Кино

«Верный друг»: Собачья жизнь Наоми Уоттс

Однажды учитель, писатель и ловелас Уолтер (Билл Мюррей) кончает с собой. После него остаются пачка бывших жен и взрослая дочь, которая берется отредактировать сборник его корреспонденции на пару с Айрис (Наоми Уоттс), его экс-любовницей, позднее ставшей хорошей подругой. Но работа не спорится. Вдобавок дамам нужно куда-то пристроить еще одно наследство покойного – роскошного немецкого дога по кличке Аполлон. В приютах бесконечно длинные листы ожидания, бывшим женам доверять нельзя, вот Айрис и решает позаботиться о псе лично. Но ее домовладельцу это не по нраву, и над новоявленной собачницей нависает дамоклов меч выселения.

На променад по российскому прокату отправляется мелодрама «Верный друг» (в оригинале просто The Friend), метящая в сердца собачников и всех, кто по каким-то причинам ими пока не стал. Ответственен за нее дуэт сценаристов-режиссеров Скотта МакГихи и Дэвида Сигела, которые сняли превосходный «Развод в большом городе» с Александром Скарсгардом и Джулианной Мур, а четыре года назад отметились маленьким пасторальным шедевром «История Монтаны». Его звезда Оуэн Тиг получил проходную роль и в «Верном друге». Немногим более расширенным оказалось участие Билла Мюррея, хотя его светлый образ постоянно маячит за кадром: в центре внимания – борьба с эмоциональными травмами, что ведут сразу два близких Уолтеру существа. Айрис и Аполлон (в исполнении чудесного Бинга, с которым Уоттс гуляла дважды в день на протяжении шести недель).

Кино про людей и собак – старинный жанр, уходящий корнями еще в итальянский неореализм, «Умберто Д.» Витторио Де Сики, а то и вовсе в «Собачью жизнь» Чарли Чаплина. Но с тех пор жанр этот безнадежно затерли, поскольку большинство его представителей бесстыдно давили на жалость и тонули в слащавых соплях. На этом фоне «Верный друг» по мотивам одноименного романа Сигрид Нуньес держится достойно, позволяя себе лишь пару нарочито трагичных моментов: трогательный интерес пса к старой толстовке хозяина и жалобный вой, когда прах Уолтера развеивают над проливом Ист-Ривер.

В остальном фильм не гонится за хатикоподобными двойниками, хотя крупных планов с грустными собачьими глазками тут в избытке, а деловито прорабатывает разные способы преодоления депрессии и тревожности. От визита к специалисту до трансформации болезненного опыта в творческие акты. Героиня Уоттс пробует все, везде и сразу, обретя главное утешение в добродушном доге (чей сородич, кстати, стал прообразом Собаки Баскервилей). Пусть им и потребовалось время, чтобы притереться друг к другу.

В голову пса не заглянешь, и Айрис остается лишь руками разводить, когда огромный питомец то из такси вылезать не желает, то в лифт не заходит, то оккупирует ее кровать, отказываясь хрустеть кормом и воспринимать ее как хозяйку. Так он выплескивает тоску, что в сотню раз сильнее человеческой. Но есть у Аполлона одна слабость: он обожает, когда ему читают вслух и включают ностальгические пластинки с классическими ариями. С помощью этих нехитрых, но действенных приемов Айрис удается завоевать его симпатию, продемонстрировав, что человек собаке друг – и наоборот. Мысль, естественно, не шибко глубокая, как и напоминание о необходимости проживать сложные эпизоды в обществе близкого: самокопания в гордом одиночестве никого до добра не доводили. Но есть в фильме еще один слой, который периодически вторгается в экзистенциальные думы о бренности всего сущего и двигает сюжет, придавая ему колючую осязаемость: жилищный вопрос.

Кто бы мог предположить, что Нью-Йорк (во всяком случае, в «Верном друге») так недружелюбен к братьям нашим меньшим! И в магазины с ними не пускают, и в офисы, найти квартиру двуногому с четырехлапым практически нереально. Даже из гнездышка, которое Айрис старательно обживала в течение многих лет, ее пытаются выставить. Собачья жизнь у нью-йоркских собачников, ничего не скажешь. Сперва женщину просто предупреждают. Затем шлют угрожающие бумажки. И постепенно темп фильма, самым динамичным событием которого была неожиданно бодрая пробежка 74-летнего Билла Мюррея по берегу, ускоряется, ведь время не ждет: нужно срочно подыскать Аполлону приют или отдать его в добрые руки. Иначе Айрис может остаться без крыши над головой. Не то чтобы в подобную перспективу всерьез веришь – все-таки гражданка перед нами благонадежная. Но сам шанс такого развития событий поддерживает в «Верном друге» искорку чего-то вроде интриги.

Жаль, что выдыхается эта интрига обескураживающе легко, одним предложением погасив квартирный конфликт, точно спичку, стиснутую мокрыми пальцами. И возвращается все к тому же, с чего началось. Такими темпами к финалу фильм становится немного несносным, поскольку никак не может закончиться и продолжает один за другим нагромождать закадровые монологи Наоми, а вдобавок организует ей встречу с покойным Мюрреем, чья ценность сводится к демонстрации прелестной таксы и проговариванию очередных азбучных истин. При этом Сигел с МакГихи сохраняют определенный запас деликатности, не позволяя «Верному другу» совсем уж в сентиментальности раствориться и даже не думая обелять усопшего, который выставляется тем еще типом. Старина Билл, кажется, изобразил свою версию из «Сломанных цветов», вдохновив Уоттс и Карлу Гуджино в роли экс-супруги №1 на внезапную отсылку к «Челюстям» (для бывших подружек Уолтера потребовалась бы лодка побольше).

Кроме этого, ничем внезапным «Верный друг» не выделяется, но в нашем случае это и неплохо, пожалуй. Такое comfortable movie, при всей его компромиссности, тоже временами необходимо – вредных идей не содержит, к разумному-доброму призывает, рождественской атмосферой (актуальной холодным маем 2025-го) душу ласкает. И даже густой, как из бочки с бурбоном, голос рок-бунтаря Игги Попа, перепевающего шлягер 1960-х Everybody’s Talkin’, звучит так уютно, словно дедуля баском мурлычит внуку колыбельную на ночь. Такой же колыбельной – а заодно антидепрессантом – и сам фильм оказывается: прописывается без рецепта, принимается всей семьей, побочные эффекты отсутствуют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

3 часа назад

45-й фестиваль ВГИК наградил победителей

В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…

19 часов назад

«След кометы»: Выставка к 90-летию Людмилы Гурченко

Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…

22 часа назад

«Иллюзия обмана 3»: Как магия исчезает на глазах

Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…

23 часа назад

Александр Адабашьян получил «Орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Министр культуры России Ольга Любимова вручила государственные награды деятелям культуры и искусства. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» отметили…

1 день назад

Федор Лавров: «Люблю совершенно шизанутое кино»

Запоминающееся нестандартное лицо, огромный диапазон образов: от крайне жесткого до романтичного мягкотелого героя. Федор Лавров в последнее время – талисман…

1 день назад