Молодая женщина с мужем возвращаются на машине домой. Она – подающая надежды художница, он – вечно занятой бизнесмен, а также грубиян, токсичный абьюзер, на почве чего меж ними происходит ссора. Жирную точку в их разговоре ставит КамАЗ, с которым они сталкиваются лоб в лоб. После чего она просыпается на больничной койке, собирает на спор кубик Рубика за три минуты и спешит домой, где ее благоверный уже и ужин приготовил, несмотря на сломанную руку, и вообще вдруг резко переменился, как шелковый сделался. Не то что раньше. Только почему-то утверждает, что это он в ночь аварии за рулем был, а не она. Вскоре жизнь их потихоньку налаживается, но теперь по ночам ей снится один и тот же кошмар про несуществующую (ой ли?) дочку. Что вкупе с другими странными мелочами никак не перестает ее тревожить.
Психологический триллер «Синдром» прежде всего тем интересен и достоин внимания, что является, вероятно, первым российским представителем поджанра бытовой нуар. Поджанр этот вкратце вырос из готической прозы и американских матримониальных триллеров 1940-х – того же «Газового света». А окончательно оформился как самостоятельное явление – сначала в литературе, затем на экране – приблизительно в первой половине прошлого десятилетия, довольно быстро, пускай и ненадолго, став популярным на фоне повсеместного глубокого проникновения фемповестки в массовую культуру.
Основные черты бытового нуара следующие. В повествовании обязательно фигурируют красивая и обеспеченная, но несчастливая в браке женщина, а также ее муж – токсичный абьюзер. Начинается все с загадочного происшествия, в результате расследования которого неожиданно выясняется, что кто-то из персонажей – жестокий манипулятор. При этом действие преимущественно разворачивается в дорого обставленных интерьерах, и, так или иначе, подспудно продвигается мысль о том, что все мужики – козлы и верить им нельзя. Ну а рассчитаны подобного рода произведения, разумеется, сугубо на женскую аудиторию.
Иначе говоря, «Синдром» – это русский побратим «Девушки в поезде», «Прежде чем я усну», «Женщины в окне», «Исчезнувшей» и так далее. Все перечисленные выше характерные признаки присутствуют, осталось разве что вместо Оксаны Акиньшиной и Кирилла Кяро вставить каких-нибудь голливудских артистов, и совсем разницы не будет заметно, если сильно не приглядываться. Правда, если все же приглядеться, то можно обнаружить некоторые любопытные детали, благодаря которым фильм все-таки нельзя в полной мере назвать бездушной копией. Как бы усердно его создатели ни пытались зачем-то подражать заведомо второсортным опусам, к тому же вышедшим из моды.
Речь о напрашивающемся вплоть до первого твиста выводе, напрямую вытекающем из той ситуации, в которую попадает героиня Оксаны Акиньшиной. А именно: «Достал муж? Врежься в грузовик – и все твои проблемы разрешатся!» Звучит настолько соблазнительно, что впору экспертизу проводить на предмет пропаганды уголовно наказуемых деяний. Уже одно это заставляет заподозрить наличие в фильме очень тонкой, практически эфемерной иронии, заложенной в него, вероятно, несознательно, но оттого еще более ценной. Когда же в ход идут твисты (не один и не два), то подозрение стремительно укрепляется и становится почти уверенностью.
Оставаясь в строго очерченных границах бытового нуара, авторы «Синдрома» позволяют себе разные сумасбродные вольности. Например, выдумывают психическое заболевание, даже не заботясь о том, чтобы его название звучало правдоподобно. Или превращают в орудие кровавого убийства обыкновенную кисточку, что вполне можно расценивать как некий многозначительный комментарий на тему истинной природы искусства. Или увеличивают число подлых мужиков в истории аж до четырех за считаные минуты. Но вместе с тем забывают напрочь про несуществующую дочку из снов.
Таким образом, каждый внезапный сюжетный поворот, каким бы он ни был на самом деле предсказуемым, становится и впрямь внезапным. Пускай и не совсем хорошим. Так ведь, с другой стороны, ничего хорошего и не предполагалось. Поскольку что может быть хорошего, казалось бы, в копировании чужого и чуждого для нас с вами явления? Однако «Синдром» в силу своей умильной неуклюжести оказывается на порядок увлекательнее многих из тех экземпляров поджанра, на которые он так старательно равняется.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…