Кино

Супергерои всех стран, соединяйтесь!

Марвеловская киновселенная и прочие американские вампуки про атлетически сложенных мужчин и женщин в разноцветных обтягивающих костюмах всем давно надоели. Но это не значит, что на самом жанре непременно нужно ставить крест. Вовсе нет. Вместо этого стоит просто шире на него взглянуть – в географическом смысле. В чем поможет вам наша подборка: несколько непохожих друг на друга кинокартин со всего мира, от Италии до Южной Кореи, каждая из которых предлагает по-своему незаурядный подход к супергероике.

«Битва богов» (2022)

Индонезия

В Индонезии, чтобы вы знали, есть свой Marvel – издательство Bumilangit. И своя супергеройская киновселенная. Которая, правда, на данный момент состоит всего из двух фильмов, но в ближайшие годы должно появиться еще как минимум шесть (плюс сериал). Первым фильмом стал вышедший в 2019-м «Гундала: Сын молнии» про отважного парня, умеющего круто драться и стрелять молниями. А в прошлом году к нему добавилась «Битва богов».

Сюжет там следующий: боевая сиротка, которую периодически склоняет на темную сторону внутренняя злая богиня, открывает в себе добрую богиню и с ее помощью противостоит разным негодяям, орудуя волшебным красным шарфиком. Негодяи, в свою очередь, планируют злым богам принести в жертву тысячу бедняков. Но, конечно, осуществить задуманное им не удастся. Потому что боевая сиротка их жестоко проучит.

Классовое противостояние, мифология и зрелищное кунг-фу – вот три основные движущие силы индонезийской супергероики. Богатые притесняют бедных, на защиту последних встают супергерои и дают зарвавшимся капиталистам отпор. Выглядит бодро, стильно, современно, на высочайшем мировом уровне (пускай и достаточно бюджетно). Вообще крутые боевики в этой далекой стране умеют делать лучше всех – вот вам несколько убедительных примеров. Так что и в жанре кинокомиксов, того и гляди, догонят и перегонят.

«СуперБоб» (2015)

Великобритания

Британский «СуперБоб» (не путать с российскими «СуперБобровыми») представляет собой довольно трогательный маленький ромком, снабженный изрядной долей политической сатиры и решенный в формате мокьюментари. Бретт Голдстин (Рой Кент из «Теда Лассо») играет неуклюжего застенчивого простачка, на которого однажды сваливается метеорит. В результате чего он обретает суперсилы.

Вскоре его вербует минобороны и заставляет заниматься противной бюрократической ерундой (в том числе ручкаться с западными партнерами), но сам он мечтает о свидании с симпатичной библиотекаршей. Хотя его истинная судьба – легкомысленная и любвеобильная, но исключительно добросердечная колумбийская иммигрантка.

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, как можно юридически оформить статус супергероя (как правило, такие вопросы приходят в ночи), то «СуперБоб» предоставляет на выбор сразу два возможных варианта: как госслужащего военного ведомства, с жалованием, соцпакетом и строго установленным рабочим графиком, либо как оружие массового поражения.

«Рендель» (2017)

Финляндия

Очень дешевое и очень сердитое кино с грустной историей. Снял его человек по имени Йессе Хаая, который с малых лет увлекался комиксами и еще в школе придумал собственного персонажа – Ренделя. В 2013 году, когда ему было 30 лет, у него обострился один весьма неприятный недуг, что в ближайшей перспективе грозило вынужденной пенсией по инвалидности. Тут он вспомнил про свои детские рисунки, выложил парочку из них в интернет, и все заверте… Так он стал создателем первого в истории финского полнометражного фильма про супергероя.

Фильм, прямо скажем, звезд с неба не хватает. Это ревендж-муви наподобие «Ворона» или «Карателя» с сюжетом в два притопа и три прихлопа. Бандиты, прислуживающие ушлой фармкомпании, убивают семью одного мелкого клерка, после чего последний надевает маску и принимается мстить, брутально и молча. При не слишком деятельном участии загадочной воображаемой блондинки. Тогда как на стороне могущественного врага – компания умеренно колоритных отборных киллеров со всего света, в том числе с Урала.

Действие разворачивается преимущественно в минималистичных интерьерах каких-то то ли складов, то ли заброшенных заводов и сводится к тому, что громила в черном костюме угрюмо и методично выбивает дурь из разных типов. Удовольствие, конечно, на любителя, но свою благодарную фильм нашел и даже имел некоторый успех. Уже началась работа над сиквелом, но в какой-то момент все почему-то заглохло, и в конце концов Йессе Хаая так разочаровался в индустрии, что объявил об окончании своей недолгой карьеры кинопостановщика.

