Кадр из сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» (2025)
Специальная военная операция идет четвертый год, и трудно спорить с теми, кто задает резонный вопрос: где фильмы о ее героях? Почему их так мало? Но есть резон и в словах тех, кто считает, что еще не время. К 84-й годовщине начала Вeликoй Oтeчecтвeннoй вoйны «КиноРепортер» решил зайти с другой стороны и изучил все, что снято на такую важную и такую тяжелую тему, рассмотреть каждый проект по отдельности и сделать выводы.
Почему СВО (пока) не стала одной из главных тем в отечественном кино – вопрос сложный, и ответа на него однозначного нет. Причин много. Одна из главных – отсутствие веры как самих кинематографистов, так и прокатчиков, что зритель на фильмы о специальной военной операции сегодня пойдет.
Исчерпывающе об этом говорит Максим Фадеев – автор «У края бездны», первой документальной ленты об СВО, пробившейся на большие экраны и стриминговые платформы:
«Общество разделилось. Люди хотят смотреть, но работники киноиндустрии и телевидения не понимают, почему фильм так популярен. Крупные кинотеатральные сети отказались фильм брать. Взялся за это прокатчик, для которого это, по сути дела, первый проект. Платформы говорят какие-то глупости: «Это будут смотреть только мужчины, женщины не смотрят», «Это вообще никому не интересно», «Нашим зрителям интересен только развлекательный контент». А их рейтинги говорят совсем другое».
Впрочем, в любом жанре самым важным, основополагающим, всегда был и будет сценарий. И чтобы написать то, что действительно станет событием, надо через ужас войны пройти. И в этом смысле сложно не согласиться с другим режиссером-документалистом, снимающим в зоне боевых действий, Климом Поплавским:
«Все архитекторы будущих монументов победы, все художники, писатели, поэты, режиссеры и актеры будущих фильмов об СВО – они все там. Вообще, сейчас такое документальное кино снимается, что не уверен – смог бы сделать художественное кино, сопоставимое по уровню».
И эти слова отчасти оправдывают киносообщество, которое обвиняют в том, что оно делает вид, будто ничего не происходит. К тому же есть мнение, которое согласуется со словами обоих документалистов.
«Запрос на такое кино есть. Понятно, что это тема, которая сегодня волнует всех. Самая важная тема для нашей страны, для нашего народа. Но очень не хочется, чтобы на этом фоне появились какие-то быстро сляпанные поделки, которые будут псевдопатриотическими и к тому же низкого художественного качества. Такая опасность присутствует», – считает генеральный директор «Мосфильма» режиссер и продюсер Карен Шахназаров.
Мы все же добавим еще один аргумент: весь ужас того, что творилось и творится в Донбассе, требует определенной рефлексии. Его необходимо осмыслить, пережить… И, в конце концов, довести до точки, чтобы у СВО было свое «Иди и смотри». Впрочем, картины обо всем этом снимаются – и документальные, и игровые.
Официально первым российским художественным фильмом про специальную военную операцию считается «Свидетель» Давида Дадунашвили, вышедший на экраны в августе 2023 года. Фильм снят в сжатые сроки (съемки стартовали в конце осени 2022-го), его центральный герой – скрипач-виртуоз из Бельгии (Карэн Бадалов), которому не посчастливилось заехать в гости к украинскому олигарху накануне начала СВО.
И далее вокруг него – как бы человека со стороны, беспристрастного наблюдателя, – разыгрываются этюды по мотивам сюжетов, наполнявших новостную повестку весной 2022 года: раздача оружия всем подряд на улицах Киева, кромешный беспредел повсюду, потоки беженцев. Плюс сцена, где солирует актер Александр Дьяченко в роли командира батальона «Азов» (террористическая организация, запрещенная в России, – КР).
Комбат отчитывает маленького мальчика Мишу за имя и вопиющую неосведомленность в вопросах государственной языковой политики, решительно опровергает обвинения в приверженности нацистским идеям, тут же цитирует Гитлера, запевает казацкий гимн, а также харизматично злобствует на разные лады. Все это на фоне разбросанных иностранных пушек и угрюмо жующих цибулю азовцев.
