За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе – на земле жил мужик в одном селе. Село это где-то на Урале затеряно, мужик носит славное имя Леха, а играет его Максим Стоянов, в последнее время вышедший на инопланетный уровень продуктивности. В фильме, вот совпадение, от инопланетян тоже никуда не деться.
Вооружившись верной лопатой, Леха изображает на снегу сферические рисунки, ловит в слуховом аппарате шепот неземных цивилизаций и бдительно изучает сигналы, исходящие от многочисленных датчиков, которыми забита его башня из мусора. Да, башня. Да, из мусора. В ней-то он и живет вместе с бабулей, упрашивающей его не забывать таблеточки пить. А в один прекрасный (точнее, холодный и пасмурный) день к башне приходит девочка в полосатой шапочке. И давай с Лехой телепатически беседовать о том о сем.
Такова завязка «Пришельца», единственной чисто российской картины в основном конкурсе ММКФ. Технически есть еще «Выжить в Мо…», но там в производстве Румыния с Молдовой участвовали, так что оставим эту ленту за скобками. «Пришельца» снял молодой, но мастеровитый Иван Соснин, за плечами которого миллион короткометражек и душевное роуд-муви «Далекие близкие», доказавшее, что не только в лаконичном формате Ваня хорош. Тем интереснее было увидеть, как он справится с необычным жанром. Вернее, целым жанровым миксом. Здесь и триллер об отщепенце не от мира сего, на которого толпа ополчается, и драма о семейных узах, и фантастика, и даже экологический манифест. Хотя продолжается «Пришелец» 78 минут всего. И не покидает ощущение, что в рамках все того же короткого метра минут эдак на 20–30 изложить этот же сюжет можно было бы более толково.
В центре внимания – отношения Лехи и загадочной девочки, которую играет прелестная синеглазка Алена Мирошникова. Она дает понять, что у Лехи есть четыре дня на раздумья, после чего он должен решить: улететь с ней восвояси или на земле грешной остаться. Куда улететь, зачем, каким образом – история умалчивает. Умалчивает и девочка (кстати, немая): человеческий умишко, дескать, все равно не способен этого осознать. Вот Леха и пытается запихнуть в четыре дня важные дела деревенского масштаба, на которые раньше он почему-то не отваживался. На танцульки сходить? Элементарно. Съездить по физиономии противному дядьке, бьющему лошадей? Да пожалуйста. Из-за этого, собственно, на Леху и бычит сельская общественность, подозревающая, что и с девочкой пресловутой что-то неладно.
События «Пришельца» развиваются поистине стремительно, дерганый темп становится все более рваным, и никакие таблеточки Лехе уже не помогают. Он весь из себя на нервах, кричит, флешбэчит неистово (оказывается, его матушка когда-то пропала), и все намекает на то, что недолго ему в родном селе мыкаться осталось. Ведь, как мудро заявляет девочка, «все сумасшедшие люди на Земле – они просто не отсюда». Мудрых заявлений, в лоб и вскользь, тут хватает. Да только мудрость их белоснежными нитками шита, отчего и производит скорее обратный эффект. Едва, скажем, в кадре появляется башня из банок да бутылок, сразу догадываешься, что без нравоучительных тирад о переработке мусора не обойдется. И вот, нате вам: проникновенный диалог о том, что вещам следует давать вторую жизнь.
Естественно, об экологии каждому радеть надобно. И природу беречь, и банки с бутылками в специальные контейнеры складывать, и вообще. Но от кино как искусства и Ивана Соснина как толкового сценариста и режиссера ждешь куда более тонких и куда менее манипулятивных приемов, чем те, к которым прибегает «Пришелец» (еще и сеанс волшебного излечения под грустную музыку прилагается). В 2023 году Анна Меликян выпустила эстетскую драму «Чувства Анны» с аналогичной, по сути, завязкой: работница шоколадной фабрики из Перми слышит нездешние голоса. Что влечет за собой тьму самых разных последствий, меняя и героиню, и ее окружение (не всегда к лучшему). Это и смотреть любопытно, и обдумывать интересно, и вспоминать приятно. Про «Пришельца», которого в народе могли бы окрестить «Чувствами Лехи», такого не скажешь.
Макс Стоянов вполне убедителен в образе деревенского юродивого. Аленушка Мирошникова – и вовсе чудо: ей и делать-то ничего не нужно, можно просто стоять и вдаль смотреть задумчиво, и уже чувствуешь, будто к чему-то особенному приобщился. И второй план колоритен, и ключевая локация-башня ловко изобретена, и пенсионерские танцульки, перерастающие в неоновые пляски под Underground Муджуса, сердечко согревают. Так и тянет в ладошки захлопать и ножкой ать сделать. Однако общая история с ее мутными намеками на светлое инопланетное будущее, пламенными речами за здравие и странной связью немой девчушки и глухого мужичка не впечатляет так, как могла бы, – при иной расстановке акцентов. Как минимум с менее напыщенным трагизмом. И без велеречивых рассуждений о судьбах мироздания.
Иван Соснин может быть чутким, теплым, ироничным – каким угодно. В «Пришельце» он предпочел быть серьезным, немножко сердитым и, чего греха таить, нудноватым. Почему бы и нет, в принципе. Имел полное право. И прекрасно, если это авторское кино найдет своего зрителя (с чем у авторского кино частенько проблемы бывают). Но легко понять и тех, кого не воодушевит неровная, не самая свежая, порой откровенно сыроватая байка про деревенского дурачка, который разглядел высший смысл бытия в васильковых глазах маленькой незнакомки. Мы скорее из второй категории. Притяженья больше нет – близкие, увы, оказались печально далекими.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…