В полиции захудалого провинциального городка служит паренек по имени Гоша – субтильный тихоня, до сих пор живущий с мамой, зато очень добрый и правильный. Однажды его кусает испачкавшаяся в токсичных отходах собака, и он в одночасье преображается. Избавляется от заикания, обретает сверхспособности (физическая мощь, чуткое обоняние, ускоренная регенерация), а заодно обзаводится заклятым врагом в лице мэра и по совместительству директора завода, откуда те самые токсичные отходы и проистекают.
Чуждый, казалось бы, нам жанр супергероики продолжает упрямо врастать корнями в почву русской культуры. И если пока еще не цветет, то уже совершенно точно пахнет. В данном случае он пахнет штампами, мокрой псиной, кровью и едкими химикалиями. Но это отнюдь не повод морщить нос и отворачиваться брезгливо. Скорее наоборот – повод как следует шумно занюхнуть.
Сериал «Разрешите обратиться» в первую очередь тем и примечателен, что служит показательным примером того, как постепенно осваивается, приживается и ассимилируется у нас нездешняя традиция кинокомиксов. Процесс это небыстрый и зачастую, как видим по «Майору Грому» или по тем же, простите, «СуперБобровым», болезненный. Но вместе с тем необратимый, и к каким-то осязаемым результатам он рано или поздно приведет. Ну а пока мы имеем дело с результатами промежуточными.
Авторы сериала берут супергероя определенного узнаваемого типажа – питерпаркероподобного – и помещают его в пространство суровой российской действительности. Потом берут суперзлодея, также типажа узнаваемого – сбрендившего от жадности и безнаказанности капиталиста, – и туда же его забрасывают. До кучи добавляют типовых второстепенных персонажей, включая бойкую девицу на позиции любовного интереса (Анна Завтур) и сумасшедшего ученого (Арсений Сергеев).
Суперзлодею, что характерно, никакой акклиматизации не требуется: суперзлодей – он и в вымышленном Среднекамске суперзлодей. Ростислав Бершауэр в роли главы вредоносного предприятия легко бы сошел за своего и в Готэме, и где угодно. Так у него аутентично выходит инфернально хохотать, руки людям отрывать да прочие разные предосудительные вещи вытворять. Полицейский-мутант же (Андрей Гальченко), напротив, чем дальше, тем глубже в российской действительности увязает, постепенно сознавая бессмысленность и тщетность борьбы со злом как концепции.
Конечно, без пресловутой сентенции, которую обязан уяснить любой супергерой, про большую ответственность и все такое, не обходится. И моральный ориентир в виде мертвого близкого родственника (Евгений Санников) у него имеется. И кое-какие несомненные супергеройские подвиги он себе в актив зачислить вправе. Однако же чистые идеалистические помыслы и прекраснодушные рассуждения в духе «чтобы было всем хорошо, надо просто всех плохих людей наказать» в конце концов вдребезги разбиваются о реальность. Как следствие, хороший оборотень в погонах Гоша сбивается с курса и чуть сам не превращается в плохого.
Точно так же, о ту же реальность, разбиваются установки еще одного важного персонажа – сына главгада, дерзкого и предприимчивого молодого циника (Даниил Киселев), который тоже между хорошим и плохим балансирует. Только он для достижения своих целей оперирует методами из области современного пиара и новомодных бизнес-тренингов. Однако эти методы применительно к суровой российской действительности оказываются бесполезны в той же мере, что и суперсилы человека-волка. В чем трудно не усмотреть намеренно заложенную метафору.
Тем самым опять все как будто сводится к тому, что умом Россию не понять, и вот к этому всему. Что нет у нас, стало быть, места ни прогрессивным западным практикам, ни супергероям. Собственно, кто бы спорил: и впрямь ведь ни один доморощенный супергерой у нас так и не снискал народного признания (скопированные с американских образцов комиксы Bubble и их кликушествующие фанаты не в счет).
Тем не менее пример «Разрешите обратиться» убедительно показывает, что, в принципе, супергероика как таковая сама вполне пригодна для адаптации под вкусы и запросы российского зрителя, правда, лишь в своей альтернативной форме. Что предполагает ироническое переосмысление жанровых клише, упор на сатиру и разного рода веселье для взрослых – с кровищей, взрывающимися головами, черным юмором и, допустим, эротическим косплеем Гаечки из «Чипа и Дейла» (почему бы и нет?). Да, это пока что и близко не уровень «Пацанов». Но направление явно выбрано верное.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…