Рецензии

Суровое русское фэнтези «Библиотекарь»: Никита Ефремов и пять стадий принятия

Конец 1990-х. Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) должен срочно собрать $4 тыс., чтобы получить американскую визу и отправиться покорять Голливуд. Достать такую сумму в короткий срок непросто – последние годы неудачливый актер перебивается детскими утренниками (привет «Здоровому человеку» и танцам в костюме чебурека) и даже пробует построить карьеру в порноиндустрии (грандиозный эпизод, стилизованный под VHS). Казалось бы, все, «кина не будет», но тут подворачивается отличный шанс наладить жизнь: отец Вязинцева скончался при невыясненных обстоятельствах и оставил ему в наследство квартиру.

Жажда лучшей жизни перевешивает обиду на родителя, и Алексей отправляется в деревушку Широнино. На жилплощадь там быстро находится покупатель, а дальше начинается полный кавардак. Боевые читальни, мужики с веслами, бывшие сидельцы – Вязинцев попадает в причудливый мир, где каждый второй хочет его прикончить, а каждый первый имеет на него особые планы. Оказывается, на родине тоже есть чем заняться: самые разные люди, которых Алексей поначалу принимает за сектантов, охотятся на магические книги. Каждая наделяет читателя (или слушателя) особым даром. Всего 6 книг – Силы, Ярости, Памяти, Терпения, Власти и Радости. Но есть и седьмая – Смысла. Ее, правда, пока никто не нашел.

«Библиотекарю» неспроста присвоен рейтинг 18+. И псевдопорно имеет к этому самое последнее отношение. Первая серия начинается с брутальной боевой сцены, массовым побоищем заканчивается вторая, а полтора часа между ними герои то и дело ходят в крови – что Андрей Мерзликин, играющий отца главного героя, что сам Никита Ефремов. «За сутки – шесть трупов!» – возмущается он в какой-то момент. Таким незамысловатым, но выразительным образом обозначается жанр, хотя разноплановых эпизодов в сериале хватает. Вот городское фэнтези, вот сатира на СССР («Товарищи, у вас тут не совок, а средневековье!»), вот черная комедия, а вот почти исторический боевик. Без криминала, понятное дело, тоже не обходится, хотя реликты эпохи вроде черных риелторов используются скорее в качестве комедийной отдушины.

Сериал Игоря Твердохлебова («Мажор», «Триггер», «Территория») сложно охарактеризовать – проект настолько оригинальный, что аналогов просто не находится. На ум приходит разве что «13 клиническая», где авторы тоже развивали собственную вселенную, опираясь на наследие Союза (в основном эстетическое) и придумывая правила с нуля. Но у «Библиотекаря» есть первоисточник, к тому же проверенный временем. Другое дело, что парой предложений его не перескажешь – всю мощь соцреализма Вязинцев ощущает на своей шкуре.

Еще одна сложность напрямую связана с жанровыми рамками. И профессией героя – порой он намеренно кривляется, стараясь скрыть животный страх. Выглядит это иногда гротескно – при творящемся вокруг безумии нарушение тональности бросается в глаза. Как и возраст героев: Мерзликин в одной поре, что в 1976 году, что в 1999-м, а персонажу Ефремова по сюжету 27 лет, что подразумевает максимализм и импульсивность. При всем уважении наследник именитой фамилии выглядит постарше, но играет с большим рвением (уязвимость перерастает в решительность буквально на глазах), и в характер попадает.

Помогают ему и другие актеры – ансамбль в сериале собрался разношерстный. Почти каждый герой – характерный, с изюминкой, которая считывается при первом же появлении. Иерархия тоже прописана четко: старшие бьются со старшими (Евгения Дмитриева – волевой стержень – великолепна с первых секунд), младшие стараются не особенно задираться. К тому же предыстории героев органично вплетаются в общий сюжет – зрителю хочется поскорее все узнать, но его мягко притормаживают, вместо этого раздвигая границы нового мира.

Линии разделяются и снова сводятся воедино – апофеозом становится сцена с Книгой Памяти. Чем она закончится, очевидно с первой секунды, но пробирает все равно до мурашек. Так что человечность – или полное ее отсутствие – все равно оказывается движущей силой проекта. А боевые сцены, музыка и юмор просто обрамляют происходящее – и очень удачно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

12 часов назад

Театр Наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр Наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Годы…

13 часов назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

14 часов назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

15 часов назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

20 часов назад

Рубен Эстлунд купил самолет ради нового фильма с Киану Ривзом

Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…

1 день назад