Мода – отдельный вид искусства и по-настоящему тяжелый труд, но рассказать о нем правильно – не менее сложная задача. Документальное кино призвано быть объективным, и все-таки в нем не обходится без особой страсти – к моде и тем, кто ее создает. «КиноРепортер» собрал 9 лучших из таких фильмов.
10 июня на большие экраны вышел документальный фильм Райнера Хольцемера «Маржела: своими словами», посвященный одному из самых влиятельных дизайнеров нашего времени. Мартин Маржела, некогда выпускник Королевской академии Искусств, а теперь лидер собственного бренда, полностью оправдывает свое прозвище «Бэнкси в мире моды»: он невероятно талантлив, но никогда не показывал лицо на публике.
За его плечами длинный путь от ассистента Жан-Поля Готье до креативного директора Hermès, линейка парфюма, 41 провокационная коллекция и – великая тайна личности. Новый фильм позволит увидеть творение мастера его же глазами: Мартин Маржела покажет свои записи, черновики, рисунки и – самое главное – впервые лично расскажет свою историю на большом экране.
Премьера фильма о Сальваторе Феррагамо состоялась на Венецианском кинофестивале в 2020 году. Его режиссер Лука Гуаданьино, в первую очередь, известен своими игровыми фильмами («Назови меня своим именем», «Мы те, кто мы есть») , однако в 2017 году, прочитав биографию Феррагамо, вдохновился на создание документальной картины.
Гуаданьино связался с семьей дизайнера и получил доступ к архивам, интервью и всей необходимой для создания фильма информации, а самое главное – к рассказам Ванды Милетти, жены Сальваторе, которая в память о муже превратила семейное производство в мировой бренд. Фильм посвящен жизни и творческому пути дизайнера, который был популярным обувщиком в Голливуде, изобрел металлическую шпильку и променял Штаты на тихую Флоренцию.
Александр МакКуин открыл себя сам, и создавал во многом революционные и вневременные вещи. Несмотря на то, что его семья изначально не одобряла интересов будущего модельера, он пошел своим путем: бросил школу, устроился в ателье, написал неподобающие слова на пиджаке принца Чарльза, улетел в Милан… Его история невероятна. МакКуин присоединился к Gucci Group в 2001 году, а до этого был дизайнером-одиночкой более 10 лет.
Работая самостоятельно и под брендом Givenchy, он устраивал скандальные показы, привлекал политическую повестку к теме своих коллекций – и не раз получал титул лучшего британского дизайнера года. МакКуина вспоминают как гения с экстраординарным мышлением, которому не было равных. И этот фильм Яна Бонота считается полноценным портретом независимого творца, который создавал моду, искусство и эмоции.
Вивьен Вествуд не зря называют королевой панка: ее выходки так же знамениты, как и ее бренд. Она владела магазином панковской одежды, встречалась с менеджером Sex Pistols и не раз в те времена попадала в полицию, появлялась на королевском приеме без белья, разъезжала по Лондону на танке, создавала модные коллекции, популярные во всем мире – и при этом утверждает, что ее компания слишком велика для нее.
Вествуд десятилетиями вдохновляла не только поколения британских модников, но и собственных сыновей: старший стал успешным эротическим фотографом, младший – так и вовсе создал всемирно известный бренд нижнего белья Agent Provocateur. Вивьен Вествуд ушла из жизни в возрасте 82 лет, но до самом смерти публично высказывалась на важные темы, создавала одежду и счастливо жила в браке со своим третьим мужем. Фильм Лорны Такер показывает, насколько разной могла быть Вивьен, и раскрывает тайну неиссякаемой энергии дизайнера.
Кристиан Диор уже был героем документального фильма, но на этот раз речь не о нем, а о его преемнике Рафе Симмонсе, на чьи плечи легла практически невыполнимая миссия. В апреле 2012 года дизайнер занял пост креативного директора дома Dior. У него было всего 8 недель на создание своей первой коллекции haute couture.
Как любого правителя, Рафа Симмонса ждала инаугурация, и его первый показ должен был определить курс движения для модного дома. Именно эти 8 недель и запечатлел Фредерик Чен в своем фильме: путешествие по дому Диора, создание инаугурационной коллекции Симмонса и все возможные сложности, с которыми только может столкнуться преемник легендарного кутюрье.
Пьер Торретон снял свой фильм спустя 2 года после смерти дизайнера и посвятил его не столько творчеству кутюрье, сколько его любви к красоте и искусству. Долгие годы Ив Сен-Лоран и Пьер Берже собирали произведения живописи, скульптуры, предметы интерьера, и настало время распродать это огромное собрание вещей, достойных выставки.
Берже прекрасно знал, что сам Сен-Лоран был бы против того, что все эти произведения искусства покинут их дом, но вынужден был попрощаться с коллекцией. Этот фильм стал той самой выставкой, которую не будет шанса собрать снова. Получилось полнометражное путешествие по невероятному собранию великого дизайнера и его модным коллекциям.
Американский Vogue – это легенда: так, как зависел мир моды от главного редактора Анны Винтур, он не зависел ни от одного человека из мира глянца. Недаром ее характер, воссозданный в книге «Дьявол носит Prada», воплотила на киноэкране сама Мэрил Стрип. Представьте, что вам позволили подсмотреть, как именно создается номер, и не просто новый, а самый толстый в истории журнала – сентябрьский Vogue 2007 года.
Сентябрь – это январь в мире моды, самое начало года, когда устанавливаются рамки и каноны, и новый выпуск главного модного журнала в мире должен быть совершенным. Именно работе над этим четко выверенным совершенством и посвящен «Сентябрьский номер» Р. Дж. Катлера. Глубина погружения в фильме вызвала волну интереса к документальному кино о моде в целом: нельзя считать, что вы что-то знаете о моде, если вы не видели «Сентябрьский номер».
Это единственная короткометражка в нашей подборке, и она прошла долгий путь к киноэкранам. Несмотря на то, что фильм был снят еще в 1990 году, он увидел свет лишь спустя 20 с лишним лет – осенью 2013 года, но до тех пор об этой работе именитого режиссера практически никто не слышал. 20-минутный фильм, посвященный Джорджио Армани, стал первой короткометражкой Мартина Скорсезе и его единственным фильмом о моде. Армани и Скорсезе – давние друзья, они регулярно сотрудничают, так что лента «Сделано в Милане» снималась в рамках партнерства. Фильм рассказывает об истории, философии и ценностях модного дома Armani.
Этот особенный фильм был снят одним мастером о другом мастере: Вим Вендерс, обладатель престижных кинонаград и завсегдатай главных кинофестивалей Европы, создал картину, посвященную Йоджи Ямамото, легендарному японскому дизайнеру. Ямамото живет и работает на стыке двух культур – восточной и западной – и создает коллекции, совмещая японскую философию, европейские формы и черный цвет.
Его стиль узнаваем и ни на что не похож, собственно, как и стиль Вендерса. Центр Помпиду предложил режиссеру, который едва ли интересовался современно модой, снять о ней фильм. В итоге картина совмещает взгляд на моду изнутри – из мастерской Ямамото, куда никто ранее не был допущен, и заметки самого Вима Вендерса о городах, идентичности и роли кино в современном мире.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…