Спектакль «Повести Пушкина». Фото: Валерий Мясников
225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – дата знаковая. Неудивительно, что практически каждый театр в стране выпускает приуроченную к ней премьеру. Тексты классика обретают новое звучание в самых разных жанрах – трагедии и мюзикле, кабаре и прочих стилизациях. «КиноРепортер» собрал 10 новых постановок, которые уже можно увидеть в театрах Москвы. И предупреждает, что это далеко не все: к следующему сезону «пушкинские» спектакли готовят и другие театры.
В постановке режиссер Сергей Безруков использовал не только текст повести, но и научную монографию Александра Пушкина «История Пугачевского бунта», в которую включены фрагменты расследования и дневники тех, кто подавлял восстание. Но не меньше внимания уделено и трагической любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Актеров на эти роли Безруков искал долго – выбор пал на Даниила Вершинина, с которым он снимался в сериале «Бизон. Дело манекенщицы», и Олега Савостюка («Снегирь»).
«Ребята будут работать по очереди, поскольку оба много снимаются. Машу сыграет моя студентка Саша Новикова. Мне кажется, такой капитанской дочки еще не было ни в одной постановке или экранизации», – считает режиссер.
Новой версией постановки (в 2001 году одноактный балет на Исторической сцене ставил француз Ролан Пети) занялись хореограф Юрий Посохов, композитор Юрий Красавин и Полина Бахтина, которая работала над сценографией и костюмами. В спектакле о страстях и наваждениях задействованы сразу три состава, при этом графиню по старой балетной традиции танцуют артисты-мужчины. В числе других классических решений – обращение к знаменитой музыке Петра Чайковского.
В театре, который носит имя великого писателя, никак не могли обойти вниманием юбилейную дату, однако к празднованию подошли творчески: созданный совместно со Школой-студией МХАТ спектакль основан на чужом произведении. Речь идет о современной пьесе Елены Исаевой, посвященной выпускникам знаменитого Царскосельского лицея. Они готовятся к скорому вступлению во взрослую жизнь, однако смерть Пушкина и арест Михаила Лермонтова заставляют их задуматься не только о вопросах чести и достоинства, но и о ценности лицейского братства. На сцену выйдут студенты мастерской Евгения Писарева, они же создали музыку, которая звучит в спектакле.
Одна из главных постановок театра этого сезона и одновременно дебют Анатолия Шульева в качестве главного режиссера. «Повести Пушкина» он ставит размашисто и точно: на сцене успевают пролететь все времена года, а актеры (в их числе Александр Горбатов, Александр Рыщенков, Юрий Шлыков) играют на разрыв: любить – так отчаянно, помирать – так с музыкой. Грохот войны сменяется пасторальным миром, мрачное напряжение – искренним счастьем, а любовь и раскаяние сосуществуют так близко, что между ними не остается пространства ни для кровной мести, ни для зависти. А еще из сюжета исчез «Гробовщик» – для спектакля о новой надежде это крайне символичное авторское решение. Подробнее – в нашей рецензии.
Сюжет пушкинской драмы о незаконном восшествии на престол разительно преобразился: Петр Шерешевский перенес события, реально происходившие на рубеже XVI–XVII веков, в современность. Более того, запер своих героев в спортзале обычной российской школы – «месте унижения и индивидуального ада». Борьба за власть здесь превращается сначала в спортивную игру, затем и вовсе в балаган, но основные смыслы за выразительной формой не теряются. Внимания заслуживает и актерский состав: Годунова играет Игорь Гордин, Шуйского – Сергей Беляев, Отрепьева – Данил Стеклов, а Мнишек – Юлия Хлынина и Екатерина Воронина.
Классический взгляд на одно из самых мистических произведений Пушкина представил Игорь Яцко. Роль старой графини в его постановке отведена мощнейшей Валентине Талызиной, партия Германа досталась еще одной звезде театра – Станиславу Бондаренко. Мечтательную Лизавету Ивановну, попавшую в капкан запретных страстей, попеременно играют Ксения Комарова и Дарья Балабанова. Замерзший Петербург здесь отлично контрастирует с лихорадочным смятением, в которое приходят молодые герои. И сценография этот разрыв не только подчеркивает, но и превращает в ожившее произведение искусства.
Хрестоматийный роман режиссер Яков Ломкин превратил не то в пластический трагифарс, не то в фантасмагорию с мистическим подтекстом. «Мы пытаемся провести мысль, что ничего не заканчивается со смертью», – говорит Денис Суханов, исполняющий роль Андрея Дубровского. Ключевую перемену в героях вызывает гордыня, которая перерождается во вселенское зло, уничтожающее все на своем пути. Именно эту тему в качестве основной выделяет постановщик. А подчеркнуть внутренние смыслы помогает эффектная сценография и пластический язык, который разработал балетмейстер Албертс Альбертс. Подробнее – в рецензии.
Театр предлагает сказочное путешествие в детство. Начинается метель, сквозь шум ветра слышится звон колокольчиков. Арина Родионовна, убаюкивая маленького Пушкина, рассказывает ему о Лукоморье, царе Салтане, князе Гвидоне Салтановиче и 33 богатырях…
«Вместе с художником Марией Вольской мы построили на сцене старинный театр в стиле Гонзаго с его механизмами и декорациями, мерцающими фонарями, суфлерской будкой, похожей на морскую раковину, водопадами из серебряной фольги, Змеем Горынычем из папье-маше», – рассказывает режиссер Андрей Бадулин.
В общем, зрителей ждет настоящее волшебство.
Жанр спектакля не просто так обозначен как героическая драма – постановка расскажет именно о тернистом пути к достоинству.
«Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких вневременных темах, как смелость и верность долгу, говорить просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога», – искренне уверен молодой постановщик Станислав Сошников.
Итог – никаких режиссерских ухищрений, только Александр Сергеевич Пушкин во всей своей полноте и чистоте.
К драматическому циклу «Маленькие трагедии» обратился главный режиссер «Ленкома» Алексей Франдетти. Музыкальный спектакль, основанный на текстах пьес и лирических стихотворениях поэта, объединит на сцене все поколения артистов. Так, роль Сальери попеременно будут играть Сергей Степанченко и Игорь Миркурбанов, а в роли Черного человека появятся Александр Збруев, Александр Сирин и Владимир Еремин.
Ставка сделана на актуальность тем, которых касался классик, – свободы и справедливости, гения и злодейства, любви и мести. Необычным будет первое появление на ленкомовской сцене воздушных акробатов цирка на Цветном бульваре, а также музыка в исполнении Большого джазового оркестра под руководством Петра Востокова.
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…