К 225-летию со дня рождения великого русского поэта.
Пушкин, конечно, наше все. В кино – в том числе. В новом телесезоне Первый канал представит историю любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина – сериал «Натали и Александр» с Ксенией Трейстер в главной роли. В следующем году на экраны выйдет фильм «Пророк. История Александра Пушкина» о жизни великого русского поэта от лицейской юности до трагической дуэли в необычном, музыкальном жанре, где в роли великого русского поэта появится сначала Кай Гетц, потом Юра Борисов. К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича «КиноРепортер» собрал яркие примеры того, как великий русский поэт уже помог актерам, режиссерам и операторам проявить свои таланты. И скольких он еще вдохновит!
«Мазепа» (1909)
Фильм любопытен тем, что он – самый первый, созданный в России по мотивам произведений Пушкина. По крайней мере, самый ранний из ныне упоминающихся. «Мазепу» снял Василий Гончаров, а ее премьера состоялась 27 октября 1909 года. Это 16-минутная черно-белая немая картина по мотивам поэмы «Полтава» и либретто оперы Петра Ильича Чайковского «Мазепа». Главный герой – гетман Мазепа, влюбленный в дочь Кочубея. Отец против их союза, а потому они тайком сбегают. В свою очередь, Кочубей доносит Петру на гетмана.
Считается, что этой ленте предшествовал «Бахчисарайский фонтан» (1909) Якова Протазанова. Нет точной информации о том, вышел ли фильм на экраны или показы отменили из-за того, что он был снят в расфокусе. На данный момент лента считается утраченной.
«Пиковая дама» (1916)
Первый вышедший на экраны фильм Протазанова интересен в первую очередь как пример раннего российского кино: немой, черно-белый, снятый еще во времена Российской империи – и при этом полнометражный. Эта лента стала одной из первых, где применили движущуюся камеру. Кроме того, Евгений Славинский, один из основоположников отечественной операторской школы, впервые использовал ночную съемку и съемку сверху.
По сюжету, за карточной игрой друзья обсуждают тайну некой графини о «трех верных картах», которые гарантируют выигрыш. Главный герой Германн, обычно избегавший азартных игр, загорается желанием выведать заветную тайну, а потому знакомится с Лизой, племянницей графини. Однако одержимость идеей и обманный путь, которым пошел Германн, доводят молодого человека до сумасшествия.
«Сказка о царе Салтане» (1966)
«Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила» (1972) Александра Птушко – по-настоящему масштабные адаптации, которые до сих пор интересно пересматривать. Съемки «Сказки о царе Салтане» проходили в Подмосковье и Крыму. В Херсоне построили декорации города царя Салтана и города-крепости царевича Гвидона. На роль 33 богатырей отобрали самых рослых из команды моряков с базы торпедных катеров в Севастополе.
Спустя несколько лет режиссер вернулся к излюбленному жанру с двухсерийной экранизацией «Руслана и Людмилы». Многие «сказочные» эпизоды, включая полет карлика Черномора, создавались благодаря симбиозу трюков каскадеров и новаторских приемов комбинированных съемок. Батальные эпизоды получились действительно эпическими – в сценах битвы с печенегами было занято около 2 тыс. человек. В 2023 году киноконцерн «Мосфильм», продолжая собственный тренд по восстановлению классики, отреставрировал изображение и звук «Руслана и Людмилы».
«Станционный смотритель» (1972)
Сергей Соловьев снял фильм по одноименной повести Пушкина, премьера которого состоялась лишь в двух странах – СССР и Венгрии. Однако именно этот телепроект считается самой удачной экранизацией произведения. Кроме того, Никита Михалков здесь играет обольстительного мерзавца – гусара Минского, что заслуживает отдельного внимания.
В картине звучат романсы на стихи поэта: «Дорожные жалобы», «Не спрашивай, зачем» и «Я ехал к Вам». Композицию под названием «Красотки томный взор», которую написал Булат Окуджава для гусара Минского, вырезали из фильма после исключения Окуджавы из партии. Сюжет рассказывает о Самсоне Вырине, который служит смотрителем на станции. Он один растил дочь Дуню и души в ней не чает. Однако, когда ее предлагает подвезти до церкви состоятельный гусар Минин, смотритель убеждает дочь сесть в карету – и теряет ее навсегда…
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
Александр Митта снял картину по неоконченному роману «Арап Петра Великого». Книга стала первым (и весьма успешным) произведением писателя в прозе: это было историческое исследование, которое также относилось к генеалогическим корням Александра Сергеевича. Главный герой романа – арап, «сын чернокожего царя» по имени Ибрагим Петрович Ганнибал, который, предположительно, был дедом великого писателя.
