Кино

Абьюз, гнев и нищета: Судьба домовых в российском кино

Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах из различных игровых и анимационных фильмов.

«Деревня Утка» (1976)

Девочка Оля приезжает на лето в деревню к бабушке. Размеренный крестьянский быт поначалу навевает на нее скуку, но все меняется, когда она знакомится с тайно проживающим в бабушкином доме шишком (Ролан Быков). Который умеет становиться невидимым, любит стучать в стены, тырит ножи и издает тикающие звуки по ночам.

Шишок (ударение на «о») – это такой фольклорный персонаж, тот же домовой, грубо говоря, но с несколько расширенным функционалом. Из фильма мы узнаем, что шишки (ударение на вторую «и») фактически бессмертны, но из-за урбанизации, отмирания традиционных верований и прочих последствий прогресса существование их становится все более безрадостным. Хотя вот шотландский коллега мистер Брауни (Георгий Милляр в килте) чувствует себя вполне неплохо.

В целом настроение этой детской вроде бы сказки – весьма тоскливое. Потому как нет места бедному шишку в городе, а деревня, очевидно, обречена. Отсюда ценный урок для ребятни: энтропия – неизбежна и неумолима. Даже для милых сказочных старичков. 

«Домовенок Кузя» (1984–1987)

Тему адаптации фольклорных персонажей к новым условиям продолжает серия культовых мультиков про Кузю. Кузя – представитель молодого поколения, и ему, соответственно, легче приспособиться к реалиям жизни в современном многоквартирном здании. Однако тут же обнаруживается иная проблема – реакционная сила, насильно тянущая героя назад, в дремучее прошлое.

Олицетворяет эту силу чумазая старуха Баба-яга, не гнушающаяся в своем маниакальном стремлении к личному обладанию Кузей никакими грязными методами. Включая похищение, незаконное лишение свободы, одурманивание. В итоге домовенок, чудом избежав смерти, спасается из плена, но мерзкая колдунья остается безнаказанной. Более того – находит себе очередную жертву.

Таким образом, этот советский фолк-триллер рассматривает феномен абьюзивных отношений сразу в нескольких плоскостях, приходя к неутешительному выводу о невозможности разорвать порочный круг – в силу установок, закладываемых в сознание индивида на протяжении многих веков. Домовенок, увы, так и не сможет стать по-настоящему независимым, так как ему недоступно само понятие независимости. И вместо Бабы-яги будет самоотверженно служить девочке Наташе, не осознавая, что он всего лишь кукла, управляемая незримым кукловодом.

«Призрак дома моего» (1994)

Патологически неудачливая молодая женщина, работающая медсестрой (Александра Захарова), вынуждена жить в полуразвалившемся доме в кромешной нищете. Однажды в ее комнате материализуется галантный обходительный мужчина (Леонид Куравлев), который питается орехами, крутит люстру и, самое главное, исполняет женские желания. Чем сразу принимаются активно пользоваться все вокруг.

Милиционерша (Ирина Розанова), например, о повышении зарплаты мечтает. Еще одна дама (Евгения Симонова) – мужа наконец встретить. Ну и он это все исполняет. Вернее, не прямо все: индексация оказывается не столь значительной, а вместо обещанного Игоря появляется Ашот. Но и то, как говорится, хлеб.

Симптоматичная для середины 1990-х история: всюду разруха и такой бесперспективняк, что только и остается уповать на какое-нибудь чудо – авось возникнет из воздуха волшебная сущность и все исправит. Причем, заметьте, не кардинально, как в мультике про Аладдина. А так, чтобы хотя бы терпимо было. Немножко денег, немножко любви. И практически ничего взамен – только орешков бы погрызть старому больному домовому.

«Ловушка для полтергейста» (2004)

Выгнанный бывшей женой из дома сценарист поселяется в квартире, где хозяйничает невидимый Федя. Характер у этого Феди озорной, но вообще-то мужик он нормальный. За коньяком в магазин может сгонять, пива с раками организовать, да и сам выпить и закусить не дурак. Сценарист предоставляемыми услугами охотно пользуется, а потом вдруг выясняет, что Федя – не просто домовой, а создание из параллельного измерения. И никакой он не Федя, а симпатичная девица. И за ней, а также за Федей (долго объяснять, но он тоже есть и тоже из параллельного измерения) охотится безумный ученый.

Вряд ли вы когда-нибудь слышали об этом расчудесном недоразумении, которое к тому же идет два с половиной часа (как «Мстители: Война бесконечности»), но оно, поверьте, того стоит. Здесь, конечно, все чрезвычайно плохо – от упоительно чудовищных актерских перформансов (даром что знакомых лиц в касте хватает) до спецэффектов. Зато этот образчик наивного искусства абсолютно свободен от всяких штампов и оттого поистине непредсказуем.

Прежде всего стоит отметить дерзкую попытку передислоцировать домового из области потустороннего, мистического – в область научно-фантастическую. Иными словами, рационализировать иррациональное. Насколько попытка удачна – уже другой вопрос. Впоследствии этот эксперимент повторит Кристофер Нолан, отождествив барабашку с застрявшим в зашкафном пространстве-времени МакКонахи. Результат, впрочем, будет приблизительно тот же. С «Оскаром» и Циммером, но без пива с раками.

«Домовой» (2019)

Мать (Екатерина Гусева), в одиночку воспитывающая малолетнюю дочь, по подозрительно низкой цене приобретает двушку в высотке на Котельнической набережной. В придачу к ней идет домовой (Сергей Чирков) – крайне злобный тип, который тут же принимается всеми доступными ему способами новых владельцев из квартиры изживать. А способов ему доступно на самом деле не так много, всего один, в сущности. Но довольно эффективный – учинение тотального дестроя.

Это же является основополагающим элементом фильма. «Домовой» (не путать с одноименной картиной Карена Оганесяна 2008-го) представляет собой бесхитростную, но очень зрелищную детскую буффонаду, в которой интерьер отдельно взятого жилого помещения раз за разом подвергается уничтожению с особым цинизмом и жестокостью. Мебель в щепки ломается, предметы летают, паркет взрывается. Одно удовольствие наблюдать.

Образ домового меж тем – сугубо трагический и неоднозначный. Он ведь отчего злобный-то такой? Оттого, что людей на своем веку разных немало повидал и крепко в них разочаровался. То и дело скандалят, рукоприкладством грешат, полагая, что раз они в четырех стенах, то никто их не видит и все, значит, дозволено. Вот домовой и стал всем подряд мстить, возомнив себя эдаким узколокальным божком. Что изрядно сгущает тучи над сахарным хеппи-эндом: сколько, интересно, пройдет времени, прежде чем этому монстру снова что-нибудь в поведении соседей не понравится?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

3 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

6 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад