Кино

Экологичные киносъемки: Реальность или утопия?

Не секрет, что производство фильмов и сериалов – не самое дружелюбное к окружающей среде мероприятие. Не только в XXI веке, но и в незапамятные времена. На площадке «Унесенных ветром» (1939) сжигали старые декорации, освобождая место для новых и сгущая смог над Лос-Анджелесом. На съемках «Моста через реку Квай» (1957) срубили больше тысячи деревьев в джунглях Таиланда. Работа Вернера Херцога над «Фицкарральдо» (1982) бросила вызов человеческим возможностям, однако подъем 300-тонного парохода на гору нарушил хрупкую экосистему тропического леса в Перу. Из-за вмешательства в тайскую флору и фауну при создании «Пляжа» (2000) и последующего притока туристов были уничтожены коралловые рифы, из-за чего продюсерам и Лео ДиКаприо, ныне – страстному защитнику экологии, на 10 лет запретили въезд в страну.

И подобных примеров – пруд пруди. Из относительно недавних – скандал на съемках сериала Amazon «Властелин колец: Кольца власти», обернувшихся кошмарными последствиями для природы Новой Зеландии. Грандиозные декорации конструировали из полистирола, листья – из полиэстера, почву – из пластика, а когда съемки завершились, их разобрали и без переработки выкинули на свалку. Всего вывезли более 350 тонн отходов и около 13 тыс. кубометров мусора – по суммарному объему примерно 4,5 бассейна олимпийского формата. К тому же на съемках произвели 14 тыс. тонн углекислого газа, а 5 раз больше, чем остается от среднестатистического голливудского блокбастера. Анонимные члены команды рассказали, что правительство Новой Зеландии закрывало глаза на пагубное влияние производства на экологию, зато выгодная система рибейтов в регионе притягивала кинематографистов, которые для галочки пропагандировали вегетарианское питание раз в неделю.

«Властелин колец: Кольца власти» (2022 – …)

Естественно, избранные звезды пытались протестовать и вносить посильный вклад в поддержание экологического равновесия. Сводилось это, как правило, к точечным акциям – вроде флешмоба #янесмогу, в 2015-м запущенного российскими селебрити с целью защиты прав животных, запуска персональных брендов с отказом от материалов животного происхождения (скажем, Hiraeth Руни Мары) или появления на дорожках в нарядах из переработанного сырья. Конечно, сознательные знаменитости и в прошлом веке боролись за сохранение окружающей среды и просвещение на сей счет граждан, однако редкие инициативы касались кинопроизводства.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2006-м, когда в Британской Колумбии (Канада) по воле Комиссии по кинематографии возник проект Reel Green, призванный расширять экологически устойчивые практики. Посредством стратегического партнерства между киношниками, бизнесом и правительством. Среди разрабатывавшихся мер – сокращение использования бензина и дизельного топлива, акцент на чистой энергии (солнце, вода, ветер), политика отказа от пластиковых бутылок на съемочной площадке, передвижение на электромобилях, а также перевод сценариев и прочих рабочих материалов в электронный вид во имя сворачивания бумажного документооборота.

Благодаря деятельности Reel Green закрутилась экологизация всей канадской киноиндустрии. Vancouver Film Studios заявила о себе как первая студия, которая могла похвастаться нулевым уровнем выбросов углерода. Послы Reel Green начали участвовать в международных тематических форумах, посещая голливудские саммиты и проводя собственные мероприятия для повышения экологической грамотности. В 2016-м в Ванкувере back-to-back снимались небезызвестные «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы» от NBCUniversal. Авторы сотрудничали с некоммерческими и благотворительными организациями, и благодаря их коллаборации было переработано 99% декораций (порядка 288 тонн), которые в ином случае отправились бы на помойку.

«Пятьдесят оттенков свободы» (2018)

В 2021-м по стопам NBCUniversal пошла 21st Century Fox, работавшая над 11 сезоном «Секретных материалов» по принципу устойчивого развития. Сотрудники всех отделов и артисты закупали экологичные товары, перерабатывали отходы, экономили электроэнергию, сокращали расход топлива, остатки еды (около 2500 порций) раздали нуждающимся. В результате удалось избежать 19 тонн углеродных выбросов, обойтись без 126 400 пластиковых бутылок и сделать 20% освещения на протяжении производственного процесса энергоэффективным. В этом участвовала компания Green Spark Group, ратующая за устойчивое развитие в индустрии развлечений. В числе проектов, над которыми она трудилась, – «Аватар: Путь воды», «Фоллаут», «Мандалорец», «Наследники», «Легион», «Внешние сферы». В числе партнеров – Disney, Apple и Amazon.

Медиагигант Джеффа Безоса в 2019-м стал соучредителем инициативы The Climate Pledge, объединившей свыше 560 компаний для адаптации глобального бизнеса к условиям климатического кризиса. Программа максимум – к 2040-му достичь нулевого выброса углерода (в 2024-м 100% электроэнергии, потребляемой Amazon, получили за счет возобновляемых источников). Reel Green здесь – главный вдохновитель, поскольку Британская Колумбия – важная съемочная локация для амазоновских сериалов («Человек в высоком замке», «Загрузка» и так далее). В 2024-м Amazon стал первой студией, внедрившей среди своих сотрудников программу SPEC по обучению и сертификации в области устойчивого производства. Это один из профессиональных стандартов, направленных как на руководителей, так и на рядовых работников в кино-, музыкальной и спортивной медиасфере.

На рубеже 2010-2020-х к зеленым инициативам присоединились ведущие студии: Universal, Walt Disney Pictures, Warner Bros., Columbia и Paramount. Существенным подспорьем для них оказался разработанный американской Гильдией продюсеров Гид по экологичному производству (GPG): исчерпывающее руководство к действию с конкретными мерами для введения на площадке. От информационных табличек до презентаций с нужными памятками. Помимо общих практик, студии, разумеется, прибегали и к собственным методам охраны окружающей среды. В 2018-м 20th Century Fox взялась за экранизацию «Зова предков» Джека Лондона, завербовав на ведущую роль Харрисона Форда и постаравшись ответственно подойти к делу. Во время съемок собрали 4,75 тонн пластика, 1250 порций еды передали бедствующим, энергию генерировали солнечные батареи, а декорации остались на ранчо Sable к услугам прочих кинематографистов.

«Зов предков» (2020)

Disney стремится использовать возобновляемую электроэнергию в парках развлечений, задействовать на отдельных аттракционах (в частности, в «Диснейленде» Гонконга) дождевую воду, изготавливать мерч из переработанных материалов. В 2023-м совместно с Netflix была запущена инициатива «Чистая мобильная энергия», направленная на переход с дизельных генераторов на экологичные виды энергии при кино- и телепроизводстве. Sony эксплуатирует в продвижении соответствующих идей своих персонажей. Еще в 2014-м Человек-паук заделался послом «Часа Земли», а позже экологическим просвещением занялись смурфики, angry birds (объединившиеся с заклятыми врагами – зелеными свиньями) и кролик Питер. Вдобавок индийское подразделение Sony Pictures начало проводить в регионе эко-инициативы, а на съемках «Дожить до рассвета» в Будапеште углеродный след сократился почти на 50 тонн благодаря возобновляемому топливу.

Декарбонизация кинопроизводства – также основа стратегии Netflix: стриминг инвестирует в инфраструктуру электромобилей и солнечных батарей, рассчитывая к 2030-му уменьшить углеродные выбросы вдвое. На всех его последних проектах применялись технологии, позволяющие снизить загрязнение воздуха и расход топлива. Даже на площадке кретинского «Счастливчика Гилмора 2» сцены на поле для гольфа создавались с помощью экологически чистых батарей вместо дизельных генераторов. А вестерн-мелодрама «Каньон Рэнсом» оказалась дебютным детищем Netflix, чья площадка питалась исключительно за счет солнечной энергии, – через особые батареи и аккумуляторы. Подобное происходит и на европейских и канадских локациях стриминга. Попутно процветают безбумажный документооборот и виртуальный локейшн скаутинг – с использованием 3D-технологией, без выезда на места.

«Счастливчик Гилмор 2» (2025)

За минувшее десятилетие зеленое кинопроизводство превратилось в повсеместно распространенную и необходимую практику – с экономической и морально-этической точек зрения. Экологически безопасные методы доминируют на съемках как минимум 30% ведущих кино- и ТВ-проектов, хотя отказ от реальных декораций в пользу виртуального оформления кадра может опечалить сторонников олдскульных способов. Впрочем, речь не столько об отказе, сколько о переходе на эко-декорации с биоразлагаемыми красками и переработанными материалами, так что ручной труд по-прежнему никто не отменяет. Важную роль в процессе стали играть координаторы по устойчивому развитию, рулящие эко-практиками, на которые тратится 1–10% бюджета. Зато эффективное распределение ресурсов, грамотная утилизация отходов и энергосбережение помогают снизить расходы на 5–20%.

В Великобритании за эко-производством следит организация Albert, выдающая собственную сертификацию. Из крупных проектов ее впервые получил блокбастер «1917» (2019), где применялись уже знакомые нам меры: от запрета пластиковых стаканчиков и переработки пищевых отходов до использования военных тренировочных баз, чтобы не тревожить почву рытьем окопов, и даже повторного применения искусственных трупов на других проектах.

Во Франции те же задачи выполняет Ecoprod, разработчик первого в мире калькулятора углеродных выбросов и собственного руководства, в 2012-м представленного в Каннах. В Финляндии аналогом такого руководства служит Ekosetti, сборник практических рекомендаций по повышению экологичности местного производства. Помимо прочего, он развеивает миф о дороговизне эко-съемок и подтверждает, что ответственный подход к устойчивому развитию, напротив, позволяет сэкономить. В Германии, наряду с Францией – лидере экологичного производства, снять фильм без эко-супервайзера невозможно. А обучаются подобные спецы лишь через сертифицированную госпрограмму.

«1917» (2019)

В азиатском регионе распространение принципов эко-съемок происходит медленнее, да и стартовал этот процесс не так давно. Самую простую в реализации меру – отказ от пластика – предпринимало немало компаний, но многие инициативы не вышли за рамки дискуссий. Специалисты заявляли, что главная задача здесь – изменение мышления, а также необходимость скоординированных действий нескольких игроков, влиятельных корпораций, в первую очередь. В Южной Корее еще с 2004 года проводится Сеульский фестиваль эко-кино, участники которого продвигают идеи защиты окружающей среды. Крупные студии постепенно привыкают к экологичному кинопроизводству, включая энергосберегающее освещение и сокращение отходов, преобладание цифровых носителей информации над физическими.

Китай только в последние годы начал активный путь к зеленой энергетике и низкоуглеродной экономике – по словам Си Цзиньпина, достижение углеродной нейтральности планируется аж к 2060-му. Поэтому о широкомасштабных зеленых инициативах в кинематографе речи пока не идет. Раньше других внедрять принципы устойчивого развития принялась Индия, в коллаборации с иностранными партнерами вроде Netflix и Sony: за сокращением использования угля и пластика последовали инвестиции в возобновляемые источники энергии. Но с уменьшением количества выбросов дела до сих пор обстоят не лучшим образом. Хотя точечные меры предпринимались и тут: еще в 2015-м в Индии вышел первый углеродно-нейтральный фильм Aisa Yeh Jahaan (для нейтрализации выбросов высадили несколько сотен деревьев), а на съемках шоу Indian Idol прибегали к калькулятору углеродного следа от Albert.

Кто-то, возможно, удивится, но экологическое кинопроизводство полным ходом развивается в Африке. В минувшем году президент ЮАР Сирил Рамафоса подписал закон о борьбе с последствиями изменения климата, и переход страны к низкоуглеродной экономике стал национальной задачей. Недавно прошедший фестиваль в нигерийской Абудже подчеркнул роль кинематографа в продвижении идей устойчивого развития, чем также занимается организация Green Film Africa, призывающая использовать на съемках возобновляемую энергию, сводить к минимуму ущерб экосистеме, взаимодействовать с локальными сообществами, уважая их обычаи, и беречь водные ресурсы – засуха остается одной из серьезнейших проблем региона. Green Film проводит семинары, повышая осведомленность киношников о зеленых инициативах, сотрудничает с ними на площадке, предлагает услуги эко-поставщиков.

Ну а что же в России? А в России только в 2024-м был запущен проект «Зеленый экран», вдохновительницей которого стала руководитель Центра развития кинопроизводства Мурманской области Светлана Солдатова. Наше региональное кино в последнее время стремительно развивается, но великая сила, предлагаемая живописными ландшафтами, влечет за собой и великую ответственность. Цитируя Солдатову, «приход индустрии, в том числе кино, должен быть незаметным для природы, способствовать ее сохранению». Эксперты проекта разработали руководство по зеленым съемкам для развития местной киноиндустрии и предотвращения отрицательных экологических последствий. Из этого карманного справочника можно узнать, как подсчитать и компенсировать углеродный след, повторно использовать материалы, костюмы и декорации, грамотно утилизировать расходы и наладить питание на площадке.

Для оценки и минимизации ущерба окружению «Зеленый экран» создал экологический калькулятор «Кладония», вдохновленный одноименным мхом из Мурманской области. Проводит проект и конкурс для авторов экологичного кино – с целью просвещения представителей индустрии и блогерского сообщества, привлечения к актуальным вопросам внимания населения и популяризации искусства, способствующего бережному отношению к экологии. В первом конкурсе «Зеленый экран» победила короткометражка Никиты Чисникова «Ленин Наоборот». Сверхъестественных усилий по защите окружающей среды режиссер не прилагал, но иной раз даже малое дает результат:

«Мы все за собой убирали и оставляли место съемок после нас чистыми. Очень следили за тем, чтобы съемочная группа не мусорила и не вредила окружающей нас среде. Также мы не печатали лишние копии сценария. И мы полностью отказались от автомобилей для группы. Не было большого транспорта, автобуса для команды, локации находились рядом, и мы старались передвигаться между ними пешком».

Мария Кушниренко, работавшая продюсером выставочных проектов, основала первую в России компанию по экологическому сопровождению съемок под названием Sister Mary. Речь о сопровождении кинопроизводства и в принципе любых активностей в сфере развлечений. Компания рассчитывает и компенсирует углеродный след, оптимизирует рабочие процессы, предварительно составив план ресурсосбережения, способствует эко-просвещению, следит за раздельным сбором отходов, обеспечивает устойчивые закупки и экологичный кейтеринг.

В 2024-м подруга Кушниренко Инга Шепелева сняла в Якутии первый отечественный углеродно-нейтральный фильм «Белый пароход». Данные по углеродным выбросам сверялись по калькуляторам Albert и Ecoprod, на площадке были организованы раздельный сбор отходов и устойчивые закупки, использовалась многоразовая посуда. В работе участвовали якутские экологи, актеры и члены съемочной группы сортировали отходы, эко-супервайзеры из Sister Mary консультировали гримеров, художников и костюмеров, отправляли на переработку невостребованные декорации, обувь и одежду. Еще команда высадила на территории Звенигородского лесничества Московской области 500 деревьев, компенсировав 110 тонн выбросов.

«Когда я начала работать над «Белым пароходом», для меня было важно не просто рассказать историю, связанную с якутской культурой, но и сделать это с уважением к той земле, где все происходит. Экологическая ответственность стала для нас естественным продолжением художественного замысла», – заявила Шепелева.

