Люди всегда придумают повод помериться силой. В культурном поле одна из самых заслуженных дисциплин — битва за праздничный прокат, где главное сражение — за длинные новогодние праздники. Именно тогда уставшие от застолий граждане, не сбежавшие куда-нибудь к теплому морю, массово устремляются в кинозалы. Вторая по старшинству драка обычно идет за майские праздники и конкретно — за День Победы. И в нашем случае это не лишнее замечание, ведь в уходящем году российские кинодеятели вывели «Т-34» на экран, украшенный не георгиевской лентой, а гирляндами и мишурой.
Младший лейтенант Ивушкин (Александр Петров) оказался в плену в 1941 году после того, как фашисты подбили его верную боевую машину. В лагере он томился до самого 1944-го, когда немцы решили использовать соответственно обученных военнопленных в учениях для своей танковой элиты. Ивушкин вновь садится в танк практически без шансов на выживание, но умудряется сбежать. Теперь он должен любой ценой домчать 350 километров до Чехословакии — с той самой вооруженной до зубов элитой на хвосте.
Патриотический военный блокбастер в новогоднем расписании — решение, конечно, неочевидное. Однако при ближайшем рассмотрении его можно без труда объяснить. Это по-настоящему большое кино — помимо одного из ведущих отечественных продюсеров Рубена Дишдишяна, за производство картины отвечал американец одесского происхождения Леонард Блаватник. Именно он привел на проект военного консультанта Кевина Фаррелла, ранее сотрудничавшего с Брэдом Питтом на съемках «Ярости» (военная драма о похождениях экипажа танка «Шерман» во время Второй мировой, — КР). Однако главной фигурой здесь все же выглядит режиссер и сценарист Алексей Сидоров — создатель «Бригады» и трилогии «Бой с тенью».
Собственно, именно фигура автора и превращает очередной патриотический блокбастер в произведение практически экспериментальное. Сидоров, на чьем счету всего-то три режиссерских работы, уже многие годы — с дебютной «Бригады» — считается специалистом по так называемому «духу времени». Статус присвоен небезосновательно — его картины можно включать в число учебных материалов для тех, кто не видел 1990-е и 2000-е воочию. Талант это редкий — Алексею и правда всякий раз удавалось поймать дух, букву и морозное дыхание русской эпохи перемен. Удивительно, что теперь он решил взяться за материал, предельно далекий от сферы его прежних интересов. Впрочем, уже по выбору сюжета видно, что ждет нас отнюдь не еще одна плакатная история про подвиг советского народа.
Новое время дало простор для ревизионизма канона военного кинематографа, созданного в СССР, и этот ресурс еще не отработан даже наполовину. Причем речь идет совсем необязательно об экранизациях, допустим, трагических произведений Виктора Астафьева, скорее о смене фокуса, оптики, ритма повествования. «Т-34» изначально рассказывает о военнопленных — персонажах, которых в советских фильмах сложно было представить на главных ролях. Большая их часть, как известно, отправилась после войны в лагеря, и подобное обстоятельство прибавляет картине Сидорова дополнительный отчаянный драйв.
Еще одна находка режиссера — представить военный эпос как бешеный роуд-муви — путь героям предстоит неблизкий. Автор говорит, что видит своей целью взрастить интерес к событиям великого прошлого у подрастающего поколения, а потому на главные роли он пригласил едва ли не самую красивую пару молодого отечественного кино — Александра Петрова и Ирину Старшенбаум (которые вместе не только на экране, но и в жизни), обеспечивших успех «Притяжению» Федора Бондарчука. Для них «Т-34» — тоже вызов.
Петров за последние пару лет доказал, что он — не актер-однодневка, берущий сердца зрителей исключительно обаянием. На его счету очень разные современные персонажи («Закон каменных джунглей», «Полицейский с Рублевки», «Лед») и яркие работы в театре (включая собственный спектакль «Заново родиться»). Попробовал он себя и в костюмном кино («Гоголь»). Теперь пришло время перевоплотиться в героя самой страшной войны в истории. И если эта затея действительно удастся, то «Т-34» вполне может стать новым дыханием для неоправданно забронзовевшего жанра.
«Т-34»
«Централ Партнершип» / Россия / Режиссер: Алексей Сидоров / В ролях: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум, Винценц Кифер, Петр Скворцов, Семен Трескунов / Премьера 1 января
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…