Во время работы над книгой Пушкин тщательно изучил историческую базу и в итоге создал первое обширное и подробное описание периода правления Петра I. Прежде подобных исследований попросту не существовало. А потому и экранизация романа, пусть и вольная, имеет особое значение. Главную роль Арапа Петра Великого исполнил Владимир Высоцкий, и, по его словам, он был рад сыграть «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире».
По сюжету, когда Петру I дарят арапа, тот становится не рабом, а приближенным царя. Ганнибал быстро впитывал новые знания, стал доблестным воином и любимцем женщин, но из-за скандала был выслан из Франции, где учился, обратно в Россию. А там, конечно, повзрослевшего и возмужавшего юношу ждала отеческая забота Петра Великого и первая настоящая любовь.
«Маленькие трагедии» (1979)
После «Воскресения», «Золотого теленка» и «Смешных людей!» Михаил Швейцер продолжил исследовать творчество русских писателей. В конце 1970-х Госкомитет СССР по телевидению и радиовещанию заказал режиссеру очередную экранизацию, на этот раз основанную на «Маленьких трагедиях» Пушкина. Литературный цикл включал 4 пьесы, которые Швейцер уместил в 3 серии. Связующим звеном мини-сериала послужила неоконченная повесть «Египетские ночи», но для каждого произведения выбрали уникальные эпохи. Например, в «Скупом рыцаре» – это Средневековье, в «Каменном госте» угадывается Возрождение, в «Моцарте и Сальери» видится Просвещение, а «Пир во время чумы» воплощает романтизм.
«Маленькие трагедии» могли похвастаться по-настоящему звездным и талантливым актерским составом. В съемках экранизации участвовали Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Куравлев, Лидия Федосеева-Шукшина и Владимир Высоцкий, для которого роль дона Гуана стала последней.
«Борис Годунов» (1986)
Экранизацию одной из самых известных пьес Пушкина, номинированную на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, снял Сергей Бондарчук и сам же исполнил в фильме главную роль. Эта работа стала последней прижизненной картиной режиссера в широком прокате. На момент создания фильма Бондарчук уже успешно экранизировал монументальный труд Льва Толстого «Война и мир», а дебютировал так и вовсе лентой по повести Михаила Шолохова.
Созданный в сотрудничестве с Чехословакией, Польшей и ФРГ, тщательно проработанный 2,5-часовой фильм с тяжелой мрачной атмосферой воспроизводит тревогу Смутного времени (1598–1613). Однако фестивальных наград он не снискал, да и среди зрителей считается недооцененным. В центре сюжета, собственно, Борис Годунов, ставший царем по решению Земского собора, и его сын Федор. Бесконечные интриги, таинственные смерти, интервенция и государственный переворот – в картине есть все, за что зрители любят историческое кино (и Пушкина).
«Онегин» (1999)
Из всех зарубежных экранизаций, а было их множество – от «Пиковой дамы» (1918) Артура Веллина до «Бориса Годунова» (1989) Анджея Жулавски, – эта, пожалуй, самая удачная. Причем снимала фильм по роману в стихах «Евгений Онегин» Марта Файнс (сестра Джозефа и Рэйфа Файнсов), на счету которой всего два игровых фильма. Так что ее «Онегин» – исключение из всех возможных правил, высказывание ради, вероятнее всего, любви к Пушкину.
По сюжету, повеса и петербургский светский лев Евгений Онегин приезжает в глубинку, чтобы проститься с дядей, когда тот «не в шутку занемог». Там же он встречает нового друга Владимира Ленского, влюбленного в дочь помещика Ольгу Ларину, и любовь всей своей жизни – Татьяну. Но он слишком ленив и эгоистичен, да и заскучал в глубинке, а потому, вместо того чтобы признаться в чувствах, совершает жестокую ошибку и уезжает, потеряв шанс на счастье…
Лив Тайлер и Рэйф Файнс – кто бы мог подумать, что эти двое отлично впишутся в историю о русском дворянстве? Однако им блестяще удалось разыграть романтическую трагедию о неверном выборе, глупой заносчивости, страхе и вечной любви.
Комментарии