В России актерские агентства действуют не так давно, с конца 1990-х, в то время как за океаном их нашествие началось еще в 1920-е. Если в 1925-м таких контор в США было с десяток, то уже в начале 1930-х — больше 60. Кино превратилось в быстрорастущий и привлекательный бизнес, где из маленьких производственных компаний образовалось восемь крупных студий. Актеры слабо представляли, как вести дела с серьезными деловыми людьми в костюмах, поэтому возникла нужда в агентах, отстаивающих интересы своих подопечных.
Сейчас крупнейшие агентства в Голливуде — это CAA (Creative Artists Agency, чей каталог пестрит такими именами, как Роберт Дауни-мл., Дженнифер Лоуренс и др.), WME (William Morris Endeavor — Бен Аффлек, Шарлиз Терон), ICM Partners (Крис Рок, Кристоф Вальц) и UTA (United Talent Agency — Анджелина Джоли, Крис Пратт). У каждого из этих гигантов по несколько тысяч клиентов, и вместе они представляют 70% всех американских актеров.
В России институт актерских агентств еще не вполне сформировался, и агенты в основном работают сами по себе. Вполне возможно, что с годами они образуют крупные фирмы по примеру западных. «Для большинства независимых агентов у нас в стране в какой-то момент логичным развитием становится расширение: многие начинают с работы с одним или с парой артистов и через несколько лет созревают до своего агентства, увеличивая мощности, базу клиентов и штат сотрудников», — объясняет Катерина Комолова, агент Павла Деревянко и Александра Паля.
Казалось бы, очевидное преимущество независимого специалиста — в индивидуальном, «штучном» подходе, но это работает в том случае, если у агента несколько артистов, а не десятки. При этом в хороших и эффективных агентствах практикуется (или должен практиковаться в идеальном мире) именно такой же подход, поскольку в структуре работает несколько агентов/менеджеров, и каждый отвечает за своих артистов.
«Большинство именитых агентов во времена расцвета индустрии состояли в агентствах, но это не мешало им быть яркими автономными брендами. Вспомним, например, легендарную Сью Менгерс — одну из первых успешных агентов-женщин в Голливуде, — продолжает Катерина. — Эта сторона бизнеса отлично показана в сериале „Антураж“ — персонаж Ари Голда в исполнении Джереми Пивена работает на одно из крупнейших агентств и ближе к концу проекта решается открыть свое собственное. Кстати, Голд списан с известного агента Ари Эмануэля».
Главная задача агентов — найти артисту работу и заключить выгодный контракт. Используя свою обширную сеть связей, они отслеживают запросы кастинг-директоров под тот или иной проект и бомбардируют их портфолио своих клиентов. Если актер подходит по типажу, то его приглашают на пробы. В определенных случаях агент может помочь с выбором гардероба и толкнуть успокаивающую или мотивирующую речь, но главное, что он делает, — предоставляет артисту возможность. Воспользоваться ею — это уже дело его протеже.
***
По традиции агент уносит себе 10% доходов актера — таково золотое правило подобных взаимоотношений. Причем свои проценты агент получит, даже если его клиент сам себя трудоустроит. В России договоры заключаются в индивидуальном порядке, а отчисления агентам порой поднимаются и до 20%.
Сумма растет в зависимости от обязанностей агента, который может вести дела артиста целиком еще и в качестве директора, пиарщика или ассистента, составляющего рабочие графики, рекламные контракты или решающего житейские проблемы вроде бронирования билетов и вызова такси. Нередко актерам требуется помощь и в урегулировании финансовых вопросов, поскольку слово «бухгалтерия» способно вызвать у них, как и у многих других людей, экзистенциальный ужас и панику.
На Западе функции специалистов разграничены строже, и суперзвездам приходится расставаться едва ли не с половиной заработка, дабы прокормить полк своих менеджеров, агентов, юристов и секретарей. В Голливуде актеров гораздо больше, чем агентов, поэтому заполучить их для начинающего артиста — неслыханная удача, за которую нужно по-настоящему сражаться.
Пока начинающий лицедей не обзаведется нестыдным портфолио и первыми ролями хотя бы в рекламе и независимых фильмах, агент не уделит ему даже пары минут. Возиться с безвестными неофитами никому не интересно, поскольку на них толком не заработаешь. Поэтому, как ни иронично, нередко получается так, что агенты барабанят в дверь актера уже тогда, когда в их услугах нет критической нужды, а предложения по работе и без того поступают исправно. Тем не менее агентская помощь все равно полезна для дальнейшего покорения карьерной лестницы.
По мнению Елены Брагиной, директора «Актерского агентства 24», в России неопытному актеру тоже трудно обзавестись агентской поддержкой: «Сужу по тому количеству ежедневных отказов, которые вынуждена делать в ответ на поступающие к нам просьбы о сотрудничестве. Но допускаю, что, если вы спросите молодых актеров нашего агентства, сложно ли им было попасть под нашу опеку, они наверняка ответят „нет“, потому что почти все наши подопечные с нами со студенческой скамьи и нас они заполучили легко. Но это отдельная история, и скорее исключение из правил».
