Рецензии

Свобода, равенство, гадство: Рецензия на фильм «Паразиты»

Заслуженно победивший на Каннском фестивале новый фильм Пон Чжун Хо «Паразиты» — пожалуй, самое остроумное и едкое высказывание о современности за последние лет десять.

Не то чтобы мизантропия одного из главных южнокорейских режиссеров явилась для нас сюрпризом. Уже в «Воспоминаниях об убийстве» он сводил счеты с человечеством, которое явно недостойно продолжения рода.

И даже картины так называемого американского периода — «Сквозь снег» или «Окча» — несмотря на видимый гуманизм, демонстрировали если не презрение, то ощутимый скепсис в отношении незыблемых ценностей: свободы, равенства и братства. Пон Чжун Хо разделяет «стремление к…», но не верит в «победу над…». Этот мир несправедлив и никогда не станет лучше. Потому что человек слаб. Люди обречены на страдания не волей Богов, а другими людьми.

В центре внимания — семейка авантюристов: отец Ки-тхэк, мать Чхун-сук, дочь Ки-джон и сын Ки-у. Сколько бы они ни старались выйти в люди, вырваться из-за черты бедности, все их попытки поймать удачу за хвост заканчиваются фиаско.

Классовое расслоение в Южной Корее — пропасть шире Гранд-Каньона и глубже Марианской впадины. Перескочить из грязи в князи — сюжет научно-фантастического фильма. Однако прихотью судьбы Ки-у все-таки устраивается на работу репетитором английского языка к дочке нуворишей.

Скоро предприимчивый юноша перетащит в дом наивных буржуа (ведь деньги рано или поздно лишают их обладателя прозорливости) всех родственников. Правда, не сообщив хозяевам главного, что новая гувернантка, а также домоправительница и шофер — совсем не чужие друг другу люди.

Режиссер словно нарочно отсылает нас к прошлогоднему триумфатору Канн Хирокадзу Корээде. «Паразиты» смотрятся неполиткорректным и остроумным зеркальным отражением «Магазинных воришек», напротив, воспевавших такие человеческие качества, как чуткость и сострадание. Несчастье сближало случайно оказавшихся на дне общества персонажей. В ленте корейца связанные узами крови притворяются незнакомцами. И движет ими отнюдь не благородство, а банальная жажда наживы.

«Паразиты» диагностируют ничтожество, но не врачуют. Как и у близких по духу Луиса Бунюэля, Михаэля Ханеке, Йоргоса Лантимоса, фильм лишен какой бы то ни было дидактики. Жизнь — смертельная болезнь, передающаяся половым путем. Любые нравоучения — не более чем паллиатив. Любая мораль — ложь.

И хоть в интервью автор утверждает, что его герои существуют в серой зоне, они не однозначные чудовища, а заложники системы. Чувствуется, насколько ему, как и Гюставу Флоберу, равно омерзительны все: и буржуа, и пролетариат, и паразиты, и их жертвы. Тем паче, какая именно из двух семей села на шею другой — не способные совершать даже простейшие бытовые действия сеульские бобо или ушлые и коварные представители социальных низов — решать зрителям.

«Паразитов» можно воспринимать как пасквиль на старый добрый капитализм, но намерения Пон Чжун Хо, разумеется, умнее и потому выше примитивной политической пропаганды. Он прекрасно отдает себе отчет, что любое устройство государственной власти — от беспринципного компрадорского подхода «купил-продал» до социально ориентированной модели, в которой элита в ответе за тех, кого приручила, — несовершенно. Счастье одних стоит несчастья многих. Иногда они меняются местами, иногда чаша весов колеблется. Но никогда не находится в равновесии.

«Паразиты» в российском прокате с 4 июля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад