиц. Его правая рука Сидни (Айо Эдебири) умна и талантлива, но когда она только устраивается на работу в The Original Beef, «старички» ее в грош не ставят. Как и Карми, она тоже потеряла близкого человека. Но вместо взаимного сопереживания между ними искры летят, ибо характеры у них – не сахар. Сперва Сидни враждовала и с поваром Тиной (Лиза Колон-Зайас), но позже смогла заслужить ее уважение. А Тина решила прокачать кулинарные скиллы, чтобы не отстать от юной коллеги.
Еще сильнее впечатляет эволюция Ричи, чертовски харизматичного и чертовски упрямого великовозрастного балбеса. Он неохотно принимает перемены, что навязывает Карми, толкает наркоту в опасной близости от закусочной, а когда тайное становится явным, чувствует себя вычеркнутым из коллектива. Постепенно Ричи достигает дна, однако не пробивает его, а отталкивается и выплывает обратно, в нормальный человеческий мир, где все еще существуют такие вещи, как дружеская поддержка, взаимовыручка, эмпатия, умение прощать и двигаться дальше, зарядившись опытом – сыном ошибок трудных.
Маленькая забегаловка The Original Beef вмещает массу проблем, о которых любопытно рассуждать и во время, и после просмотра сериала. Скрытая и выплеснутая агрессия, токсичная маскулинность, которую порой воплощают Карми и Ричи, затаенные комплексы, перманентное чувство тревожности, вплоть до панических атак, дисфункциональность семейных и романтических отношений… Все это находит отражение в каждом без исключения персонаже – да и во многих из нас тоже. Именно поэтому «Медведь» парадоксальным образом оказывает не менее терапевтический эффект, чем тот же «Тед Лассо». Поскольку напоминает: каким бы ни был ты неприкаянным – ты все равно не один. О, а вот и второе блюдо.
Несколько лет назад Джереми Аллена Уайта в основном знали как Липа Галлахера из «Бесстыжих». В культовой трагикомедии о суматошном семействе он сыграл вундеркинда, который не отличался примерным поведением и регулярно влипал в неприятности. Внешне Уайт смахивает на идеального героя ромкомов: бездонные голубые глаза, светлые кудри, прямой нос, правильные черты лица… Но это – лишь маска, за которой прячутся демоны, готовые в любой момент вырваться наружу. Подобную двойственность Джереми классно передал в образе Карми Берзатто, а лучшую характеристику ему дал творец Кристофер Сторер: «Боже, он ведь хочет спасти это место. Но, возможно, он также стремится его погубить».
Этот парень, казалось бы, должен мгновенно располагать к себе одним взмахом ресниц. Но в своем развитии он приходит к обратному: из-за лютого перфекционизма настраивает против себя окружающих, упорно не может достичь внутренней гармонии и в финале второго сезона метафорически застревает в холодильной камере, цитадели своего одиночества. Разрывающий перформанс Уайта принес ему «Эмми» и два «Золотых глобуса», причем в последний раз он обскакал серьезных конкурентов вроде Билла Хейдера («Барри») и Джейсона Судейкиса («Тед Лассо»). Так Джереми превратился в новую суперзвезду поп-культуры, а фирменные реплики «да, шеф!» и «спасибо, шеф!» стали мемами.
«Конечно, я благодарен за «Бесстыжих». Мы были достаточно популярны, чтобы продолжать и продолжать. Я начал работу над ними в восемнадцать, и если бы шоу сразу выстрелило, у меня могли бы возникнуть проблемы, – рефлексирует Уайт на тему своего испытания славой. – А что касается «Медведя», он метит совсем в другую аудиторию. Мне повезло, что теперь я сижу в одних кабинетах с режиссерами и сценаристами, которыми искренне восхищаюсь. Да, с «Бесстыжими» я тоже ощущал нечто подобное. Но с «Медведем» это чувство здорово усилилось».
Джереми уверенно ведет за собой гвардию прочих актеров, и они слаженно действуют в рамках общего механизма, где сложно выделить кого-то одного. Умничка Айо Эдебири из вирусного хита 2023 года «Неудачницы» не сгибается под тяжестью непростой роли. Эбон Мосс-Бакрак, конфисковавший машину Дженнифер Лоуренс в комедии «Без обид», шикарно изображает перестройку характера Ричи, который из угрюмого асоциального циника превращается во вполне цивильного гражданина и без малейшего стеснения горланит шлягер Тейлор Свифт в седьмом (великолепном!) эпизоде второго сезона. И как же прекрасен Маркус Брукс в образе тихони-пекаря Маркуса, который отправился в Копенгаген для совершенствования своих навыков и подарил «Медведю» непривычно гармоничную серию.
Отдельный восторг – использование больших артистов в маленьких ролях. И речь даже не про недооцененного крепыша Джона Бернтала, сыгравшего Майки Берзатто: к своим 47 годам мужчина никак не выстроит приличную карьеру, появляясь то в незаметном авторском кино («Ремонт малых двигателей»), то в никому не нужных сериалах («Американский жиголо»). Помимо него, полюбоваться можно, например, Уиллом Поултером из «Выжившего» и третьих «Стражей Галактики»: в том же копенгагенском эпизоде он сыграл шефа-чистюлю, который учит Маркуса тонкостям ремесла. Забавно, кстати, что один из фанатов шоу решил повторить маршрут Маркуса и тоже махнул в столицу Дании, дабы обрести умиротворение и укрыться житейских гроз.
Еще одного шефа играет оскароносная Оливия Колман. Ее героиня заправляет модным рестораном, где обучается уму-разуму Ричи, большую часть времени пребывает где-то за кадром и кажется суровой, чуточку загадочной руководительницей. Но в реальности оказывается симпатичной компанейской теткой, которая панибратски болтает с Ричи, учит его чистить грибы и даже не думает кичиться своим высоким статусом. Ну а поистине межгалактической концентрации скопление звезд достигает в упомянутом рождественском эпизоде-воспоминании, где кузину Карми играет Сара Полсон, маму – Джейми Ли Кертис, а приятеля семейства Берзатто – Боб Оденкерк. Ну что, достаточно сытно? Тогда время десерта!
Даже самый крутой шеф не способен приготовить все блюда в одиночку. Ему необходима банда единомышленников, которые и у плиты подменят, и в разработке меню поучаствуют, и теплым словом поддержат, если взгрустнется вдруг. Да, герои «Медведя» частенько собачатся по пустякам. Как и большинство людей, вынужденных бок о бок коротать часы в замкнутом пространстве и чрезвычайно неспокойной обстановке. Каждый из них – тот еще фрукт. Над их психологическими проблемами сам Артем Стрелецкий хорошенько бы голову поломал. Но Кристофер Сторер не устает напоминать, что преодолеть разногласия, стать лучше самому и сделать лучше своих партнеров можно лишь вместе.
Работа на кухне – такая же командная игра, как и футбол или баскетбол. И «Медведь» красноречиво доводит до нашего сведения, что чем выше уровень стресса и степень ответственности, тем важнее прислушиваться к окружающим, закапывать эгоизм поглубже и действовать в общих интересах. Только так ваше маленькое коммьюнити сможет выжить и преуспеть (и вернуться с очередным сезоном). Сторер не призывает устраивать коллективные обнимашки под лозунгом «давайте жить дружно», но ненавязчиво предлагает развивать в себе чуткость, способность идти на компромиссы и вступать в диалог даже с теми, кто отказывается тебя выслушать.
Первый сезон «Медведя» вышел в 2022 году, когда мир вроде бы оправился от пандемии COVID-19, однако его привычное равновесие пошатнулось. Из-за страшной напасти пострадала масса частных предприятий. Социальные связи нарушились. И реальность вдруг начала казаться куда более зыбкой и хрупкой, чем прежде. Все это характерно и для детища Сторера, где также отчетливо слышно пандемийное эхо. Но выражается оно не столько в разглагольствованиях Ричи о том, что его темные делишки спасли The Original Beef, сколько в деликатном призыве подумать о далеких-близких, став капельку добрее и терпеливее. На этом наш ужин закончен. Надеемся, качество блюд вас устроило. Все яства – за счет заведения.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…