225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – дата знаковая. Неудивительно, что практически каждый театр в стране выпускает приуроченную к ней премьеру. Тексты классика обретают новое звучание в самых разных жанрах – трагедии и мюзикле, кабаре и прочих стилизациях. «КиноРепортер» собрал 10 новых постановок, которые уже можно увидеть в театрах Москвы. И предупреждает, что это далеко не все: к следующему сезону «пушкинские» спектакли готовят и другие театры.
В постановке режиссер Сергей Безруков использовал не только текст повести, но и научную монографию Александра Пушкина «История Пугачевского бунта», в которую включены фрагменты расследования и дневники тех, кто подавлял восстание. Но не меньше внимания уделено и трагической любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Актеров на эти роли Безруков искал долго – выбор пал на Даниила Вершинина, с которым он снимался в сериале «Бизон. Дело манекенщицы», и Олега Савостюка («Снегирь»).
«Ребята будут работать по очереди, поскольку оба много снимаются. Машу сыграет моя студентка Саша Новикова. Мне кажется, такой капитанской дочки еще не было ни в одной постановке или экранизации», – считает режиссер.
Новой версией постановки (в 2001 году одноактный балет на Исторической сцене ставил француз Ролан Пети) занялись хореограф Юрий Посохов, композитор Юрий Красавин и Полина Бахтина, которая работала над сценографией и костюмами. В спектакле о страстях и наваждениях задействованы сразу три состава, при этом графиню по старой балетной традиции танцуют артисты-мужчины. В числе других классических решений – обращение к знаменитой музыке Петра Чайковского.
В театре, который носит имя великого писателя, никак не могли обойти вниманием юбилейную дату, однако к празднованию подошли творчески: созданный совместно со Школой-студией МХАТ спектакль основан на чужом произведении. Речь идет о современной пьесе Елены Исаевой, посвященной выпускникам знаменитого Царскосельского лицея. Они готовятся к скорому вступлению во взрослую жизнь, однако смерть Пушкина и арест Михаила Лермонтова заставляют их задуматься не только о вопросах чести и достоинства, но и о ценности лицейского братства. На сцену выйдут студенты мастерской Евгения Писарева, они же создали музыку, которая звучит в спектакле.
Одна из главных постановок театра этого сезона и одновременно дебют Анатолия Шульева в качестве главного режиссера. «Повести Пушкина» он ставит размашисто и точно: на сцене успевают пролететь все времена года, а актеры (в их числе Александр Горбатов, Александр Рыщенков, Юрий Шлыков) играют на разрыв: любить – так отчаянно, помирать – так с музыкой. Грохот войны сменяется пасторальным миром, мрачное напряжение – искренним счастьем, а любовь и раскаяние сосуществуют так близко, что между ними не остается пространства ни для кровной мести, ни для зависти. А еще из сюжета исчез «Гробовщик» – для спектакля о новой надежде это крайне символичное авторское решение. Подробнее – в нашей рецензии.
Сюжет пушкинской драмы о незаконном восшествии на престол разительно преобразился: Петр Шерешевский перенес события, реально происходившие на рубеже XVI–XVII веков, в современность. Более того, запер своих героев в спортзале обычной российской школы – «месте унижения и индивидуального ада». Борьба за власть здесь превращается сначала в спортивную игру, затем и вовсе в балаган, но основные смыслы за выразительной формой не теряются. Внимания заслуживает и актерский состав: Годунова играет Игорь Гордин, Шуйского – Сергей Беляев, Отрепьева – Данил Стеклов, а Мнишек – Юлия Хлынина и Екатерина Воронина.
Классический взгляд на одно из самых мистических произведений Пушкина представил Игорь Яцко. Роль старой графини в его постановке отведена мощнейшей Валентине Талызиной, партия Германа досталась еще одной звезде театра – Станиславу Бондаренко. Мечтательную Лизавету Ивановну, попавшую в капкан запретных страстей, попеременно играют Ксения Комарова и Дарья Балабанова. Замерзший Петербург здесь отлично контрастирует с лихорадочным смятением, в которое приходят молодые герои. И сценография этот разрыв не только подчеркивает, но и превращает в ожившее произведение искусства.
Хрестоматийный роман режиссер Яков Ломкин превратил не то в пластический трагифарс, не то в фантасмагорию с мистическим подтекстом. «Мы пытаемся провести мысль, что ничего не заканчивается со смертью», – говорит Денис Суханов, исполняющий роль Андрея Дубровского. Ключевую перемену в героях вызывает гордыня, которая перерождается во вселенское зло, уничтожающее все на своем пути. Именно эту тему в качестве основной выделяет постановщик. А подчеркнуть внутренние смыслы помогает эффектная сценография и пластический язык, который разработал балетмейстер Албертс Альбертс.
Театр предлагает сказочное путешествие в детство. Начинается метель, сквозь шум ветра слышится звон колокольчиков. Арина Родионовна, убаюкивая маленького Пушкина, рассказывает ему о Лукоморье, царе Салтане, князе Гвидоне Салтановиче и 33 богатырях…
«Вместе с художником Марией Вольской мы построили на сцене старинный театр в стиле Гонзаго с его механизмами и декорациями, мерцающими фонарями, суфлерской будкой, похожей на морскую раковину, водопадами из серебряной фольги, Змеем Горынычем из папье-маше», – рассказывает режиссер Андрей Бадулин.
В общем, зрителей ждет настоящее волшебство.
Жанр спектакля не просто так обозначен как героическая драма – постановка расскажет именно о тернистом пути к достоинству.
«Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких вневременных темах, как смелость и верность долгу, говорить просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога», – искренне уверен молодой постановщик Станислав Сошников.
В общем, никаких режиссерских ухищрений – Александр Сергеевич Пушкин во всей своей полноте и чистоте.
К драматическому циклу «Маленькие трагедии» обратился главный режиссер «Ленкома» Алексей Франдетти. Музыкальный спектакль, основанный на текстах пьес и лирических стихотворениях поэта, объединит на сцене все поколения артистов. Так, роль Сальери попеременно будут играть Сергей Степанченко и Игорь Миркурбанов, а в роли Черного человека появятся Александр Збруев, Александр Сирин и Владимир Еремин.
Ставка сделана на актуальность тем, которых касался классик, – свободы и справедливости, гения и злодейства, любви и мести. Необычным будет первое появление на ленкомовской сцене воздушных акробатов цирка на Цветном бульваре и музыка в исполнении Большого джазового оркестра под руководством Петра Востокова.
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…