Кино

И смешно, и страшно: Рецензия на «Обезьяну» Оза Перкинса

На дворе 1999 год – время надежд на новый миллениум, где нет места тревогам и конспирологиям XX века. Но не все так безоблачно в жизни близнецов Билла и Хэла, отец которых ушел «за сигаретами», оставив после себя только кучу хлама на чердаке. Там и обнаруживается игрушечная обезьянка, что без разбора убивает людей вокруг, стоит лишь только повернуть ключик в ее спине. В попытке остановить совсем не детскую резню братья избавляются от смертоносной безделушки, но, конечно, она сама лучше знает, когда уходить на покой. Потому спустя 25 лет возвращается и начинает убивать снова. С еще большей силой и рвением ударяя по барабану и сверкая огромными глазищами.

Экранизации произведений великого и ужасного Стивена Кинга определенно стали неотъемлемой частью целого жанра хорроров, ежегодно принимая новых бойцов в свой отряд. На наследие короля позарился и Осгуд «Оз» Перкинс, чей «Собиратель душ» уверенно прошагал своими длинными ногами в прошлогоднем прокате. Взял за основу он не самый заметный рассказ мастера – 40-страничную «Обезьяну» из сборника «Команда скелетов» – и собственноручно адаптировал его для больших экранов. Не секрет, что немало киноделов, решивших огранить произведения Кинга своими силами, впоследствии расплачивались за это негодованием критиков и фанатов первоисточника. Но – спойлер – у Перкинса получилось обойти это проклятие и снять просто-напросто крутое кино.

Чего только стоит похвала самого писателя (уж не знаем, насколько искренняя она, но не суть), который, к слову, в проекте никем не значился, кроме как автором оригинальной новеллы. «Это просто безумие. Как человек, который время от времени промышлял безумием, говорю это с восхищением», – отметил Кинг. Казалось бы, типичная ситуация из разряда «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», но нет. «Обезьяна» и вправду оказывается крайне безумной в самом лучшем смысле этого слова. И обманывает зрительские ожидания с такой же залихватской долей сумасшествия. А главным преимуществом этой экранизации оказывается ее комедийность и смелый отход от стандартной формулы пугалок про проклятых кукол вроде «Проклятия Аннабель». Но обо всем по порядку.

«Обезьяна» изначально заявлялась как хоррор-комедия, так что сюрпризом ее несерьезная тональность не стала. Но юмором она дышит прямо-таки насквозь, да так, что во время просмотра постоянно пробивает на смех в голос. Поэтому располагает к себе даже самых чувствительных к теме убийств и прочих темных материй. Смертей тут много, и все они изобретательные и, несомненно, жуткие, только вот при этом настолько комичные и нарочито нелепые, что хочется еще и еще. Благо игрушка не останавливается и продолжает исправно творить свои кровавые дела по запросу сначала невинного героя, а потом и не менее уморительного главгада. А в финале и вовсе идет в неожиданно фееричный разнос. Так что страшно вам точно будет до самого конца, но при этом и страшно смешно, аж до слез.

При всем этом великолепии Перкинс, по всей видимости, намеренно снял своего рода пародию на жанр, нежели бескомпромиссно суровую и в своей серьезности скучную экранизацию. Ружья тут стреляют (в том числе буквально) ровно тогда, когда этого ждешь. Но, как ни парадоксально, это вызывает еще более громкие приступы смеха, а не разочарование. Умирают тут те, кто очевидно должен умереть, только вот комичность и зрелищность этих смертей подкупает и восхищает. Даже нехитрую эксплуатацию классических тропов вроде печальной безотцовщины или сложных взаимоотношений братьев здесь можно посчитать за часть плана. Плана по умышленному упрощению повествования и заполнению сюжетных пробелов сумасшедшим черным юмором и первоклассным визуалом.

