Премьера хлесткого проекта Аарона Соркина состоялась на Netflix.
На Netflix вышел новый режиссерский проект Аарона Соркина об одном из самых громких судебных процессов середины прошлого века в США. Бодрый пролог коротко вводит зрителя в курс дела: на дворе 1968 год, война во Вьетнаме в самом разгаре, Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди застрелены, а демократы решают, кого выставить на предстоящих выборах против Никсона. Ситуация накалена до предела, и несколько активистов воспринимают слет Демократической партии в Чикаго как возможность провести антивоенный митинг. Несмотря на все запреты властей, в близлежащем парке собирается толпа в 10 тысяч человек. Неудивительно, что в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля и начинаются жесткие столкновения с полицией.
Спустя несколько месяцев новоиспеченный генеральный прокурор Джон Митчелл (Джон Доумен) решает показать, кто в доме хозяин, и устраивает показательный процесс над предполагаемыми зачинщиками чикагских беспорядков. На скамье подсудимых оказываются 8 человек – предводители леворадикальной контркультурной партии Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн) и Джерри Рубин (Джереми Стронг), активисты студенческого движения Том Хейден (Эдди Редмэйн) и Ренни Дэвис (Алекс Шарп), пацифист Дэвид Деллинджер (Джон Кэрролл Линч), сооснователь «Черных пантер» Бобби Сил (Яхья Абдул-Матин II), дело которого впоследствии было оформлено в отдельное производство, а также двое парней, которым просто не повезло попасть в поле зрения органов.
Разношерстность компании очевидна всем, кроме судьи (великолепный Фрэнк Ланджелла), который упрямо настаивает на том, что все виновны и должны быть приговорены к 10 годам заключения. Об ангажированности процесса и говорить не приходится. Регулярно достается адвокатам (Марк Райлэнс и Бен Шенкман), приструнить пытаются и своих – прокурора Роберта Шульца (Джозеф Гордон-Левитт), который проявляет к членам человечность, и бывшего генпрокурора Рэмси Кларка (Майкл Китон).
Один из членов «Семерки» в самом начале отмечает, что их судьба уже предопределена, другой отмечает, что их всех «словно номинировали на «Оскара». Но при всем очевидном фатализме смотреть «Суд над чикагской семеркой» интересно. Это внятная и захватывающая картина, которая особенно хороша, когда превращается из полнометражного процедурала в едкую политическую комедию. Бесподобен в шутовском амплуа Саша Барон Коэн, без труда перетягивающий на себя внимание (разумеется, спасибо стоит сказать и его реальному прототипу – часть реплик выдернута из стенографии процесса), однако минута славы находится для каждого.
При условии, что только на перечисление звезд требуется несколько абзацев, то это, определенно, заслуга сценарного гения Аарона Соркина. Остроумными и злыми (о цинизме речи практически не идет) репликами он разбавляет патетические лозунги, не забывая и о контексте эпохи. Скорее всего, иностранному зрителю, особенно молодому, трудно будет с ходу вникнуть во все хитросплетения культурных, социальных и экономических нюансов – особенно при привычном для сценариста стремительном темпе. Однако внимание Соркин удерживает мастерски. Возможно, все дело в отсутствии оригинальных режиссерских решений, которые, скорее всего, отвлекали бы от сути происходящего. Отсутствие оных, кстати, переводит фильм в разряд классических и даже монументальных полотен сродни «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.
В целом же Соркин в своей стихии – управляет динамикой, не забывает про налет театральности (одно из слушаний «Семерка» разыгрывает до самого слушания и это, пожалуй, самая яркая сцена), грамотно использует флешбэки и хронику. Опираясь на богатый материал, он наполняет картину множеством тем – свободы слова и убеждений, пацифизма и политического активизма, революционных настроений и солидарности. И практически на каждую приходится мощная сцена, будь то эпизод, где одному из ответчиков затыкают рот кляпом прямо в зале суда, или где война, все время идущая где-то на фоне, начинает звучать так, как будто давно уже здесь.
Комментарии