Заканчивается все тем, что нацисты устраивают циничную провокацию, подставляя под удар мирных жителей. Как это было в апреле 2022-го в Краматорске. В целом зрелище идеологически безупречно выверенное, но, как ни крути, удручающее. В прокате в свое время фильм собрал чуть больше 14 млн рублей при бюджете 200 млн.
Почти за год до «Свидетеля», 5 октября 2022 года, в социальной сети ЯRUS (да, была такая) состоялась премьера неофициально первого фильма – экшена Андрея Щербинина «Лучшие в аду». Почему неофициально? Потому что, строго говоря, это фильм не про СВО, а про нарочито условную вооруженную конфронтацию между «белыми» и «желтыми». Где «белые» – это ЧВК «Вагнер», а «желтые» туманно обозначены как «противник».
Спродюсировал ленту Евгений Пригожин, который среди прочего владел Aurum Production, специализировавшейся на «кино о русских героях, простых мужиках, которые с достоинством проходят все выпавшие на их судьбу испытания, сохраняя человечность и силу духа». За несколько лет своей деятельности студия выпустила 9 фильмов. В том числе «Солнцепек» (2021) – предельно (кто-то скажет: чрезмерно) реалистичная реконструкция событий 2014 года, а именно кровавого хаоса, разверзнувшегося в Донбассе после победы киевского майдана и волеизъявления жителей восточных областей об отделении.
Но «Лучшие в аду» оказались в итоге рекламой службы по контракту в ЧВК и одновременно учебным видеопособием по военному делу – в формате экранизации компьютерной игры в жанре тактического шутера. При этом и как реклама, и как учебное видеопособие, и как экранизация игры «Лучшие в аду» работают превосходно.
Например, разыгрывается маленький эпизод большого противостояния. Одной группе «белых» бойцов дается приказ: захватить такое-то здание, занятое «желтыми». «Желтые» должны атаку отбить. При желании можно квалифицировать это как завязку сюжета, которого как такового нет. Однако цель фильма – не рассказать историю, а показать, как устроена современная война. Солдаты бегают и стреляют, танки тоже стреляют, сверху кружат коптеры, самолеты сбрасывают бомбы, артиллерия прикрывает огнем пехоту и параллельно ведет контрбатарейную борьбу, в штабах отдают приказы командиры.
Со стороны все это походит на какую-то жуткую неразбериху. Однако вот Алексей Кравченко встает на фоне большой карты и спокойно разъясняет, что в действительности все эти люди – штурмовики, танкисты, артиллеристы, пилоты, командиры – действуют как единый отлаженный механизм. В таком разрезе боестолкновение предстает даже не как напряженная шахматная партия (это избитое сравнение, конечно, тоже напрашивается), а как схватка двух громадных машин из фантастического кино типа Грендайзер против Вольтрона.
Несмотря на всю условность, без труда считывается (и на всякий случай вслух проговаривается), что это не фантастика, а наглядная иллюстрация к сводкам из зоны боевых действий. Подобные эпизоды в реальности имеют место постоянно, и всякий раз, когда в СМИ сообщают, что российские войска освободили очередной населенный пункт, за этими сухими словами стоит примерно то, что показали в фильме «Лучшие в аду».
Словом, картина получилась специфическая, в некотором роде даже экспериментальная, заведомо не рассчитанная на широкого зрителя. Что не помешало ей собрать миллионы просмотров только на общедоступных ресурсах.
Первым же действительно крупномасштабным художественным кинопроизведением, которое создавалось с прицелом на максимальный охват аудитории, можно считать телефильм Андрея Симонова «20/22», первая серия которого вышла в эфир Первого канала 23 февраля 2024 года. Здесь уже равнозначных первостепенных сюжетных линий целых три, меж собой туго переплетенных.
В одной политически сознательный студент журфака (Аристарх Венес) вскоре после 24 февраля 2022-го едет в Донбасс, где его старший брат уже служит в составе легендарного батальона «Сомали». Чтобы в тот же батальон вступить, в первом же бою впасть в ступор, подставив соратников, но потом собрать волю в кулак и в конце концов проявить себя героически.
Во второй – возлюбленная вышеупомянутого студента (его сокурсница по совместительству и, напротив, исключительно неправильных взглядов) бросается за ним вдогонку, движимая искренними глубокими чувствами, за компанию с дружком-воздыхателем. Попав в самое пекло СВО и встретившись лицом к лицу со всеми ужасами, что там творятся, они оба, естественно, взгляды свои кардинально меняют.
Наконец, командир «Азова», сыгранный Дмитрием Богданом, хотя поначалу и кажется обыкновенным отмороженным психопатом, но постепенно, глядя на своих однополчан, внезапно тоже немного прозревает. Злодеем от этого быть не перестает, но обретает зримую выпуклость, что для пропагандистского кино вполне себе значимое достижение.
Помимо того, у «20/22» достаточно объективных удач, чтобы претендовать на статус зрительского хита. Здесь и эффектные батальные сцены, и компетентная драматургия, и талантливые исполнители на всех уровнях. Взять, например, небольшой, но совершенно феерический сольный перформанс Александра Лыкова. Плюс задействованные в касте непосредственные участники событий Павел Чуприн, Семен Пегов, Ринат Есеналиев в кадре держатся на редкость органично. Притом что они вовсе не на камео заглянули на правах почетных гостей, а отыгрывают полноценные роли.
Фильм собрал неплохие рейтинги: доля 2,5% и 5-е место среди наиболее популярных программ на неделе, по данным Mediascope (аудитория – граждане от 18 до 54 лет в городах с населением от 100 тыс. жителей). Это значит, что посмотрели этот сериал свыше 3,5 млн. Причем посчитаны только те, кто соответствует вышеуказанным параметрам.
Звучит внушительно, но много это или мало, судить трудно с учетом того, что к потреблению ТВ-контента люди подходят по-разному. Совсем другое дело – кинопрокат. Тут человек осознанно выделяет какое-то время и отдает свои деньги за то, чтобы посмотреть тот или иной продукт. Соответственно, и данные по сборам свидетельствуют уже о чем-то более определенном.
Так, второй полнометражный фильм о конфликте в Донбассе – драма Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир» – это экранизация романа Александра Проханова «Убийство городов». Если точнее, половины романа. Если еще точнее, экранизация романа внутри романа. В фильме главный герой – молодой писатель Николай Рябинин, сыгранный Антоном Шагиным, отправляется в 2014 году в Донбасс с целью разыскать добровольно вступившего в ополчение и пропавшего без вести брата. Он изначально воспринимает события «Русской весны» через призму известных западнических пропагандистских нарративов, но в итоге опять-таки прозревает.
И хотя «Позывной «Пассажир», выпущенный 14 марта 2024 года, во многом повторяет сериал «20/22», сам по себе фильм (да, достаточно скромный, без особого размаха) получился более чем просто приличный. Сергей Горобченко в роли подлеца Жилы очень хорош, например. Не говоря уж о блистательной работе Антона Шагина.
И все же 131 млн рублей сборов при затратах в 351 млн – не лучший результат. Что помешало сборам – вопрос сложный. Возможно, просто недостаток рекламы. Однако, вероятно, не в последнюю очередь поэтому и не появляется с тех пор (пока) на больших экранах ничего на тему российско-украинского конфликта.
Между тем на онлайн-платформах и ТВ только за первые два месяца 2025 года успели выйти два сериала. Прямо в новогодние каникулы здорово прогремела музыкальная мелодрама Александра Карпиловского «Ландыши. Такая нежная любовь», став в одночасье предметом всеобщего обожания.
К настоящему моменту «Ландыши» прочно обосновались в первой сотне лучших сериалов по версии «Кинопоиска» с рейтингом 8,3. Так что с уверенностью можно утверждать, что «Ландыши» – первое кинематографическое художественное произведение, непосредственно затрагивающее тему СВО, которое обрело статус народного хита.
Правда, тема СВО в нем не определяющая. Сериал начинается с того, что воспитанная вдали от Родины юная вздорная мажорка (Ника Здорик) попадает в российскую глухомань, где в силу определенных обстоятельств выходит замуж по расчету за простого русского танкиста (Сергей Городничий). И далее претерпевает внутреннюю трансформацию.
По форме же «Ландыши» мало чем отличаются от других телевизионных мелодрам, разве что присутствуют оригинальные вокально-хореографические номера. Однако ни в коем случае не стоит это считать за недостатки. Напротив, в том числе потому сериал и стал народным хитом, что он будто бы такой – нарочито простой, всем доступный, оперирующий прямолинейными, зато исключительно беспроигрышными проверенными ходами.
Что касается темы СВО, то 24 февраля 2022 года в контексте драматургии становится фактором в духе deus ex machina (лат. «бог из машины», драматургический прием античного театра, – КР), разрешающим все коллизии: он и подталкивает главную героиню к завершению положительной трансформации, и одновременно с этим подводит к окончательному выявлению истинных негодяев, к отделению добра от зла.
Так вчерашняя избалованная эгоистка перевоплощается в верную жену и боевую подругу, агрессивные гопники оказываются нормальными пацанами, а ушлые миллиардеры получают по заслугам. И это, возможно, единственный в истории случай, когда нарочитая развязка ничуть не кажется неправдоподобной. Потому как три года назад нечто подобное все своими глазами наблюдали повсеместно. Жаль только, что в жизни отделение добра от зла не осуществляется одномоментно, волшебным образом, а протекает перманентно и с переменными успехами.
В феврале 2025 года пост у «Ландышей» принял сериал Олега Лукичева «Ополченский романс». Оценен он был не менее высоко, но бешеной популярности не снискал: средняя оценка на «Кинопоиске» – те же 8,3 балла, но самих оценок в разы меньше. Однако если судить по телевизионным рейтингам, картина вырисовывается иная: доля 2,9% у «Ополченского романса» и 2,4% у «Ландышей» (по данным Mediascope, аудитория – население в возрасте от 4 лет и старше, вся Россия). Притом что обе телепремьеры прошли с разницей в один день – 24 и 23 февраля соответственно. Правда, на разных каналах.
«Ополченский романс» основан на одноименном сборнике рассказов Захара Прилепина. В них на переднем плане фигурируют комбат Лесенцов, командир отделения Вострицкий, бойцы с позывными Скрип, Дак, Худой, Лютик, Абрек. Плюс редактор провинциальной газеты Суворов, который в одном из рассказов добровольно вызывается сопровождать гуманитарный груз и неожиданно для себя переквалифицируется в благородного контрабандиста.
В общем, такая сермяжная фронтовая проза по мотивам собственного боевого и околобоевого опыта, рубящая суровую правду-матку с плеча. Но не без образности: «В Донбасс Вострицкий ехал от легкости жизни и еще оттого, что мироздание, казалось, окосело, скривилось, съехало на бок, а этого он не любил». Сериал тексту литературного источника следует почти дословно. Выполнена адаптация оригиналу под стать, по незыблемым, проверенным стандартам канала НТВ.
И все же обращает на себя внимание одно существенное отличие, касающееся упомянутого Суворова. Волею сценаристов он превратился в политически несознательного, исключительно неправильных взглядов, очень нехорошего человека. Который ввязывается в логистический квест, имея коварный умысел: накропать по итогам тенденциозный репортаж, продать его западному изданию и затем эмигрировать.
Но, разумеется, в процессе он прозреет и перевоспитается. Вдобавок эффект дежавю еще больше усиливается присутствием знакомых лиц: Антон Шагин, Виталий Кищенко и Владимир Стеклов перекочевали сюда прямиком из ансамбля «Позывного «Пассажир», а боевой товарищ Прилепина Ринат Есеналиев – из «20/22».
Мотив прозрения и перевоспитания в том или ином виде наличествует практически в каждом фильме на тему СВО. Да и в принципе много в чем они все между собой схожи. В том, например, что неизбежно несут в себе некоторый элемент художественной неправды. Это ни разу не упрек, просто иначе быть не может. Потому что между авторами (режиссерами, сценаристами, актерами и так далее) произведений об СВО и самим конфликтом в силу объективных обстоятельств существует разрыв. Как минимум географический. Но, конечно, не только.
Лучше всего этот разрыв виден в сравнении с документальными работами на ту же тему. «Я иду домой» Владислава Рыткова или «У края бездны» Максима Фадеева обладают мощнейшей силой воздействия. Сразу напрашивается возражение: это же все-таки документальное кино. Более того, названные фильмы являются поистине выдающимися, без преувеличения прорывными достижениями современной мировой документалистики. Визуально совершенными, беспощадно обнажающими шокирующие для неподготовленного зрителя истины. А речь все-таки о художественном кинематографе.
И все же бывает так, что никакого разрыва нет, ни географического, ни какого-либо еще. Это как раз случай независимой компании «Террикон Продакшн», которая базируется на территории новых регионов и прямо там снимает кино. Как документальное, так и игровое.
Первым игровым проектом компании стал веб-сериал Владимира Аграновича «Мобилизация» о том, как донецкий журналист после объявления в ДНР мобилизации (за 5 дней до начала спецоперации) прячется от призыва в своей квартире и болезненно рефлексирует. Все это, конечно, слегка отдает самодеятельностью, зато предельно честно. Проливает, в частности, свет на то, какие настроения царили среди мирного населения республик накануне, в момент и после их признания. Для многих наверняка будет открытием.
«Мобилизация» транслировалась на бесплатных интернет-площадках весной 2023 года, а осенью 2024-го компания выпустила снятый тем же Аграновичем сериал «Резервисты». И здесь уже ни о какой самодеятельности речи нет. Это без всяких скидок на независимость и более чем скромный бюджет (15 млн рублей) высокого по любым меркам уровня военная драма. Наподобие тех же «Братьев по оружию» на HBO с бюджетом $125 млн. Но начисто лишенная наносного пафоса и заезженных штампов.
Вместе с тем «Резервисты» не избегают традиционных конвенций жанра и предлагают все то, чего зритель обычно ждет от хорошей военной драмы. Волевые, объемные и запоминающиеся характеры, захватывающие и зрелищные батальные сцены, концентрированный саспенс (сцена с разоблачением украинских диверсантов заставляет вспомнить кульминацию из легендарного «В августе 44-го») и рвущие душу в клочья трагические перипетии – в грамотно просчитанных пропорциях и в компетентном исполнении.
Все это делает сериал со всех сторон отличным и вне контекста. А с его учетом он в идеале должен стать эталоном и примером для подражания. Но пока почему-то тихо лежит себе в арсеналах пары онлайн-платформ, не привлекая сколько-нибудь ощутимого интереса.
Тем временем уже началась работа над экшен-драмой на основе дерзкой и изобретательной операции российских военных, прорвавшихся в оккупированную ВСУ Суджу по газовой трубе. Совместный проект под рабочим названием «Поток» анонсировали по горячим следам компании «Пиманов и партнеры» («Крым», «Одиннадцать молчаливых мужчин») и ID Production («Чувства Анны», «Дорогая, я больше не перезвоню»).
Официальный синопсис будущего фильма в общих чертах повторяет то, что уже сообщалось в новостях: отряд российских солдат осуществляет отчаянную миссию по проникновению в контролируемый противником город через заброшенный газопровод. И далее «столкнувшись с непреодолимыми препятствиями и личными демонами, они становятся легендой, доказав, что истинный героизм живет в сердцах тех, кто готов пожертвовать всем».
Что получится, пока сказать сложно, но уже то, что за историю уникальной операции взялись всего через несколько дней после того, как новости о ней облетели мир, впечатляет!
Встречи с такими людьми, как Светлана Крючкова, – то, за что стоит любить профессию киножурналиста. В своем мастер-классе народная артистка…
25 июня на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко впервые представят культовую оперу Гаэтано Доницетти «Анна Болейн»,…
Полвека назад «Челюсти» стали первым в истории полноценным блокбастером, заодно отбив у миллионов людей охоту соваться в воду (даже пресную).…
Эксцентричный магнат после очередного покушения на свою жизнь приглашает в гости родную (или нет) дочь, которую не видел много лет…
Советская и российская актриса театра и кино и народная артистка РСФСР Валентина Талызина умерла на 91-м году жизни. Об этом сообщили…
В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» неожиданное пополнение – к труппе в скором времени примкнет актер, режиссер и заслуженный артист РФ…