Делая такой упор на шутки и уморительные гэги, картина тем не менее не собирается терять своей хоррорной прелести. А главной по мурашкам здесь, естественно, становится сама игрушка, стилизация которой уже на этапе допремьерного продвижения ленты не хило так пугала. Возможно, и хорошо, что Перкинс видоизменил свое орудие для убийств (у Кинга обезьяна не била по барабану, а ударяла в тарелки), потому что уж больно эффектно это выглядит. Главный злодей ленты, хоть и предельно шаблонный и потому не вселяющий ужаса, так сильно лелеет свою прелесть и слепо ей поклоняется, что ее мощь в его буйных руках ощущается еще сильнее. А вполне крепкая актерская работа Тео Джеймса – сыграл он аж двух центральных персонажей, нервного Хэла и одержимого Билла, – вполне удачно дополняет и комедийный пласт ленты, и ее заметную хоррор-составляющую.

Хотя добрая половина приключений игрушки и ее владельцев происходит в наше время, «Обезьяна» еще и неумолимо давит на чувство ностальгии. От эстетики придорожных мотелей и вымирающих городков штата Мэн, куда Кинг частенько отправляет своих героев, олдскулы сводит, что называется. Так и жанровые клише и отсылки разной степени очевидности добивают ощущение того, что Перкинс просто по-доброму смеется над хоррорами 1980-х и 1990-х. Несомненно, с большой любовью к ним и к творчеству короля ужасов, а также, вероятно, рефлексируя над собственным несладким детством в актерской семье. В итоге визуальный стиль ленты сочетает в себе и ностальгический неон в стиле «Очень странных дел», и тревожную цветовую палитру, будто перетекающую из «Собирателя душ», где глубокий желтый уступает место кричащему красному в момент опасности.

Возможно, часть аудитории отпугнут все эти подтрунивания над классикой жанра – мол, мы напугаться сюда пришли, Кинг все-таки. Только вот сам писатель на деле еще тот шутник да на эксперименты мастер, поэтому подобный скептицизм здесь точно не к месту. Потому и радует, что переделка его хоррор-опуса вышла не попыткой выжать из короткого рассказа материал для полнометражки любой ценой, а незамыленным и постироничным взглядом на целый жанр. При этом Перкинс и здравый посыл вообще-то сумел в это все завернуть – ведь убивает не оружие, а его владелец. Получается, что одновременно и очень смешно, и мурашечно, и даже поучительно у него вышло залететь в обойму экранизирующих Кинга. Да так, что хочется еще что-нибудь из мастера сквозь его призму увидеть, чего, к счастью, вполне можно ожидать после его «обезьяньего» успеха. А вы пока поберегите себя и своих близких – кто знает, какие игрушки и скелеты пылятся у вас в шкафу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Семейный призрак»: Кологривый и Лагашкин пытаются достучаться до небес

В один прекрасный день Василий Кирсанов (Максим Лагашкин) бросает надоевшую работу в банке. Но лишь для того, чтобы стать великим…

7 часов назад

От «Суспирии» до «Дрожи»: Великие ужасы Дарио Ардженто

Будучи одним из пионеров итальянского поджанра, известного как джалло, своим выверенным саспенсом и яркой эстетикой Дарио Ардженто задал стандарт для…

10 часов назад

Объявлены лауреаты Венецианского кинофестиваля-2025

В Италии завершился 82-й Венецианский кинофестиваль. Главный приз фестиваля, «Золотой лев» достался картине Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат». В…

10 часов назад

«Токсичный мститель»: Кровавая баня и семейные узы

В 1984 году малобюджетный хит студии Troma Entertainment «Токсичный мститель» шокировал и веселил зрителей галлонами ядовитых отходов, оторванных конечностей и…

13 часов назад

Световой меч Дарта Вейдера ушел с молотка за $3,6 млн

Оригинальный световой меч, который использовал Дарт Вейдер в фильмах «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», был продан за 3…

14 часов назад

ИИ поможет восстановить утраченные кадры из фильма Орсона Уэллса

Сервис Showrunner, поддерживаемый Amazon, намерен восстановить утраченные сцены из фильма Орсона Уэллса «Великолепие Эмберсонов» 1942 года. Для этого разработчики задействуют…

1 день назад