Поскольку в Голливуде растет спрос на зарубежных актеров, американские агентства все чаще сотрудничают со своими коллегами по всему свету. У большинства интернациональных звезд теперь по два-три агента по миру, которые вместе подбирают сценарии и заключают контракты. Даже комиссию они делят, по-братски забирая по 7% каждый. Для актерского кошелька это накладно, но жертва того стоит.
Европейские исполнители экспортируются в блокбастеры, и наоборот, голливудские звезды охотно наведываются в Старый свет, чтобы сыграть в чем-нибудь более осмысленном. «Партнерство с американским агентом приковывает больше внимания к актеру и дает больше возможностей», — уверяет Тереза Питерс из агентства UTA, представляющая шведку Алисию Викандер и многих других.
***
В России агентской профессии нигде не учат, и люди зачастую попадают в нее случайно, не закрепившись на других должностях в кино или смежных сферах. В основном это бывшие актеры, юристы, выпускники продюсерских факультетов, пиарщики, ассистенты со съемочных площадок и т. д. В результате кому-то не хватает связей, кто-то слабо ориентируется в юридических нюансах, а другие мало разбираются в кинематографе. Все это вкупе с отсутствием четко регламентированной деятельности агентов порождает душевные травмы у представителей киноиндустрии, которые волей-неволей вынуждены с ними контактировать.
«Конечно, есть самые разные актерские агенты. Есть великолепные, тактичные, невероятные профессионалы, которые борются за подопечных и очень помогают режиссеру, но, знаете… я таких пока не встречала, — сетует Наталья Меркулова, сорежиссер венецианского хита «Человек, который удивил всех». — Это моя личная режиссерская боль. Мне жутко не везло с агентами, а с актерами наоборот. Исполнительный продюсер начинает общаться с представителем артиста, и почти всегда это заканчивается нервными срывами и осложнившимися отношениями. Иногда агенты позволяют себе разговаривать очень нелицеприятно. И зря они думают, что об этом не знает режиссер. Обычно все всегда докладывается дословно, и конфликт начинает проецироваться на отношения с актером».
Продюсер Екатерина Филиппова также с горечью отзывается о своем опыте: «Думаю, что не открою Америку, если скажу, что актерские агенты в России — очень специфическая история. Редко, когда сталкиваешься с адекватным вдумчивым подходом во благо артиста. Обычно это следствие неудовлетворенных амбиций тех, кто себя называет агентами и сидит на проценте от ставки. Чем больше самодостаточных и умных людей придут в эту профессию, тем выше надежда на то, что это станет приносить больше пользы всем сторонам процесса. Ни один свой проект я не мыслю без общения с Митей Савельевым, Владимиром Головым, Елизаветой Шмаковой — с ними можно обсуждать проект в принципе, не ограничиваясь пулом артистов, которых они обслуживают».
Случается, что продюсеры сталкиваются не только с хамством агентов, но и с их бросающими в дрожь финансовыми аппетитами. В отечественной индустрии отсутствует система звезд, которые бы гарантировали кассу, но представителей актеров, выбивающих несоразмерные гонорары, это не смущает.
Впрочем, не все настроены негативно по отношению к агентам. «Мне очень повезло, потому что Наталья Алгереева, с которой мы вместе уже около 15 лет, — мой агент, директор и друг в одном лице, — делится Юлия Пересильд. — Безмерно благодарна Наташе, потому что ей мое имя так же дорого, как мне самой. Были разные времена, но я никогда не снималась в чем-то, на что можно согласиться только ради материальных благ. Каждая работа, которую мы вместе с ней выбираем, важна для нас в первую очередь с точки зрения творчества, актерских амбиций. Мы гонимся не за быстрой популярностью и деньгами, а за интересными проектами, которые открывают для нас новые территории. Конечно, у всех разные цели, но я ценю в агенте именно это».
Схожая история и у Романа Курцына, взлет карьеры которого мы наблюдали весь этот год: «Десять лет назад я пришел в продюсерский центр „АртКиТ“ и сказал: „Я скоро буду суперзвездой. Берите меня, пока есть возможность“. Так я познакомился со своим агентом Светланой Трониной. Мы уже 10 лет вместе, дружим семьями, когда она основала собственное агентство „Ника“, ушел с ней. Меня, бывает, заносит, и тогда Света „подкручивает мне гайки“, может сказать, что в этом фильме мы не будем сниматься ни за какие деньги, или, наоборот, что надо пойти на уступки — нам нужен этот проект. От продюсеров и режиссеров слышу о ней только хорошее».
Режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа» Николай Лебедев и вовсе заявляет, что не припомнит ситуации, чтобы какой-либо агент ему мешал: «У меня была одна ситуация на площадке, когда актриса должна была сниматься в откровенных сценах и это было предусмотрено сценарием. Она очень долго обговаривала эту тему, но подошли съемки, и у нее, что называется, сшибло планку. Она не могла выйти на площадку. Приехали два агента, которые пытались помочь, но не ей, а скорее мне. Они старались меня в этой ситуации поддержать, понимая, что я тоже на работе».
Впрочем, Николай признается, что мало сталкивался с ними (обычно с представителями артистов взаимодействуют кастинг-директора и продюсеры), но подозревает, что актеры просто используют их как громоотвод: «Агент — это не просто представитель актера, он выразитель его воли. Если агент капризничает и на чем-то настаивает, он просто транслирует требования своего питомца. Если возникают какие-то сложные ситуации, то они решаются, когда говоришь с актером напрямую. Ибо требования, связанные с финансами или с тем, когда актер уходит со съемочной площадки, это все его личные запросы, а не прихоти агента. Мне кажется, здесь идет такая подмена, и на агентов злятся за то, что на самом деле исходит от артистов».
***
Пиар-агент и журналист Елена Слатина хоть и отмечает, что агенты частенько создают трудности для пиарщиков и прокатчиков, но также не спешит валить всю вину на них: «Актерский агент — это тот, кто ищет артисту оплачиваемую работу, хорошую или плохую. Все, что связано с пиар-обязательствами артиста, — это всегда не за деньги. Поэтому агенты находят массу причин, чтобы прикрыть своего клиента от нежелательной нагрузки. При этом актерские договоры включают в себя участие в пиаре фильма. Этот пункт работает не всегда и часто зависит от личных обстоятельств артиста, его отношений с производителями проекта и его качества».
Наибольшие трудности возникают, когда артисты подписывают договор с картинами, которые хотели бы вычеркнуть из биографии. В таких случаях они просят своих агентов придумать что угодно, лишь бы только избавить себя от участия в раскрутке: «Поэтому в России я предпочитаю договариваться с артистом напрямую — через голову агента, — признается Елена. — Для того чтобы убедить актера в том, что моя просьба может представлять для него интерес, я нахожу ряд аргументов. Если же я действую через агента, то совершенно не уверена, что агент это аргументацию до артиста вообще доносит — хоть в каком-то виде. А если доносит, то не уверена, что без искажений».
Основная проблема в том, что агент, занимающийся промоактивностями артиста, чаще всего сидит на зарплате, а потому любой запрос — это лишняя головная боль не только и не столько для его клиента, сколько для него самого. И тогда все зависит от его добросовестности: ведь он вполне может спустить дело на тормозах, а актер об этом даже не узнает. И это не единственный пример того, как нерадивые агенты ставят свои амбиции на первое место:
«По работе я часто сталкиваюсь с агентами, которые всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть на светские мероприятия, куда приглашают их клиентов, — рассказывает Лариса Холодик, координатор White Party и церемонии вручения премии «Событие года». — И складывается ощущение, что, вместо того чтобы обеспечить присутствие своих подопечных, они озабочены лишь личными бонусами: хорошо провести время, вкусно поесть и выпить, а там, глядишь, и попытаться зацепить нового клиента. К сожалению, некоторые агенты воспринимают близость к артисту как собственную dolce vita, теряя связь с реальностью и забывая об истинном герое событий».
Представителям киноиндустрии хотелось бы, чтобы агенты тщательнее вникали в ее суть для оздоровления отношений между всеми сторонами. «Голливудский агент не просто знает, где чаю купить, и имеет административные навыки — там идет речь о масштабных личностях, которые имеют по два-три образования и понимают, какую роль в карьере артиста сыграет тот или иной проект, — не навредит ли он ему. Мне кажется, в этой профессии важно понимать, что от какой-то работы артисту лучше отказаться ради сохранения репутации, а не хватать все подряд и метаться с площадки на площадку. Когда агент хочет выжать из актера все до последней капли, это плохой агент», — делится мнением Слатина.
«У нас очень мало агентов, которые могут по-настоящему сформировать актеру репертуар. Большинство — просто персональные ассистенты, — указывает на источник проблем Наталья Меркулова. — На мой взгляд, сейчас уже пришло то время, когда агент должен формировать повестку для актера. Потому что, если он хочет хорошо зарабатывать, надо быть очень образованным человеком, а еще мудрым и умеющим предугадывать тренды и видеть перспективных режиссеров. Агент — скорее наставник, помощник, а не просто «подай-принеси». Мне кажется, новое поколение в этой профессии что-то такое уже понимает про нее».
Пока грамотных специалистов в этой сфере у нас мало. Но бизнес диктует свое: неквалифицированные и случайные люди неизбежно из профессии уйдут, никто не захочет упускать прибыль и славу из-за проколов агента. Так что, прогнозируя развитие кинематографа, можно уверенно сказать: эксперты в этой области будут одними из самых востребованных в индустрии.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…