«Телекинез» (2018)

Южная Корея

Представители девелоперской компании хотят снести целый район, где живут бедные люди. Люди, естественно, против. Держат оборону, как могут. Отбивают попытки рейдерских захватов. В рамках правового поля как-то борются. Но силы неравны. И тогда на помощь приходит обычный с виду немолодой мужичок, который вследствие фантастического стечения обстоятельств обрел способность двигать предметы силой мысли и швыряться ими.

Еще один первый в истории полнометражный фильм про супергероя. Только в истории на этот раз Южной Кореи. И супергерой, соответственно, тоже – южнокорейский. Снова, как видим, всплывает тема классового противостояния: в качестве злодеев – циничные представители крупного бизнеса в дорогих костюмах, а обладатель сверхъестественной силы выполняет функции защитника слабых и при этом сам происходит из низших социальных слоев.

Но вообще-то высказывание против капитализма и коррупции в данном случае вовсе не главное. Главное – располагающаяся в центре всех этих разборок с коктейлями Молотова, баррикадами и массовыми побоищами тихая семейная драма о примирении отца и дочери. Поэтому, даром что зло фактически так и остается непобежденным, добро все же торжествует. И в этом плане «Телекинез» выделяется особо, показывая, что семейное счастье гораздо важнее абстрактной и, скорее всего, в принципе не подразумевающей какого-либо конца битвы света и тьмы.

«Меня зовут Джиг Робот» (2015)

Италия

Мелкий воришка, спасаясь от преследования полиции, случайно окунается в бочку с токсичными отходами и получает невероятную физическую силу вкупе с неуязвимостью. Осознав открывшиеся перед ним безграничные возможности, он первым делом выковыривает из стены банкомат и покупает себе много йогуртов. Но вскоре все-таки встает на путь исправления, берет шефство над глубоко психически травмированной девушкой и бросает вызов мафии.

Организованная преступность в Италии не устает процветать, поэтому разного рода криминальные драмы составляют по меньшей мере половину всей тамошней кинопродукции. Вот и «Меня зовут Джиг Робот» – тоже, по сути, криминальная драма. Суровая, трагическая, местами прямо-таки душераздирающая. Жестокие убийства, искалеченные судьбы, фактурные рожи, зажигательное итало-диско – всего этого в фильме в избытке.

Супергероика здесь присутствует лишь в виде не то чтобы обязательных, но изящных и порой очень ярких вкраплений. Наиболее яркое и изящное из них – суперзлодей в исполнении дважды лауреата Венеции Луки Маринелли («Великая красота»), внезапно похожего на злобного брата Ноэля Филдинга. Режиссер Габриэле Майнетти, кстати, спустя несколько лет сделает еще один экстравагантный кинокомикс – «Отчаянные мстители», про цирковых уродцев против фашистов. И возьмет с ним пять призов в той же Венеции.

«Как я стал супергероем» (2020)

Франция

В альтернативной реальности, где суперспособности – обычное дело (у кого-то есть, у кого-то нет, но никому это не мешает) пара копов ведет расследование серии поджогов. В результате выясняется, что кто-то повадился похищать обладателей необычайных талантов, выкачивать у них кровь и синтезировать на ее основе наркотик, позволяющий кому угодно пускать огонь из ладошек или лазерами из глаз лупить. Притом покупает этот наркотик в основном молодежь.

Стало быть, мы имеем дело с очередной хитровыдуманной метафорой подростковой наркомании. И одновременно – социального расслоения, надо полагать. Которая, в свою очередь, встроена в стандартное полицейское бадди-муви, где двое напарников сначала друг от дружки носы воротят, но постепенно притираются и в конечном итоге делаются не разлей вода.

Кому-то может показаться, что этот фильм слишком похож на «Проект Power» с Джейми Фоксом и Джозефом Гордоном-Левиттом – один из тех дорогих и провальных проектов Netflix. Тем более что и вышел «Как я стал супергероем» на том же Netflix всего лишь год спустя. Но на самом деле он основан на одноименном романе, изданном еще в 2007-м, а автор этого романа – видный ученый-социолог Жеральд Броннер.

Стало быть, и задумывалось кино, наверное, как серьезный вдумчивый комментарий. С замахом чуть ли не на новых «Хранителей» как будто. Только без килотонн пафоса. Как бы то ни было, замах если и имел место, то не то чтобы не оправдался, но ничем выдающимся не увенчался. Крепкий нишевый середняк, не более, но и не менее. Альтернативная супергероика в мрачном антураже современного Парижа – это ведь уже само по себе звучит весьма заманчиво.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад