Встречи с такими людьми, как Светлана Крючкова, – то, за что стоит любить профессию киножурналиста. В своем мастер-классе народная артистка РФ не только призналась в любви к Санкт-Петербургу и родному языку, но и объяснила нам, как выбирать проекты и работать над ролью и что нужно, чтобы понимать и правильно читать стихи. И многое станет для вас сюрпризом.
Полтора года назад на ММКФ вам вручили специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского». А когда к вам впервые пришло это чувство: «О, кажется, начинает получаться»?
— Да я считаю, что до сих пор никаких вершин не покорила! Знаю лишь, что крепка в своей профессии, – есть то, что называют ремеслом. И конечно, большую роль в этом сыграли режиссеры, с которыми я работала: в театре – Васильев, Виктюк, Ефремов, Товстоногов, Эфрос, в кино – Коренев, Марягин, Масленников, Мельников, Михалков… Надо сказать, что, когда я стала сниматься у Никиты Сергеевича Михалкова, произошел такой сильный сдвиг – я впервые начала понимать, что такое профессия киноактера. До встречи с ним я чувствовала страшный зажим перед камерой – особенно, когда хлопают перед самым лицом, – и Никита помог мне от него избавиться. А еще он придавал большое значение импровизации, и благодаря ему я такой огромный скачок вперед сделала – не на ступеньку, а на два марша вперед! Но сказать, что я достигла вершин?.. Приступая к роли, я до сих пор не знаю, какой она получится. Надо работать!.. Эта статуэтка у меня каждый день перед глазами – стоит в кабинете. Мне очень приятно! Я за нее гирлянду положила – и она вся светится.
В 1975-м вы оставили Москву и МХАТ и переехали в Ленинград, став актрисой БДТ, где служите по сей день. Московская и питерская театральные школы различаются?
— Сразу скажу, что переехала не ради Большого драматического, а по любви – к кинооператору Юрию Векслеру (выдающийся оператор, муж Светланы Николаевны с 1978-го по 1991-й, – КР). Но так судьба распорядилась, что спустя два месяца меня пригласили в БДТ. Там в спектакле Сергея Юрского была роль 16-летней некрасивой девочки, а мне было уже 26, и до этого я играла любовницу, ревновала, обнималась, раздевалась и так далее… Утвердить меня – это был очень смелый шаг для Георгия Александровича Товстоногова как худрука театра. А различия?.. В основе нашей работы все равно лежит система Станиславского. Это одна и та же русская психологическая школа, где абсолютно все имеет внутреннее обоснование – любое движение, поступок, фраза и так далее.
Каково было полтора десятилетия работать с великим Товстоноговым?
— Замечательно! Он всегда четко знал, что ты можешь, и последовательно расширял твой диапазон, никогда не назначая на похожие роли. Я играла 16-летнюю девочку, потом сразу же маленькую роль 36-летней старой девы в азербайджанской пьесе, а затем заглавную роль в финской пьесе «Молодая хозяйка Нискавуори» и красавицу Аксинью в «Тихом Доне»… Представляете, какой разброс? И надо сказать, я никогда не боялась играть с великими артистами. Не боялась, что рядом с ними буду выглядеть хуже. Тянулась за ними, как в балете – тянешь ногу до предела, а завтра поднимаешь еще выше. Я училась, смотрела, как они работают, что они делают. Но я и сейчас не все еще знаю. Да что там – даже про себя не до конца все понимаю. Вот у меня такая роль в спектакле по пьесе Генрика Ибсена «Привидения» в БДТ – это вообще не я: никогда бы так себя не повела, таких бы поступков не совершила. Но это-то и интересно! Я все время ищу.
Когда читал «Похороните меня за плинтусом», думал, что не представляю, кто возьмется за роль бабушки. Какая смелость нужна! А после фильма уже и не представляю, кто бы еще ее сыграл так, как вы. Сразу согласились сниматься?
— Сразу! Знаете, когда я работаю с любимым режиссером, то иду за ним и стараюсь выполнить стопроцентно то, о чем он меня просит. И это единственное правильное поведение актера: только так ты можешь что-то новое в себе открыть. Хороший режиссер видит что-то, что от тебя скрыто. В 2006 году у меня была клиническая смерть, но я осталась жива. И я перестала бояться, поняла, что можно уйти в любой момент и не успеть раскрыться. Не надо думать о том, как ты будешь выглядеть, – иди и делай то, что режиссер просит. Тут нужна абсолютная свобода – внутренняя, актерская. И на съемках «Похороните меня за плинтусом» я делала то, что просил Сергей Олегович Снежкин, не думая о том, что получится.
Говорят, в театре всегда можно что-то поправить, переиграть, а кино – застывшее искусство, как вышло, так вышло, и уже ничего не изменить…
— В театре просто процесс постижения роли длиннее немножко. Хотя вот Никита Сергеевич, кстати, работает как в театре: не как обычно бывает – «выучил текст, вышел и сыграл». До начала съемок в «Родне» я ездила в Москву на встречи с Нонной Викторовной Мордюковой — Михалков с нами репетировал, чтобы между нами возникли те отношения, которые ему были нужны между матерью и дочерью в фильме. И он работал с нами именно как театральный режиссер. Репетировать начали в июне, а снимать – по-моему, в конце августа или начале сентября. То есть подготовка была довольно долгой, но это и замечательно! В театре тоже можно пробовать, постепенно приближаясь к персонажу все ближе и ближе. Но когда зерно роли кристаллизуется – это как балет, там ничего нельзя менять, все должно быть так, как установлено режиссером и найдено вами. В кино режиссер может снимать отдельно одного актера, другого. А в театре очень важна ансамблевость: артисты должны быть максимально деликатны и чутки друг к другу. Этим силен был, кстати, театр Товстоногова…
Театр как таковой меняется?
— Безусловно, но главное – незыблемо. Вот сейчас я работаю с Романом Михайловичем Мархолиа. Мы уже 20 лет с ним знакомы и делаем в БДТ третий спектакль. И для него тоже на первом месте – ансамбль. Не то, что артистка вышла на сцену и – «смотрите на меня, у меня сейчас монолог». Ничего подобного! Мы должны звучать в унисон, работать на общую мысль.
Выходит, театр сложнее кино?
— Конечно! В кино достаточно почувствовать – и тебя зафиксирует камера. В театре ты должен почувствовать, понять, как это донести, и иметь в виду, что с галерки выражение твоего лица не видно. Там другие выразительные средства, тебя должны понимать на третьем ярусе. Это серьезная профессия, и я категорически против, когда кто ни попадя выходит на сцену! Это все равно что хирург будет смотреть на то, как аппендицит режут в районе горла. Я просто говорю: «Спасибо, мне все понятно, я пошла!»
В июне прошлого года вы приезжали в Москву на юбилейные гастроли с бенефисными спектаклями БДТ – «Игрок» и «Жизнь впереди» в постановке Мархолиа. Каково было вновь выйти на сцену, на которой вы начинали?
— Ну, по сцене МХАТа им. Горького, где мы гастролировали, я ходила в какой-то маленькой роли, уже не помню даже в какой… Для меня родная сцена – та, что в Камергерском переулке. А вообще, поразительно, как судьба распоряжается: первую свою большую роль я сыграла не в Москве, а в Петербурге (тогда Ленинграде) на сцене Александринского театра (тогда Театра им. Пушкина). МХАТ приехал в Ленинград с гастролями на целый месяц, и 6 июня, в день рождения Пушкина, они открывались спектаклем «Последние дни», где я играла Александрину Гончарову. Представляете, как судьба вела меня в этот город? Вот такие бывают совершенно мистические вещи! Я тогда думать не думала, что это будет мой город, где у меня наконец появится свой дом. У меня же с тех пор, как после школы уехала от родителей, не было крыши над головой. Я живу в самом центре, прямо на Фонтанке, в минуте от Большого драматического театра, и здесь все наполнено историей, конечно.
За что вы любите Питер?
— Этот город имеет свою особую ауру, надо ее только почувствовать. Москвичи не могут долго оставаться в Петербурге, а меня он за 47 лет сделал другой. Ушла суета, я стала работать медленно и глубоко, заниматься русской поэзией, делать свои программы. И теперь у меня книжных премий, может быть, даже не меньше, чем кинематографических. Есть, например, очень дорогая для меня литературная премия имени Марины Цветаевой. Ее раз в два года вручают выдающимся экскурсоводам и литературоведам. В прошлом году на сцене Эрмитажа главный художник БДТ вручил мне премию книгоиздателей «Книжный червь» с формулировкой «Воплощенная поэзия». В Петербурге живет Ирма Викторовна Кудрова, которая всю жизнь изучает жизнь и творчество Марины Цветаевой, она автор и составитель многих книг и сборников. И я с ней напрямую работала, у меня четыре программы по Цветаевой. Здесь у нас Музей-квартира Анны Ахматовой, и 5 марта, в день ее памяти, и 23 июня, в день ее рождения, я всегда там читаю стихи Анны Андреевны. Всегда! И там тоже специалисты, с которыми я работаю. В общем, тут живут уникальные люди!
В апреле в Кремлевском дворце прошел спектакль «Любви небесный образ», где вместе с вами выступил Праздничный мужской хор Данилова монастыря, и звучали стихи Ахматовой, Есенина, Тютчева…
— Надо сказать, что это первая подобная проба в моей жизни. Я всегда стою на сцене одна, в крайнем случае с моим сыном – гитаристом, лауреатом международных конкурсов. Потому что гитара – очень деликатный инструмент, она может звучать фоном. Но вот предложили сделать такой вечер и произнесли слово «любовь». Я говорю: «Бабушке 72 года, а вы про любовь! Давайте говорить о любви материнской, любви к Родине». Я люблю Россию, очень люблю русский язык. Мне обязательно надо слышать хорошую русскую речь, читать хорошую литературу на русском языке и хорошую поэзию. И вот мы решили рискнуть… Я читала стихи под духовные песнопения и песни разных лет – например, «Гляжу в озера синие…»
У вас вообще с Ахматовой особые отношения. Вы же ее дважды играли – в мини-сериале «Луна в зените» и в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину». Что в образе Анны Андреевны было для вас ключевым?
— Не знаю! Потому что здесь очень большую роль играют интуиция и жизненный опыт. Некоторые начинают хватать Ахматову и Цветаеву и читать их поздние стихи, не пережив толком ничего. Я убеждена, чтобы что-то об этом понять, надо потерять кого-то из близких, познать трудное материнство, узнать, что такое предательство, голод, нищета… Боже мой, Цветаева, уезжая в Россию, строила (как она это называла) пальто целый год, потому что там оно не нужно, а здесь холодно. А Ахматова? Когда у нее в 1946 году отобрали медикаменты, дрова, жилплощадь, все абсолютно – это надо это все прожить… Я смеюсь: «У меня в «Сентиментальном путешествии на Родину» минута славы». Я там реально в кадре минуту или полторы, но это был своего рода сигнал, что я могу приблизиться к Ахматовой. И через два месяца меня позвал в «Луну в зените» Дмитрий Томашпольский. Я сначала отказалась, но он успокоил, что это роль не самой Ахматовой, а артистки, которая как бы у нас на глазах читает ее стихи и проживает ее жизнь. Я взяла сценарий, прочитала буквально первые 15 страниц, позвонила и сказала: «Я буду играть».
Но вы читаете и других поэтов. У вас ко всем такой подход?
— Я выхожу на сцену читать только тех поэтов, в которых я что-то поняла, чего не видят другие люди, как правило. Ну, вот недавно у меня был вечер Мандельштама, и ко мне подошла интеллигентная женщина, ленинградка: «Как он открылся мне – совсем с другой стороны!» Вот для этого и выхожу – чтобы открыть поэта, чтобы обнажить его суть, а не чтобы демонстрировать, как я гениально его читаю. Мне одна журналистка задала вопрос: «А почему вы не читаете современных поэтов?» Я говорю: «Дай Бог мне разобраться с теми немногими, кого я люблю». Там я каждый раз так глубоко ныряю, что это и меня углубляет, делает объемнее, мой внутренний мир приближает к космическому.
Вы в последние годы не так часто снимаетесь. Не предлагают или отказываетесь?
— Я постоянно отказываюсь от ролей, потому что играть дежурных бабушек мне абсолютно неинтересно. Вы знаете, какая самая тяжелая была для меня роль? В «Старых клячах» (комедия Эльдара Рязанова 2000 года, – КР). Потому что я никогда не играла быт. Я играю бытие. А вот играть «Мариванну» – это я делаю очень плохо. Все просто, но я не такая. Это многих смущает – тех, кто не желает видеть людей такими, какие они есть. Согласно стереотипам, я большая, круглая, а значит, дура. А я всегда говорила: «Большая и круглая сидит и читает, а худенькая бегает и на тренажере педали крутит». (Смеется.) У меня внешность такая простая, и мне в кино начинают что-то такое предлагать. Например, роль деревенской бабы, а я в деревне была раза три и вообще про этих людей ничего не понимаю. Это будет штамп, срисованное видение какой-то роли, техники, как надо играть деревенского. А что касается глубокого русского характера, я могу вытащить то, что другим не под силу.
Ну вы же сами говорили, что от режиссера многое зависит…
— Это правда. Спрашиваю как-то у режиссера: «Что мы делаем в этом кадре?» А он мне: «Ну… вы тут выходите и говорите этот текст». И зачем мне с ним работать? То ли дело Михалков! Звонит однажды: «Ну, что, мать, приедешь? Сыграешь у меня роль девственницы». Я говорю: «Никита, ты с ума сошел? Я дважды замужем, у меня дети…» Он говорит: «В тебе столько наивного и детского, что у тебя это все получится». (Смеется.) И дал мне роль Моховой в «Утомленных солнцем». Конечно, мне интересно в 43 года играть такую вот Мохову. А когда неинтересно – зачем? Мне уже слава не нужна, портить список своих ролей и репутацию не хочу.
Как реагируете на неприятие ваших позиций, вашей работы?
— Всегда надо быть готовой к тому, что обязательно найдутся люди, которые буду гадости говорить, и на это не надо обращать внимание. Надо ориентироваться на кого-то конкретного. Когда выхожу на сцену читать, всегда думаю: «А если бы сейчас в зале сидел Георгий Александрович Товстоногов, что бы он сказал?» И знаю одно: он бы убил меня за то, что я себя веду так же, как все себя сейчас ведут, – много говорю о себе. И вот сейчас я говорю много о себе, а раньше это было не принято. Но, к сожалению, такие реалии сегодня: если ты сам не расскажешь, то о тебе не узнают, забудут, не поймут.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…