Новая часть вселенной «Звездных войн» тонет в волне негодования и низких оценках.
Далекую-далекую галактику снова лихорадит, да так, как никогда прежде. Новый сериал, приписанный ко вселенной «Звездных войн», под названием «Аколит» тонет в волне негодования и низких оценках. Прямо сейчас его пользовательский рейтинг на Rotten Tomatoes составляет 15% (при рейтинге критиков 84%, что характерно), на IMDb – 3,6 балла, на «КиноПоиске» – 4,2 балла. Из всех проектов франшизы только праздничный телевизионный спецвыпуск 1978 года ненавидели больше. Даже «Последние джедаи» столько отрицательных отзывов не получали.
Справедливо ли это? Пожалуй, нет. Заслуженно ли это? Пожалуй, да. Имея хотя бы общее представление о нравах, царящих ныне в американской киноиндустрии, нетрудно догадаться, в чем же именно кроется причина сложившейся ситуации. Да, в компании Disney снова решили проверить общественное мнение на прочность и нафаршировали очередной продукт сверхпопулярного и высоко ценимого миллионами бренда модной инклюзивностью под завязку. Начиная с фигуры шоураннера – нетрадиционной ориентации особы по имени Лесли Хэдланд. И заканчивая всем остальным, в том числе содержанием.
События «Аколита» происходят за сотню лет до масштабных разборок семейства Скайуокеров, во времена так называемого Расцвета Республики. Чернокожая актриса Амандла Стенберг играет сразу двух сестер, которые не виделись 16 лет, но, судя по идентичным прическам, ходят к одному парикмахеру. Одна сестра – добрая, некогда обучалась на джедайку, но в какой-то момент бросила и подалась в космические электрики. Вторая – злая, перешла на темную сторону Силы и давай мочить джедаев. Но не всех, а конкретных – тех, кто, по ее мнению, виноват в инциденте, который 16 лет назад как раз сестер и разлучил. И теперь добрая сестра в компании своего бывшего учителя и еще пары джедаев должна злую остановить.
Стартует «Аколит» довольно бодро, со сцены зрелищного поединка, поставленного (как и другие сцены побоищ) в стиле старых добрых азиатских фильмов про кунг-фу. Кэрри-Энн Мосс успевает как следует тряхнуть стариной и помахать световым мечом, прежде чем ее персонаж отдаст концы. Далее нам презентуют главную героиню – добрую сестру – и обрисовывают детективную интригу, которая буквально тут же испаряется. Потому что это сериал не про детективную интригу, а про деконструкцию самого образа джедаев. Его, правда, Джордж Лукас еще в трилогии приквелов деконструировал, показав, что джедаи бывают не такими уж со всех сторон положительными и что падение их ордена было вполне закономерным. Но сделал это неправильно, без чернокожих женщин на переднем плане, джедаев-азиатов и ЛГБТ. Стало быть, нужно деконструировать джедаев заново. Вон, глядите-ка, чего творят, целые семьи из-за них, окаянных, рушатся! Права небинарных персон ущемляются! Караул!
Кроме того, само понимание ключевой для «Звездных войн» концепции – концепции Силы – подвергается в сериале «Аколит» пересмотру. В третьем эпизоде нас знакомят с обосновавшейся на изолированной планете матриархальной общиной ведьм, которые практикуют противоестественные сношения и каким-то макаром друг от дружки рожают дочерей. А еще владеют Силой, но не так, как обычные джедаи или ситхи, а иначе. Согласно их учению, Сила – это не энергетическое поле, как нам объяснял Оби-Ван в «Призрачной угрозе», а связывающие все вокруг невидимые нити. То есть, они как бы не за теорию поля, а за теорию струн.
В чем принципиальная разница, трудно сказать. Скорее всего, ни в чем. И опять же ничего революционного тут нет. Похожая матриархальная организация – фалланасси – фигурировала еще в книжке «Перед бурей», изданной аж в 1996 году. И у них, между прочим, тоже был свой взгляд на природу Силы, которую они называли Белым Потоком. Плюс во вселенной «Звездных войн» есть ведьмы Датомира, встречающиеся во многих произведениях, включая мультсериал «Войны клонов» и видеоигру Jedi: Fallen Order. Правда, ни те ни другие вроде не были уличены в однополом размножении. И разве только в этом отношении авторы и авторки (в основном авторки) сериала «Аколит» привносят в мифологию «Звездных войн» что-то поистине свежее.
Кто их о том просил? Никто. Потому, собственно, они и огребают теперь по полной от разгневанных фанатов и поборников традиционных ценностей. На стороне создателей, в свою очередь, выступает западная пресса, профильная и не очень, продвигая в инфополе безотказно в подобных случаях работающие нарративы. Кому что-то не нравится – те расисты и гомофобы, фу такими быть. А тысячи (реально тысячи) разгромных пользовательских рецензий – это результат спланированной атаки. Странно, что русский след еще никто не додумался отыскать.
Показательно, что наблюдать за разворачивающимися вокруг сериала «Аколит» сетевыми баталиями гораздо интереснее, чем за самим сериалом. То кто-то откопает фрагмент старого интервью Амандлы Стенберг, в котором та заявляет о намерении «заставить всех белых плакать», и массово тиражирует его, выдав за актуальное. То выяснится вдруг, что одна из сценаристок никогда «Звездных войн» не смотрела. А потом Лесли Хэдланд на голубом глазу это комментирует в том духе, что так специально было задумано. На фоне таких феерических бурлений сам «Аколит» выглядит откровенно бледно. Да и без фона тоже. Потому что если оставить за скобками весь радикально прогрессивный контекст и взглянуть беспристрастно, то в нем особенно и не за что глазу зацепиться.
Это, однако, не значит, что он весь с ног до головы плохой. Нет, он просто проходной. Маленький, сравнительно бедненький и незначительный. Что самое грустное, в нем нет ни одного сколько-нибудь примечательного героя. И дело, конечно, не в том, что их практически всех играют актеры африканского, азиатского или какого-нибудь еще происхождения. Никто ж, в конце концов, не против Дональда Гловера в роли Лэндо Калриссиана, Розарио Доусон в роли Асоки Тано, Джанкарло Эспозито в роли Моффа Гидеона. Даже напротив, они всем нравятся. Почему? Потому что перечисленные персонажи – крутые. А дредастые сестры в исполнении Амандлы Стенберг – унылые.
Впрочем, говоря о сериале «Аколит» и о том, почему он провалился, необходимо учитывать еще один фактор. А именно: вряд ли кто-то всерьез рассчитывал, что он по-настоящему выстрелит. Как уже говорилось, «Аколит» в первую очередь был нужен для того, чтобы почву прощупать. Можно ли расширить аудиторию «Звездных войн» за счет азиатов, чернокожих женщин и представителей ЛГБТ-сообщества. Оттого и сеттинг выбран максимально абстрактный, удаленный от всех излюбленных героев и сюжетов. И в касте ни одной крупной звезды. И бюджета явно пожалели. Неудивительно, что местами он смахивает на любительскую экранизацию фанфика, разыгранную членами клуба поклонников косплея. Учитывая, что шоураннер сериала когда-то и сама фанфиками по «Звездным войнам» баловалась, в каком-то смысле даже так и есть.
Комментарии