«Самая большая киностудия мира», «Самая масштабная массовка», «Самая высокая производительность» – Книга рекордов Гиннесса пестрит упоминаниями о Болливуде. Однако пандемия коронавируса сильно ударила по мировой индустрии развлечений, а значит, и дальнейший путь индийского кино сложно предугадать. И, пока Болливуд переживает кризис, «КиноРепортер» разбирается в его корнях и особенностях.
Термин «масала», обозначающий на хинди смесь острых специй, прижился и в индийском кино. Масала – это целый жанр, объединяющий черты комедии и мелодрамы, мюзикла и боевика. Это фильмы, в которых отважные герои сражаются за любовь прекрасных девушек, где персонажи говорят на упрощенном киноязыке «филмана бхаша», понятном во всех уголках Индии, треть фильма занимают песенно-танцевальные номера, раскрывающие часть сюжета, а добро всегда побеждает зло.
Предсказуемо и шаблонно – зрители в полном восторге. Выделяются на этом фоне ремейки популярных голливудских картин, более изощренные с точки зрения сюжетных перипетий. Причем клонируют в Болливуде не только простенькие мелодрамы наподобие «Привидения» с Патриком Суэйзи, но и, например, сложносочиненные триллеры Кристофера Нолана «Начало» и «Помни».
Несмотря на то, что индийские умельцы, получая пару долларов в день, готовы выстроить в павильонах и Биг-Бен, и точную копию московского Кремля, съемки болливудских картин все чаще проходят за границей – то в Южной Африке, то в Грузии, то в Новой Зеландии. Но самой популярной иноземной локацией уже долгое время является Швейцария с ее горными вершинами и заливными лугами, на фоне которых индийские съемочные группы работают уже чаще, чем местные.
Главным поклонником альпийских пейзажей был продюсер Яш Чопра: если герои фильма, над которым он работал, не могли себе позволить поездку в Швейцарию, он переносил их туда в сцене сна. Одно из озер, куда Чопра регулярно вывозил свою команду, местные жители решили назвать в его честь – правда, пока неофициально. А в 2016 году в Интерлакене даже установили памятник в его честь.
Обучение в Национальной школе драматического искусства — не самый популярный и далеко не самый эффективный способ стать звездой Болливуда. Пропуская этот этап, многие индийцы сразу же отправляются штурмовать киностудии – благо, кастинги проходят чуть ли не каждый день. Более действенный способ (подходит, увы, лишь для женщин) – засветиться, подобно Айшварии Рай и десяткам других актрис первого эшелона, в модельном бизнесе (для этой же цели годится получение титула «Мисс Мира», «Мисс Индия» и т.д.).
И, наконец, самый верный путь на киноолимп – принадлежность к актерской династии. Ярким примером может служить Каджол – звезда фильмов «Меня зовут Кхан» (2010), «Непохищенная невеста» (1995) и «Влюбленные» (2015), которая представляет четвертое поколение болливудских актрис. Ее прабабка Рэйтан Бэй блистала на экране еще тогда, когда музыкальность и красочность не считались отличительными чертами индийских картин — еще не было в кино ни звука, ни цветной пленки.
Званием «кинозвезда» награждают обычно лишь тех счастливчиков, кто регулярно маячит на экране. Но в Болливуде умеют ценить и тех, кто не пытается пробраться в кадр. Имя композитора, которое в титрах следует сразу же за актерами, на рекламных афишах пишут капслоком. Звезды уровня Айшварии Рай гордятся тем, что и в жизни их одевают художники по костюмам – главные знатоки фирменного болливудского стиля (самой известной считается Нита Лулла, на счету которой около 350 фильмов, причем есть среди них и один голливудский проект).
Но имя главной звезды, скрывающей лицо от камер, – Лата Мангешкар, кинокарьера которой началась в 1942 году. Каждый раз, когда героиня индийского фильма пускается в пляс и начинает открывать рот, мы слышим именно ее голос. По самым скромным подсчетам, Мангешкар успела исполнить около 25 тысяч композиций на 14 индийских языках. До конца 1980-х Лате приходилось записывать в среднем по две песни в день, что позволило ей не только стать самой популярной закадровой певицей, но и попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Лата Мангешкар умерла в начале 2022 года в возрасте 92 лет.
Пионер индийского кино Дада Пхалке, просивший слишком высокую, по меркам начала XX века, цену за билет, заманивал первых зрителей в темный зал словами: «Это представление из 57 тысяч фотографий! Картина в две мили длиной!» Современные индийцы способны отыскать дорогу в кино и сами – каждый день продукцию Болливуда смотрят около 10 миллионов человек.
А чтобы привлечь их внимание именно к своей работе, производители обращаются к песням. Композиции из еще не вышедшего фильма крутят на радио, продают на дисках и закачивают как рингтон – саундтрек в итоге нередко становится популярней самой картины.
Горстка рупий, эквивалентная одному доллару, – пропуск в мир индийского кино, где начальные титры предваряет развевающийся флаг страны и торжественное исполнение гимна. Никого, кроме иностранцев, эта часть сеанса не удивляет – все стоят, проговаривая знакомые слова одними губами. После, ознакомившись с сертификатом на фильм, который демонстрируют на экране, зрители рассаживаются по местам и вальяжно закидывают ноги на спинки кресел.
Сменить эту крайне удобную позу индийцы готовы лишь во время наиболее эмоциональных сцен: вскакивая со своих мест, они размахивают кулаками и выкрикивают ругательства в адрес антагониста. Бывали и случаи, когда особо разъяренные зрители пытались с ним собственноручно расправиться, стреляя, скажем, из пистолета в экран – более благодарной аудитории не сыскать в целом свете.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…