«Белый пароход» (2024)

Экологический цех существует и на киноконцерне «Мосфильм». Он следит за тем, как прочие подразделения соблюдают эко-нормы. Служба главного механика, например, должна собирать и сдавать металлолом, а электроцех сдает на утилизацию люминисцентные лампы, опасные для природы из-за паров ртути. В ныне закрытой Лаборатории обработки пленки была предусмотрена система очистных сооружений: химикаты, используемые при работе с пленкой, вредны для окружающей среды, и без предварительной очистки их нельзя сбрасывать в канализацию.

Подрядные организации утилизируют автомобильную резину и масла автотранспортного цеха. А иловый осадок с автомойки, оборудованной на территории киноконцерна, вывозится на полигон. Нетривиальное применение нашлось древесным отходам, остающимся после строительства декораций: их отдают в конную полицию, где они служат подстилкой для лошадей. Ну и, конечно, в образцовом порядке поддерживается сад.

«Каждый год специальные службы подсаживают деревья, следят за тем, чтобы они плодоносили… На территории киноконцерна достаточно благоприятная атмосфера: у нас увеличилось количество птиц, живут белки. А животные не дадут соврать – они попросту не будут селиться там, где грязно», – говорил в 2018 году первый заместитель Генерального директора по производству Владимир Рясов.

Также руководитель экологической службы «Мосфильма» Любовь Алабина проводила семинары по сбору твердых коммунальных отходов, рассказав о соответствующей практике киноконцерна и напомнив, как много значит просветительская деятельность среди российских граждан. Которые в большинстве своем скептически относятся к тому же раздельному сбору мусора, хотя сама Алабина верит, что со временем он войдет в привычку.

В целом на широкие рельсы экологическое кинопроизводство в России пока не встало. И неизвестно, встанет ли. Зеленые инициативы на площадках можно по пальцам пересчитать, да и фильмы эти, при всем почтении к авторам, – не блокбастеры. В конце сентября Министерство экономики обновило климатические цели страны, предполагая сокращение выбросов парниковых газов до 65–67% к 2035 году, и частью государственной кампании по защите окружающей среды вполне могут оказаться и экологичные съемки. Если для этого будет необходимо консультироваться с международными специалистами, налаживать внешние контакты, перенимать опыт единомышленников – почему нет? Ведь какие бы противоречия не раздирали государства на политическом уровне, планета у нас одна, и совместные усилия по ее защите, еще и в области лучшего из искусств, – отличный шанс для всеобщей консолидации. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

50 оттенков Кейт Уинслет: От «Титаника» до «Великой»

Кейт Уинслет отмечает свое 50-летие. Для зрителей это не про цифру в паспорте, а про десятки образов, которые уже давно…

5 часов назад

Громкие премьеры и культовая классика на фестивале КАРО/АРТ #4

Уже четвертый фестиваль КАРО/АРТ вот-вот откроет свои двери всем любителям авторского кино. 15 октября в московском кинотеатре «Октябрь» начнутся показы…

9 часов назад

«Звонок»: Полный гид по хоррор-вселенной

В отечественный прокат уже крадется сомнительный жутик «Звонок. Последняя сессия», уже по сложившейся традиции локализаций не имеющий никакого отношения к…

12 часов назад

Портал «Узнай Москву» запустил спецпроект к 100-летию Марлена Хуциева

Ровно 100 лет назад родился Марлен Хуциев – классик советского кино и автор таких шедевров эпохи «оттепели», как «Мне двадцать…

1 день назад

Фильмы, снятые в экстремальных условиях

В киноиндустрии нередко случается, что приключения за кадром выходят далеко за рамки сценария. Иногда кинематографисты сознательно отказываются от комфорта павильонов…

1 день назад

Фестиваль «Послание к человеку» объявил программу

17 октября состоится торжественная церемония открытия 35-го фестиваля «Послание к человеку», который на 9 дней примет у себя кинематографистов со…

1 день назад